Цели:
Обучающие:
- закреплять умение определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм и применять правильный способ их проверки;
- обобщить полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
- отрабатывать правильное написание словарных слов.
Развивающие:
- развивать умение строить предложения и текст; развитие и обогащение словарного запаса учащихся
Воспитывающие:
- воспитание коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, положительного отношения к учебе.
Оборудование и наглядность: На доске нарисован фрагмент из сказки: камень перед тремя дорогами, елка, домик, дуб, вывески с названиями городков, гласные и согласные буквы вырезанные из бумаги ; слова, карточки для самостоятельной работы с пропущенными в словах буквами ; карточки для творческой работы с деформированным текстом и т.д.
План
- Организационный момент
- Вводная беседа, постановка целей урока
- Каллиграфическая минутка
- Словарная работа
- Практическая работа у доски
- Физкультминутка
- Дифференцированная работа
- Физкультминутка
- Творческая работа
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
- Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа, постановка целей урока
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну “ Орфографию”. А для чего мы туда отправимся вы должны посмотреть на доску и сказать мне сами.
– На нашем с вами пути стоит большой необыкновенный камень. Необычный потому что на нем есть надпись. Прочитайте ее. Перед нами три дорожки, а по какой мы с вами пойдем в первую очередь выбор поможет сделать сова, которая охраняет этот камень. У совы для вас есть задание, они находятся в конверте.
Первая загадка:
Летит орлом,
Гудит, как гром,
Отворит окно,
Не спросясь никого. (Ветар.)
– Какая спряталась орфограмма в слове отгадке? (Безударная гласная в корне слова.)
– Значит, с помощью подсказки совы мы, пойдем прямо. Прямо мы пойдем к безударным гласным придем.
– Назовите, какие гласные мы называем безударными? (Гласные, на которые не падает ударение мы называем безударными.)
– Посмотрите,
Дуб зеленый над холмом,
А над дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.
– Назовите все гласные, которые живут в этом городке.(а, я, о, е, и)
– А почему не все гласные вы назвали?(Здесь живут только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова, то есть в словарных словах.)
III. Каллиграфическая минутка
– На первой рабочей строке запишите эти буквы. Они дружат и поэтому взялись за руки.
______________________
_________Вв___________
IV. Словарная работа
– Буквы подружки придумали для вас задание.
На доске записаны два столбика слов (в словах выделены корни, поставлено ударение).
..сенний с..рока
к..вер п ..льто
тр..ва н..ябрь
з..ма к..ньки
– Назовите орфограмму в этих словах? (Безударная гласная в корнеслова)
Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика? (Безударный гласный в словах первого столбика, можно проверить, изменив слово или подобрав родственное. Написание буквы безударного гласного звука в словах второго столбика, проверить нельзя ее нужно запомнить, т.к. это словарные слова.)
– А теперь давайте вставим пропущенные буквы. Начнем с первого столбика. Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? (Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне, надо слово изменить (или подобрать однокоренное) так, чтобы безударный звук стал ударным.)
*В слове “зима” безударный гласный звук в корне слова, проверяю, изменю форму слова “зимы” ударение падает на гласный звук в корне слова, значит в слове “зима” я буду писать букву и.
– А теперь перейдем ко второму столбику. Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Слова во втором столбике являются словарными, написание этих слов мы учили).
– Давайте проверим как хорошо вы запомнили написание этих слов. В слове “коньки” без. гл. в корне слова о. “коньки”.
– Теперь запишите в тетрадь только словарные слова.
– А сейчас маленькая ваша творческая работа. Составьте и запишите одно предложение с любым из этих словарных слов.
V. Практическая работа у доски
– Посмотрите на доску.
В лесу родилась елочка,
Зеленая иголочка.
На каждой иголочке для вас задание.
Для вас, ребята, – испытание.
– Записываем проверочное – проверяемое слово,
выделяем корень, ставим ударение.
– Что такое корень? (Корень – это главная
значимая часть слова. Это общая часть
однокоренных слов.)
– Чтобы начать работать вспомним правило о
написании безударных в корне слова.
Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье.
Вставьте буквы, подчеркните,
Что за правило, скажите.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно пиши.
– Вы хорошо поработали в городе безударных гласных. Теперь встаньте и возьмитесь за руки.
VI. Физкультминутка
Мы с вами дальше пойдем,
В новый городок придем
А в какой – вам решать,
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”,
Надо вам тогда решать,
Если влево, то руки влево,
Если вправо, то руки вправо.
Итак, один, два, три, четыре, пять.
– У нас возникла спорная ситуация. Поэтому давайте обратимся к помощнице сове.
У нее есть еще одна загадка.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)
– Какая орфограмма в слове-отгадке? (Парные согласные в корне слова.)
– Значит, мы с вами идем налево в городок парных согласных.
– Посмотрите все ли буквы обозначающие парные согласные звуки по вышли к нам на встречу? (Нет. У этих букв не хватает пары по звонкости – глухости, т.е. той буквы которой обозначен глухой парный звук.)
– Назовите их. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)
VII. Дифференцированная работа
– В этом городке нам приготовили задание, в котором мы должны разделиться. Дети второго варианта работают в рабочей тетради “Пишем грамотно” с. упр.
(Учащиеся, требующие педагогической поддержки, выполняют вместе с учителем.)
– Ученики первого варианта работают в р.т. “Учусь писать без ошибок” с. упр.
– Вспомним правило написания слов с парным согласным в корне слова.
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
Слово смело подбирай,
Рядом гласный подставляй.
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяю,
Рядом гласный подставляю.
(Когда дети первого ряда выполнили совместно с учителем упражнение, им дается маленькая самостоятельная работа на карточках. В это время идет проверка сам. работы второго варианта.)
VIII. Физкультминутка
– У нас осталась еще одна дорога. Но прежде давайте немного отдохнем.
IX. Творческая работа
– В этом городке был сильный ветер и некоторые слова из текста “Поздняя осень” выпали. Слова перепутались. Наша задача с вами найти их место и самое главное правильно записать. А чтобы грамотно записать эти слова, давайте вспомним правила.
X. Итог урока
– Следующее задание от жителей этого городка заключается в том, что мы должны отгадать и записать буквы, которые нам загадали.
- лук – найдите в слове парный согласный.
- столы – …безударный гласный в корне слова.
- рот – …звонкий согласный.
- стена – … безударный гласный в корне слова.
- нос – …звонкий согласный.
- пень – …букву, которая не обозначает звука.
– Какое слово получилось? (Корень.)
– Дети, а как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано. (Потому, что сегодня на уроке мы повторяем все орфограммы в корне слова.)
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия? (Прежде чем написать слово, мы должны изменить слово так, чтобы звук, который неясно слышался, произносился четко.)
Вы правы!
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Вот уроку конец,
А кто работал – молодец!
(Оценки за урок.)