Цели:
- Знакомство с текстом как с образцом поэтической прозы.
- Формирование представлений учащихся о конкретных биографических фактах из жизни Э. Грига.
- Совершенствование навыков языкового анализа текста.
- Расширение словарного запаса учащихся.
- Помочь учащимся услышать музыку не ушами, а сердцем.
Оборудование: учительский компьютер с колонками, проектор, экран, учебники литературы О.В. Кубасовой «Литературное чтение» 4 класс, школьная доска.
ХОД УРОКА
І. Вводная часть
Учитель: Сегодня мы поговорим о чуде
случайной встречи. О чуде, которое может
совершить человек с чутким сердцем и
внимательным взором, обращенном на других людей.
Жил человек. Вдруг произошло какое-то событие,
какая-то встреча, которая заставила человека
сделать нечто такое, что удивит многих людей, и
будет удивлять долгие годы.
О таком чуде мы прочитаем сегодня в рассказе
Константина Георгиевича Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».
Слайд 1
– Событие, описанное в рассказе, произошло в далёкой северной стране Норвегии. По фотографиям, которые я продемонстрирую, вы сможете познакомиться с этой страной, с природой этого сурового морского края.
Слайд 2.
– А эпиграфом к нашему уроку будут слова
немецкого просветителя, философа 18 века Иоганна
Готфрида Гердера: (кликом на слайде вызываю
эпиграф) «Два величайших титана на Земле:
случай и время».
– Как вы понимаете эти слова?
Дети. Что-то произошло, и об этом долго
помнят.
ІІ. Основная часть
1. Знакомство с творчеством Э. Грига
Случай и время
– Как вы думаете, может ли случайная встреча двух
людей (старика и восьмилетней девочки) послужить
толчком к созданию великого произведения?
– А какие произведения мы называем великими?
Назовите хоть одно.
Слайд 3. (работа на три клика)
1 клик – вид Норвегии.
Учитель: Случайная встреча (2 клик) Эдварда
Грига с маленькой девочкой, и вот уже более ста
лет человечество восхищается произведением,
которое он создал.
– А кто такой Эдвард Григ? (Ответы
учащихся)
3 клик – Э. Григ – норвежский композитор.
Слайд 4 (на два клика: первый – картинка, второй – текст)
– В его музыке живут легенды и сказки,
красочные картины народной жизни, образы природы
Норвегии, в ней звучит прибой северного моря.
Григ жил в маленьком домике на берегу моря, любил
гулять в горном лесу, и похоронен в скале над
вечно волнующимся морем.
Однажды, гуляя по лесу, Э. Григ встретил маленькую
девочку. Сейчас вы услышите краткую историю этой
встречи, услышите музыку и поймете ( кликом
вызываю Слайд № 5), что встреча с прекрасным –
это музыка.
Кликом в центре слайда вызываются текст и музыка. Дальше воспроизведение шести слайдов идет самостоятельно.
2. Знакомство с текстом
а) Постановка проблемы:
– Случай свел Э. Грига и Д. Педерсон. Ей
композитор подарил ту музыку, которая была
написана более ста лет назад и живёт до сих
пор.
– Но почему произведение об этом называется
«Корзина с еловыми шишками»? (Ответы детей)
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо внимательно прочитать текст,
вдуматься в каждое слово автора. Читать текст мы
будем небольшими отрывками, но вначале
познакомимся со словами, значение которых
необходимо уточнить.
б) Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 1 этап.
кованые листья – сделаны из металла при помощи
ковки – удара молотка;
медь – металл бурого цвета;
в) Чтение детьми 1 отрывка на с. 48 до слов: «Как тебя зовут?»
– Что описано в этой части? (Пейзаж)
– Давайте подумаем, какую роль играет пейзаж в
произведении, потому что не поняв этого, мы не
сможем разобраться в названии текста, а значит и
в его идее. Ведь мы знаем, что заголовок
соответствует теме и идее текста.
Слайд 11 (на два клика : первый – картинка, второй – текст )
– Прочитаем 2 и 3 абзацы отрывка.
– Что необычного в описании этого пейзажа? (Кроме
описания растений присутствует описание звуков)
– Как вы думаете, почему в описании пейзажа так
много звуков?
Композитор живёт звуками. Он слышит
всё это. Он черпает вдохновение в
окружающей природе .
Слайд 12. (на два клика : первый – картинка,
второй – текст )
– Продолжим разговор о пейзаже и обратимся к
пятому абзацу отрывка (кликом вызываю текст). Прочитаем
текст.
– Какое здесь встречается противопоставление?(«Всё
золото и медь на земле – осенний наряд, что лежал
в горах; кованые листья – листья осины»)
– Зачем автор нам говорит об этом? Что
сравнивает? (Живое и неживое).
