Цели:
- Закреплять знания цифр, навыки счета сложения и вычитания, умения решать простые задачи.
- Формировать умения измерять длину предметов, чертить отрезки заданной длины.
- Вызвать интерес к предмету при помощи дидактической игры, логических заданий.
Оборудование: DWD, телевизор, видеофильм «38 попугаев», карточки для практической работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вы пришли сегодня в класс
Математика у нас.
Будем дружно заниматься,
Умственно развиваться.
2. Введение в урок. Сообщение темы урока
– Сегодня мы повторим всё, чему научились за это время и покажем, как мы дружно умеем работать. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете цифры и умеете их правильно записывать. Я читаю стихотворение-загадку, а вы записываете в строчку цифры-отгадки.
Цифра с виду как игрушка –
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно – это ... (восемь)Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца –
Без начала и конца. (Ноль)Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса. (Семь)Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (Тройка)А вот это цифра …,
Полюбуйся, какова?
Выгибает она шею,
Волочится хвост за нею. (Два)Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек. (Шесть)Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет. (Девять)
– Прочитайте цифры, которые записали: 8 0 7
3 2 6 9.
– А теперь внизу увеличьте каждую цифру на 1.
Прочитайте числа, которые получились.
3. Физкультминутка
Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
4. Формирование практических навыков
– Скажите, пожалуйста, как измеряли в старину длину какого-либо предмета. (Ответы детей)
Материал для учителя.
Шаг – средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины.
Вершок – старинная русская мера
длины , равная ширине двух пальцев
(указательного и среднего).
1 Вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см.
Встречается в пословицах: ’’Два вершка от
горшка, а уже указчик’’.
Аршин – мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Он равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей тяжёлую индийскую парчу, бархат и др. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.
Сажени (от сягать – доставать до чего-либо, достигать) встречается в «Слове о начале Киево-Печерского монастыря» и относится к XI веку. В быту существовали разные сажени – маховая и косая. Итак,
Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.
Косая – от каблука правой ноги до
кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е.
около 248 см.
Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая
сажень».
«Косая сажень в плечах» – широкоплечий, высокого роста человек.
– Давайте посмотрим, как в мультфильме измеряли длину удава.
5. Видеофрагмент «З8 попугаев»
– А как мы измеряем длину предметов? (ответы детей) Какой величиной мы пользуемся для измерения линий в тетрадях?
6. Работа в парах
(У детей на листочках проставлены точки, соединив которые они должны получить рисунок флажка.)
– Давайте, соединим точки в нужном порядке и измерим полученные расстояния. Выигрывает та пара, которая аккуратно и правильно соединит и измерит расстояние между точками.
7. Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять-шесть – тихо сесть,
Семь-восемь – лень отбросим!
8. Решение задач
Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.
Пока Миша с мамой ждали свой поезд, прошло и 3 товарных поезда и 2 скорых. Сколько всего прошло поездов?
– Что является условием задачи?
– Какой вопрос задачи?
– Что означает число 3? 2?
– Как сделать краткую запись? (Рисунком, с
помощью отрезков)
– А еще как? Давайте запишем:
Т. – 3п.
? п.
С. – 2 п.Решение:
3 + 2 = 5(п.)
Ответ: 5 поездов.
9. Итог урока
– Наш урок подошел к концу и нам осталось расшифровать последнее задание: кто быстрее прочтёт шифрограмму? (На одной стороне карточки цифры, а на другой – буквы. Надо цифры поставить по порядку и получится слово МОЛОДЦЫ!)