Урок начинается со знакомства с афоризмом, к
пониманию которого дети приходят после работы
над сказкой.
Во время языкового анализа учащиеся
догадываются, что слова «шлепнул» и «пальтишко»
характеризуют человека, который не бережет вещи.
А если он не может сберечь то, что видит, ощущает,
то тем более не бережет то, чего не видит, не
ощущает. (время)
В сказке Пете противопоставлены волшебники.
Автор обращает внимание читателей на счеты. Этот
предмет предназначен для учета времени.
Волшебники ценят время.
Фамилии детей: М. Поспеловой, Н. Соколовой
являются противопоставлением их образу жизни.
В следующем противопоставлении вежливых
школьников в трамвае и старичков подчеркивается
бессмысленность жизни последних.
Возвращение в домик автор сделал специально
таким трудным, чтобы дети научились ценить время.
В результате аналитической работы над текстом
учащиеся приходят к выводу, что важно уже сейчас
жить правильно, ценя время.
Цели:
- Продолжать учить детей литературоведческому анализу произведения, обратив особое внимание на жанровое своеобразие сказки.
- Совершенствовать навыки чтения.
- Развивать речь учащихся:
- обогащение, уточнение и активизация словаря;
- формирование литературоведческих понятий;
- развитие монологической речи.
- Через работу над произведением и афоризмом подвести детей к выводу о ценности времени.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Сегодня мы продолжим работу над сказкой Е. Шварца, вспомним некоторые литературоведческие понятия, поговорим о жанровой особенности сказки. Через анализ языка автора постараемся выяснить его отношение к персонажам и узнаем о том, что хотел нам сказать автор «во всю силу, во весь голос». (Обращаемся к цитате, с которой познакомились на предыдущем уроке: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь» Е. Щварц)
II. Опрос домашнего задания
Дома ученикам предлагалось отметить те слова и выражения, которые подчеркивали бы, что данное произведение – сказка. Вспоминаем тему и идею сказки. (Они были определены на предыдущем уроке.)
III. Работа по теме
– Итак, перед нами сказка. Мы знаем, что «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А какой намек и на что автор намекает, нам предстоит разобраться. Если мы верно проанализируем произведение, то сможем объяснить эпиграф к нашему уроку: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты про?жил». (Сенека Младший).
1. Аналитическая работа по тексту.
– Давайте представим, что мы увидели на улице Старика, который идет и рассуждает вслух:
«Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться».
– Кто из героев сказки это мог бы быть? Почему?
Ребята доказывают, что это Петя Зубов. Учитель на доску вывешивает рисунок с изображением этого героя. (Приложение. Рисунок 1)
– Найдите в тексте слова, которые
объясняют, почему Петя Зубов стал стариком. (Ребята
находят слова и зачитывают).
– Автор допустил повторы. Оправданы ли они? (Да,
потому что это происходит часто).
– Мы знаем, что у автора каждое слово носит
какую-то смысловую нагрузку. В этом абзаце есть
два слова, через которые автор не только выражает
свое отношение к герою, но и дает ему
характеристику. (Ребята называют слова: «
шлепнул» и «пальтишко».)
– Давайте попробуем слово «шлёпнул» заменить
синонимом и прочитаем этот абзац. (Ребята
читают абзац со словом «положил», убеждаются, что
текст не получился).
– Почему слово «положил» разрушает текст? (Потому
что Петя неаккуратный мальчик.)
– В каком значении мы понимаем слово «пальтишко»,
пока не знаем, что перед нами дедушка? (Простенькое,
может даже рваное)
– А теперь, когда мы знаем, что это – дедушка? (Пальтишко
маленькое)
– Какой вывод можно сделать из прочитанной
части?
Вывод: Человек, который не бережет вещи, одежду, беречь то, чего не видит, не ощущает не может
2. Вы определили вид этой сказки, как
сказку-быль, потому что в ней говорится о таких же
детях, как вы.
– Какие действия П.Зубова приближают к вам? (Бежит
сразу к маме)
– А случайно ли автор написал так, что мама не
узнала сына? (Это заставило его задуматься).
– О чем Петя думал? (Ребята зачитывают абзац:
«Идет он и думает…»)
– Почему он говорит о себе, как о старике, а не как
о мальчике? (Потому что решил, что это навсегда)
– Как Петя оценивал свою работу? Что главное
видел?
