Дошкольное обучение - начальная ступень образования нашего общества. Дошкольный возраст - это этап детства, когда примерно на 80% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап.
Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.[2] Все больше проявляется необходимость создания службы сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.
Основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения мы считаем создание такой педагогической системы, с помощью которой можно решать комплекс задач по современному воспитанию ребенка.
Задачи программы:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
- стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Нормативно-правовая база (основные документы):
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ "Об образовании".
- Положение о работе с социально-неблагополучной семьей, имеющей в своем составе несовершеннолетних детей.
- Положение о социальном педагоге в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
- Положение о педагоге- психологе в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
- Положение о логопедическом пункте в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
- Устав МДОУ детский сад общеразвивающего вида №1.
Основные принципы:
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип сотрудничества с семьей ребенка.
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип последовательности и поэтапности.
- Принцип непрерывности.
- Принцип ориентации на индивидуальные особенности.
- Принцип создания специально организованной педагогической среды.[2]
Для поисков наиболее эффективных способов социализации и развития ребенка необходимо объединение усилий всех специалистов ДОУ через создание и комплексное функционирование медико - психолого - педагогической и социальной службы сопровождения. Концепция сопровождения, как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001 гг.). Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения - это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей.
Основная задача медико - психолого-педагогической и социальной службы - способствовать полному и гармоничному развитию детей. Важно обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, учитывать его возможности и склонности, а для этого необходимо изучение его индивидуальных особенностей. Служба сопровождения занимается исследованием проблем и затруднений, возникающих у ребенка, помогает в их преодолении, укрепляет физическое и психическое здоровье детей (Приложение 1).
В условиях неблагополучной социальной среды общества деятельность в МДОУ этой службы приобретает особое значение. Служба сопровождения представлена в МДОУ №1 следующими специалистами:
- педагогом-психологом;
- социальным педагогом;
- учителем-логопедом;
- старшими воспитателями;
- медицинскими сестрами;
- инструктором по физической культуре;
- музыкальными руководителями;
- воспитателями групп;
- педагогами дополнительного образования.
Специалисты службы сопровождения осуществляют наблюдение за детьми в группах и на занятиях, а также проводят диагностику по рекомендованным методикам (психологическое, врачебный осмотр, тестирование).
Создавая условия результативной работы службы, мы сделали ставку на педагога, так как он является проводником усилий всех специалистов службы сопровождения и залогом их успешности. А результаты длительной психологической работы с ребенком и его семьей невозможны без согласованных действий педагога, педагога - психолога, социального педагога.
Поэтому все специалисты должны быть равноправными коллегами, отношение которых строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи и взаимодополнения, но не дублировании друг друга.
Разрабатывая годовой план деятельности ДОУ в соответствии со всеми структурными частями учреждения, определяем содержание образования с включением новых программ, технологий, которые помогают более эффективно координировать работу педагогов и специалистов.
Медико - социально - педагогическая служба в условиях ДОУ - это та работа, которая направлена на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
- частотой контактов с ребенком;
- эмоциональной насыщенностью контактов;
- информативностью.
На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.
Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встречался: жители других городов, стран и т.п.
Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, выполняющему следующие функции:
- диагностическую;
- когнитивную;
- профилактическую;
- коррекционную;
- прогностическую.
Участвуя в педагогическом процессе, педагог - психолог вносит свой вклад в защиту детей от перегрузки, делая это в пределах своей профессиональной компетентности. Наблюдая за детьми, проводя обследования, педагог - психолог выделяет так называемых "истощаемых" детей, обсуждает со старшими воспитателями и другими педагогами возможности создания для них индивидуальных условий. К решению этой проблемы привлекает остальных специалистов.
Полифункциональный характер и многопрофильность ДОУ, представляющего собой социально - психолого-педагогическую систему предполагает наличие сложной структуры и создании комплекса специальных служб, содержательно и организационно связанных между собой. Каждая из этих служб, работая на общей задаче, выполняет специфическую функцию и контактирует с представителями всех групп - детьми, педагогами, родителями.
Содержание деятельности каждой из служб, находит отражение в учебно-методических планах, программах, учебно-методических материалах базы данных. Учитываются перспективы развитие каждой мини - системы, которая связана:
С созданием системы повышения квалификации каждого педагога, чтобы его деятельность могла решать разносторонние задачи воспитания детей (на основе учебно-методических планов, программ, методической документации).
С повышением уровня подготовленности родителей к воспитанию детей, педагогизацией и гуманизацией среды, создания условий для социального партнерства.
С оказанием медицинской помощи оздоровительного и профилактического характера детям на базе оздоровительно медицинских мероприятий.
С оказанием коррекционно-профилактической работы детям с нарушением речи.
Служба сопровождения связана с усилением контактов в ДОУ с микро - и макросоциумом и имеет ряд программ взаимодействия с детьми, родителями, общественностью.
Таким образом, она представляет собой емкий системный блок, связанный многочисленными взаимодействиями с другими блоками (Приложение 2). При этом важно, чтобы каждый педагог и специалист координировал содержание своей работы с содержанием деятельности других сотрудников детского сада: музыкальным руководителем, педагогом - психологом, учителем-логопедом, социальным - педагогом, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования.
Деятельность специалистов строится на основе концептуального положения: "Развитие свободного ребенка, активного к творчеству в разных видах деятельности, основанного на сотрудничестве" в следующих системах:
"Ребенок - ребенок; ребенок - родитель; ребенок - воспитатель; ребенок - специалист; ребенок - администрация".
"Воспитатель - ребенок; воспитатель - воспитатель; воспитатель - специалист; воспитатель - педагог дополнительного образования; воспитатель - родитель; воспитатель - администрация учреждения".
"Специалист - ребенок; специалист - воспитатель; специалист - специалист; специалист - родитель".
"Родитель - ребенок; родитель - воспитатель; родитель - педагог дополнительного образования; родитель - специалист; родитель - администрация учреждения; родитель - родитель".
"Администрация учреждения - ребенок; администрация учреждения - воспитатель; администрация учреждения - специалист; администрация учреждения - общественность; администрация учреждения - родитель".
Сегодня у нас есть определенные успехи в совместной деятельности службы сопровождения, главными из которых мы считаем раскрепощение ребенка, его вера в собственные силы, в то, что он личность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Арнаутова Е. П. В гостях у директора. - М., 2004.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.,2003.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Постановление Правительства РФ.
- Кузнецова С.В., Котова Е.В. Система работы с узкими специалистами ДОУ. - М.: Сфера,2008.
- Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждениям в условиях социального партнерства.- СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения.- М., 2003.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. №28-51-513/16.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ.- М.: Айрис, 2003.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. - Ярославль, 2001.
- Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ.- М.: Айрис, 2003.
- Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2007.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 867.
- Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. - М., 2001.
- Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. - СПб. 2003.