Урок русского языка во 2-м классе по теме "Что мы проверяем в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • закреплять умение определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм и применять правильный способ их проверки;
  • обобщить полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
  • отрабатывать правильное написание словарных слов.

Развивающие:

  • развивать умение строить предложения и текст; развитие и обогащение словарного запаса учащихся

Воспитывающие:

  • воспитание коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, положительного отношения к учебе.

Оборудование и наглядность: На доске нарисован фрагмент из сказки: камень перед тремя дорогами, елка, домик, дуб, вывески с названиями городков, гласные и согласные буквы вырезанные из бумаги ; слова, карточки для самостоятельной работы с пропущенными в словах буквами ; карточки для творческой работы с деформированным текстом и т.д.

План

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа, постановка целей урока
  3. Каллиграфическая минутка
  4. Словарная работа
  5. Практическая работа у доски
  6. Физкультминутка
  7. Дифференцированная работа
  8. Физкультминутка
  9. Творческая работа
  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
  11. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа, постановка целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну “ Орфографию”. А для чего мы туда отправимся вы должны посмотреть на доску и сказать мне сами.

– На нашем с вами пути стоит большой необыкновенный камень. Необычный потому что на нем есть надпись. Прочитайте ее. Перед нами три дорожки, а по какой мы с вами пойдем в первую очередь выбор поможет сделать сова, которая охраняет этот камень. У совы для вас есть задание, они находятся в конверте.

Первая загадка:

Летит орлом,
Гудит, как гром,
Отворит окно,
Не спросясь никого. (Ветар.)

– Какая спряталась орфограмма в слове отгадке? (Безударная гласная в корне слова.)

– Значит, с помощью подсказки совы мы, пойдем прямо. Прямо мы пойдем к безударным гласным придем.

– Назовите, какие гласные мы называем безударными? (Гласные, на которые не падает ударение мы называем безударными.)

– Посмотрите,

Дуб зеленый над холмом,
А над дубом стоит дом.
В доме буковки живут,
Нас к себе они зовут.

– Назовите все гласные, которые живут в этом городке.(а, я, о, е, и)

– А почему не все гласные вы назвали?(Здесь живут только те гласные, которые в безударном положении в корне слова требуют проверки или запоминания всего слова, то есть в словарных словах.)

III. Каллиграфическая минутка

– На первой рабочей строке запишите эти буквы. Они дружат и поэтому взялись за руки.

______________________

_________Вв___________

IV. Словарная работа

– Буквы подружки придумали для вас задание.

На доске записаны два столбика слов (в словах выделены корни, поставлено ударение).

..сенний с..рока
к..вер п ..льто
тр..ва н..ябрь
з..ма к..ньки

– Назовите орфограмму в этих словах? (Безударная гласная в корнеслова)

Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика? (Безударный гласный в словах первого столбика, можно проверить, изменив слово или подобрав родственное. Написание буквы безударного гласного звука в словах второго столбика, проверить нельзя ее нужно запомнить, т.к. это словарные слова.)

– А теперь давайте вставим пропущенные буквы. Начнем с первого столбика. Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? (Чтобы правильно написать слово с безударным гласным в корне, надо слово изменить (или подобрать однокоренное) так, чтобы безударный звук стал ударным.)

*В слове “зима” безударный гласный звук в корне слова, проверяю, изменю форму слова “зимы” ударение падает на гласный звук в корне слова, значит в слове “зима” я буду писать букву и.

– А теперь перейдем ко второму столбику. Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Слова во втором столбике являются словарными, написание этих слов мы учили).

– Давайте проверим как хорошо вы запомнили написание этих слов. В слове “коньки” без. гл. в корне слова о. “коньки”.

– Теперь запишите в тетрадь только словарные слова.

– А сейчас маленькая ваша творческая работа. Составьте и запишите одно предложение с любым из этих словарных слов.

V. Практическая работа у доски

– Посмотрите на доску.

В лесу родилась елочка,
Зеленая иголочка.

На каждой иголочке для вас задание.
Для вас, ребята, – испытание.

– Записываем проверочное – проверяемое слово, выделяем корень, ставим ударение.
– Что такое корень? (Корень – это главная значимая часть слова. Это общая часть однокоренных слов.)
– Чтобы начать работать вспомним правило о написании безударных в корне слова.

Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье.
Вставьте буквы, подчеркните,
Что за правило, скажите.
Проверь слова, да не спеши,
Красиво, грамотно пиши.

– Вы хорошо поработали в городе безударных гласных. Теперь встаньте и возьмитесь за руки.

VI. Физкультминутка

Мы с вами дальше пойдем,
В новый городок придем
А в какой – вам решать,
Какую дорогу выбирать.
Как скажу я слово “пять”,
Надо вам тогда решать,
Если влево, то руки влево,
Если вправо, то руки вправо.
Итак, один, два, три, четыре, пять.

У нас возникла спорная ситуация. Поэтому давайте обратимся к помощнице сове.

У нее есть еще одна загадка.

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед.)

– Какая орфограмма в слове-отгадке? (Парные согласные в корне слова.)

– Значит, мы с вами идем налево в городок парных согласных.

– Посмотрите все ли буквы обозначающие парные согласные звуки по вышли к нам на встречу? (Нет. У этих букв не хватает пары по звонкости – глухости, т.е. той буквы которой обозначен глухой парный звук.)

– Назовите их. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

VII. Дифференцированная работа

– В этом городке нам приготовили задание, в котором мы должны разделиться. Дети второго варианта работают в рабочей тетради “Пишем грамотно” с. упр.

(Учащиеся, требующие педагогической поддержки, выполняют вместе с учителем.)

– Ученики первого варианта работают в р.т. “Учусь писать без ошибок” с. упр.

– Вспомним правило написания слов с парным согласным в корне слова.

Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
Слово смело подбирай,
Рядом гласный подставляй.
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяю,
Рядом гласный подставляю.

(Когда дети первого ряда выполнили совместно с учителем упражнение, им дается маленькая самостоятельная работа на карточках. В это время идет проверка сам. работы второго варианта.)

VIII. Физкультминутка

– У нас осталась еще одна дорога. Но прежде давайте немного отдохнем.

IX. Творческая работа

– В этом городке был сильный ветер и некоторые слова из текста “Поздняя осень” выпали. Слова перепутались. Наша задача с вами найти их место и самое главное правильно записать. А чтобы грамотно записать эти слова, давайте вспомним правила.

X. Итог урока

– Следующее задание от жителей этого городка заключается в том, что мы должны отгадать и записать буквы, которые нам загадали.

  • лук – найдите в слове парный согласный.
  • столы – …безударный гласный в корне слова.
  • рот – …звонкий согласный.
  • стена – … безударный гласный в корне слова.
  • нос – …звонкий согласный.
  • пень – …букву, которая не обозначает звука.

– Какое слово получилось? (Корень.)

– Дети, а как вы думаете, почему именно это слово было зашифровано. (Потому, что сегодня на уроке мы повторяем все орфограммы в корне слова.)

– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия? (Прежде чем написать слово, мы должны изменить слово так, чтобы звук, который неясно слышался, произносился четко.)

Вы правы!

Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Вот уроку конец,
А кто работал – молодец!

(Оценки за урок.)

XI. Домашнее задание