– К чему готовит нас? (К тому, что в жизни ценно
настоящее, а не искусственное; и Григ –
внимательный, чуткий человек)
– Продолжая знакомиться с текстом, мы не раз ещё
встретимся с противопоставлением истинного,
живого, настоящего и ненастоящего, сделанного,
подделки под настоящее.
– Подводя итог в разговоре о пейзаже, давайте
подумаем, а почему автор так поэтично описывает
осень в лесу? (Красота вдохновляет композитора.
Автор хочет, чтобы мы увидели её, почувствовали).
– Посмотрите ещё раз на сорок восьмую страницу
учебника. Между двумя отрывками описания природы
автор поместил два предложения о маленькой
девочке. Прочитаем их.
– Как вы думаете, почему автор так сделал? (Она
– часть этой природы. Она неотделима от природы.)
– Какая деталь подчеркивает это? (Корзина)
– Продолжим чтение этой части до слов на с.49 «
слушай, Дагни…»
Слайд 13 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)
– В этой части автор трижды говорит о
глазах.
– Чьи глаза? (по тексту)
Клик: Глаза у Грига смеялись.
Клик: У меня есть старая мамина кукла. Когда-то
она закрывала глаза.
Клик: Григ заметил, что зрачки у неё
зеленоватые, и в них поблескивает огоньками
листва.
– Какое здесь противопоставление? (Безжизненные
глаза куклы – смеющиеся глаза Грига и
зеленоватые глаза Дагни).
– Почему автор так много внимания уделяет
глазам? (Глаза – это душа человека.)
– Почему автор пишет, что Григ заметил? Не
увидел, а заметил. (Он – внимательный человек.
Замечает даже то, что сразу не бросается в глаза.)
– Прочитаем ещё раз последнюю строчку.
Посмотрите, как великолепно, одним предложением,
автор объединим и лес, и горы, и маленькую
девочку, которую уже никак нельзя отделить от
этого леса.
Слайд 14 (на четыре клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение, четвертый – третье предложение)
– Продолжим чтение текста (до конца 1
части, с.51). Трижды автор упоминает о корзине.
Кликами вызываем текст.
2 клик: маленькая девочка – большая корзина.
О чем это? (Трудолюбивая)
– Было бы что-то необычное, если бы девочка
собирала грибы?
3 клик : « Давай корзину. Ты её едва тащишь».
Почему автор использовал слово
«тащишь»,ане«несёшь»? (Очень тяжелая корзина).
4 клик: Автор упрямо нас наталкивает на мысль
о корзине с еловыми шишками, даже говорит, что
еловые шишки тяжелее сосновых. Почему?
Во-первых, это еловый лес, он красивее и
загадочнее соснового. Ведь Григ поэтому и любит
там гулять.
Во-вторых, автор как бы оправдывается, показывая,
почему маленькой девочке приходится нести
корзину.
Нам нравится эта девочка, хотя автор не описывает
её внешность. Но этого и не нужно. Мы «видим» душу
этой девочки. Что, впрочем, увидел и Григ.
Слайд 15 (на три клика: первый – открытие слайда, второй – первое предложение, третий – второе предложение)
Здесь мне хочется остановиться ещё на двух
эпизодах.
2 клик: «Я не разобью…» О чем это говорит? (Девочка
видит красивое, аккуратно относится к нему –
ценит настоящее искусство, сама не осознавая
этого)
3 клик: «Она совсем меня запутала…»
– Почему « запутала»? Почему « с досадой»? (Григу
действительно захотелось подарить что-то и
подарить сейчас. Но он хочет сделать девочке
духовный подарок, который будет жить вечно, а она пока
понимает только те подарки, которые можно
подержать в руках. От этого и «досада».)
– Давайте прочитаем предпоследний абзац этой
части. Проанализировав этот отрывок, мы сможем
ответь на вопрос: «Почему Григ захотел подарить
Дагни музыку»?
– «Пригладил» О чем говорит? (Девочка вызывает
добрые чувства)
– Почему Дагни «насупилась»? (Она очень хотела,
что Григ зашёл к ним)
– Обратите внимание на предложение, которым
заканчивает автор описание встречи. О чем в нем
говорится? (О корзине). Почему?
– В этой части мы прочитали вроде бы о случайной
встрече (обращение к эпиграфу), но как много
мы узнали о девочке и о самом композиторе.
– Какая Дагни?
Открывается запись на доске:
ТРУДОЛЮБИВАЯ
ЧУТКАЯ
С ДОБРОЙ ДУШОЙ
Эти же качества можно отнести и к композитору.
Девочка понравилась Григу. Она маленькая, но
трудолюбивая, доверчивая, рассказывает
незнакомцу о своём доме. Приглашает его в гости.
Дагни мила, красива. Она чуткая: нежно думает о
дедушке. У неё доброе, отзывчивоесердце.
