Урок "Сантиметр". Урок закрепления

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Закреплять знания  цифр, навыки счета сложения и вычитания, умения решать простые задачи.
  • Формировать   умения измерять длину предметов,   чертить отрезки заданной длины.
  • Вызвать интерес к предмету при помощи дидактической игры, логических заданий.

Оборудование: DWD, телевизор, видеофильм «38 попугаев», карточки для практической работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вы пришли сегодня в класс
Математика у нас.
Будем дружно заниматься,
Умственно развиваться.

2. Введение в урок. Сообщение темы урока

– Сегодня мы повторим всё, чему научились за это время и покажем, как мы дружно умеем работать. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете цифры и умеете их правильно записывать. Я читаю стихотворение-загадку, а вы записываете в строчку цифры-отгадки.

Цифра с виду как игрушка –
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей о земь.
Всем понятно – это ... (восемь)

Скачет мячик по страницам.
Ищет он свою сестрицу,
Что имеет вид кольца –
Без начала и конца. (Ноль)

Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса. (Семь)

Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (Тройка)

А вот это цифра …,
Полюбуйся, какова?
Выгибает она шею,
Волочится хвост за нею. (Два)

Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу  кружочек. (Шесть)

Отгадайте-ка, ребята,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на 3 меньше станет. (Девять)

– Прочитайте цифры, которые записали:   8 0 7 3 2 6 9.
– А теперь внизу увеличьте каждую цифру на 1.  Прочитайте числа, которые получились.

3. Физкультминутка

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

4. Формирование  практических навыков

– Скажите, пожалуйста, как измеряли в старину длину какого-либо предмета. (Ответы детей)

Материал для учителя.

Шаг – средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины.

Вершок –  старинная русская мера длины , равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего).
1 Вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см.   Встречается в пословицах: ’’Два вершка от  горшка, а уже указчик’’.

Аршин –  мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть). Он  равен 71 см 12 мм. Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Купцы привозили невиданные ткани: тончайшие китайские шелка, сделанную из настоящих золотых и серебряных нитей тяжёлую индийскую парчу, бархат и др. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.

Сажени (от сягать – доставать до чего-либо, достигать)  встречается в «Слове о начале Киево-Печерского монастыря» и относится к XI  веку. В быту существовали разные сажени – маховая и косая. Итак,

Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.

Косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е. около 248 см.
Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень».

«Косая сажень в плечах» – широкоплечий, высокого роста человек.

– Давайте посмотрим, как в мультфильме измеряли длину удава.

5. Видеофрагмент  «З8 попугаев»

– А как мы измеряем длину предметов?  (ответы детей) Какой величиной мы пользуемся для измерения линий в тетрадях?

6. Работа в парах

(У детей на листочках проставлены точки, соединив которые они должны получить рисунок флажка.)

– Давайте,  соединим точки в нужном порядке и измерим полученные расстояния. Выигрывает та пара, которая аккуратно и правильно соединит и измерит расстояние между точками.

7. Физкультминутка

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять-шесть – тихо сесть,
Семь-восемь – лень отбросим!

8. Решение задач

Чтобы задачи верно решать,
Необходимо думать, рассуждать,
И, конечно, без ошибок вычислять.
А для этого нужно внимание
И обязательно старание.

Пока Миша с мамой ждали свой поезд, прошло и 3 товарных поезда и 2 скорых. Сколько всего прошло поездов?

– Что является условием задачи?
– Какой вопрос задачи?
– Что означает число 3?  2?
– Как сделать краткую запись? (Рисунком, с помощью отрезков)
– А еще как? Давайте запишем:

Т. – 3п.
                     ? п.
С. – 2 п.

Решение:

3 + 2 = 5(п.)

Ответ: 5 поездов.

9. Итог урока

– Наш урок подошел к концу и нам осталось расшифровать последнее задание: кто быстрее прочтёт шифрограмму? (На одной стороне карточки цифры, а на другой – буквы. Надо цифры поставить по порядку и получится слово МОЛОДЦЫ!)