– Почему он плохо учился? (Потому что всегда
говорил: «Успею!» Не ценил время.)
3. На доске картинка с изображением комнаты, где
вокруг стола сидят маленькие волшебники. (Приложение.Рисунок 2)
– Прочитайте отрывок для данной иллюстрации. Что
за ребята сидят вокруг стола?
– Автор не дает нам описание комнаты, но
почему-то прописывает очень точно одну деталь –
счеты. Почему? (Ребята-волшебники ценят время.
Счеты – это время.) Найдите подтверждение
в тексте.
– Прочитайте, о чем сожалел Сергей Владимирович?
(Приложение.Рисунок 3)
– Почему волшебники были уверены, что дети не
станут снова детьми? (Ребята не ценят время,
лентяи).
– Найдите абзац, который начинается словами:
«Грохочут грузовики – скорее, скорее сдать грузы
в магазин…».Прочитаем абзац до конца.
– Часто Петя видел эту картину. Почему только
теперь он заметил, что люди боятся не успеть?
– «Жизнь кругом кипит. Один он, Петя, отстал,
опоздал, не успел…» Кто так думает? Чьи это слова?
4. – Вспомним диалог Пети со старушкой. По каким
признакам он нашел остальных детей? Дети
зачитывают абзац со слов: «А старушка перестала
плакать».
– Какая примета? (Выковыривает изюм, не
торопится, ничем не занята.)
Учитель вывешивает на доску рисунок с изображением Маруси Поспеловой. (Приложение.Рисунок 4)
5. Д– авайте и мы найдем других детей. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«Рассказал Петя Марусе, кто он такой»)
– Какая примета? (Утро. Все должны быть в школе.
Она – прогульщица, поэтому и спряталась за
дровяной сарай).
На доску вывешивается рисунок с изображением Наденьки Соколовой. (Приложение.Рисунок 5)
6. – Найдем второго мальчика. (Ребята
зачитывают абзац, который начинается со слов:
«…Вдруг Маруся закричала: «Смотрите,
смотрите…»)
– Какая примета? (Вечер. Нужно делать уроки.)
– А можно так ездить? Чем опасно такое катание?
– Почему Е.Шварц «посадил» Васю на «колбасу», а
не в вагон трамвая? (Во-первых, его бы не
увидели, а во-вторых, он же Зайцев)
На доску вывешивается рисунок с изображением Васи Зайцева. (Приложение.Рисунок 6)
7. Ребята, посмотрите на картинки с портретами героев, обратите внимание на фамилии и скажите: случайно ли автор дал им такие фамилии?
Петя Зубов |
Маруся Поспелова |
Наденька Соколова |
Вася Зайцев |
– Автор использует литературный прием «говорящие фамилии». А для чего, как вы думаете? (Прием противопоставления)
8. – В сказке есть ещё одно противопоставление. Найдем абзац, который начинается со слов: «Какие-то школьники ехали». Что здесь противопоставляется? (Школьники говорят о долгой трудовой жизни, а старики только три года трудились, да и то на «2» и «3»)
9. – Почему возвращение в домик автор сделал таким трудным? (Чтобы дети научились ценить время). Прочитайте слова, подтверждающие это. (Дети зачитывают абзац, который начинается со слов: «… Ах, время, время!»)
IV. Заключение
– Мы еще раз вспомнили содержание сказки. Какой
скрытый смысл открывается внимательному
читателю? О чем думал Е.Шварц, когда писал её, о
чем хотел сказать « во весь голос»?
– Поняли вы, что время необходимо ценить?
– Давайте вернемся к афоризму. Что сейчас важно в
вашей жизни, пока вы прожили всего, 9-10 лет?
– В заголовке звучит тема текста, в афоризме –
идея.
– Вчера мы определили тип речи сказки как
повествование. А вот сейчас, после аналитической
работы, как бы более конкретно вы смогли
определить тип речи? (Повествование с
элементами рассуждения).
– То есть, в результате рассуждения мы пришли к
выводу, что ... (Зачитываем афоризм)
V. Домашнее задание
– На этом уроке мы прощаемся с героями сказки, и я умышленно опускаю прочтение конца сказки, потому что у сказки может быть любой конец. Попробуйте вы быть соавторами и придумайте свой конец, который бы отвечал теме и идее текста.