Случайная встреча с этой удивительной девочкой и
побуждает у композитора желание именно ей
подарить музыку.
Слайд 16
Григ как будто знает, что они могут больше никогда не встретиться, но верит, что Дагни обязательно встретится с Музыкой, потому что человек с таким чутким сердцем не может быть равнодушным к музыке.
ІІІ Физкультминутка
Слайд 17 (на два клика: первый – открытие слайда, второй – музыка)
1 клик: Эдвар Григ поспешил домой писать
музыку, а мы ещё раз вспомним и представим всё то,
о чем прочитали. А сопровождать наши
воспоминания будет музыкальная пьеса Э. Грига
«Утро», которую мы услышим в сокращении.
2 клик: (Звучит музыка. Учитель говорит и
показывает движения, которые ученики повторяют
за учителем.)
Ночь прошла, и солнышко всходит.
Показался первый лучик, второй, третий, четвертый, пятый.
Солнышко раскрывается, и небо светлеет
Солнце поднялось.
Природа проснулась, и утро пришло.
– Закроем глазки. Посмотрим вверх, увидим
птичек. Опустим глазки вниз. В траве заметим
букашек. А вот бабочки перелетают с цветка на
цветок, собирая пыльцу. Поводите их взглядом.
– А теперь вместе с Дагни почувствуйте запах
елового леса, глубоко вздохните, улыбнитесь и
откройте глаза.
ІV. Работа над второй частью текста
1. Лексическая работа(слова заранее написаны на доске) 2 этап.
Берген – город, в котором родился Григ;
прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой;
аккорд – сочетание нескольких звуков.
2. Прочитаем эту часть полностью (по очереди ученики читают текст вслух).
3. Работа по тексту
а) Прочитать описание дома.
– О чем говорит это описание? С чем сравнивали
друзья дом композитора?
– Что было его украшением? Почему?
– Автор пишет, что вещи были убраны или
выброшены. Почему? (Это отвлекает от
настоящего.)
б) Прочитайте о том, как Григ писал музыку.
– О чем это говорит? (О том, что он слышал
музыку во всем, что его окружало)
– Вспомните описание леса. Ведь об этом
внимательному читателю К. Паустовский сказал ещё
в начале текста.
– Как вы думаете, почему именно Золушка
представлялась Григу, когда он писал музыку для
Дагни?
в) Прочитать описание зимы.
– Похоже ли это описание на стихи? Чем? (Есть
эпитеты, олицетворения…)
– Автор опять, как бы оправдывается, что не в
силах передать нам звучание музыки, даже
используя средства художественной
выразительности, которыми являются эпитеты и
олицетворения. Настолько сильна музыка, что там,
где молчит язык, поёт сердце.
– А сердце чуткого, внимательного человека поёт
обо всём, что тронуло это сердце.
г) Давайте прочитаем абзац, где написано, о чём
была музыка Грига. (Ученики находят абзац и
прочитывают)
– Остановимся подробней на мыслях композитора.
Слайд 18 (на два клика: первый – открытие слайда, второй –текст)
1 клик: С чем сравнивает Григ Дагни?
2 клик: Какие красивые слова, и как много в
них скрыто смысла.
Белый цвет – символ чистоты, цветок –
символ красоты;
благоухание – хороший запах, а в переносном
смысле – хорошая душа;
весна – пробуждение, возрождение.
– А как вы думаете, к какой Дагни здесь
обращается Григ: к восьмилетней или к
восемнадцатилетней?
– Почему?
– Почему композитор был уверен, что Дагни поймет
его, услышит?
– Разве не об этом говорит нам эпиграф?
– Что делало Грига счастливым?
д) Григ был счастлив, что отдал людям всё.
– Но для кого, кроме Дагни, в первую очередь
была его музыка?
– Кто были её первыми слушателями?
– Какие чувства пробуждала музыка у тех, кто её
слушал? (Доказать текстом).
е) Прочитаем последнее предложение этой части.
– Почему этих слушателей Григ ценил больше всего? (У них открытая душа, они ценители всего настоящего.)
V. Заключение
– А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее у домика Грига (Воспроизведение слайда № 19.
Работа на два клика. Первый – картинка, второй – музыка)
– Закройте глаза. Представьте себя кем-нибудь из этих настоящих ценителей музыки и прослушайте то, что написал Эдвард Григ для Дагни Педерсон. Может быть, вы услышите, как композитор в музыке отобразил природу, увидите её образы. А может кто-то из вас «увидит» Дагни, почувствует запах елового леса. Потому что настоящая Музыка способна творить чудеса!
Второй клик – звучит пьеса Грига «Утро» полностью.
VІ. Домашнее задание
Перечитать 1 и 2 части текста. Ответить на вопросы:
– Почему Григ считал себя счастливее других?
– Какова идея текста?