Причины, заставляющие учащихся посещать школу, при существующей системе обучения являются в подавляющем большинстве случаев по отношению к ним внешними: все ходят в школу, если не ходишь, то неприятностей не оберешься, без аттестата в ВУЗ не поступишь и т.д. Как сделать цели образования и развития внутренними, связанными в сознании с желанием учиться и развиваться? Опыт работы показывает, что решать задачи по превращению мотивации обучения и развития из внешней во внутреннюю и развития школьников при качественном овладении ими предметными знаниями, умениями и навыками можно, если исходить из того, что школа должна учить получать удовольствие. Но, только пользуясь своими знаниями, можно получить удовольствие: удовольствие от прекрасного и доброго, удовольствие от жизни, от процесса познания, от обладания профессиональными знаниями, умениями и навыками. Очевидно, что эту задачу нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна систематическая работа в рамках всего учебного процесса, начиная с младших классов. Путь развития при изучении математики состоит в формировании у учащихся характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. При этом, с точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру умственной деятельности школьников помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Владение этими приемами необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях.
Предлагаю коллегам серию задач (Приложение 1), соответствующих математическому стилю мышления, направленных на развитие логико-лингвистических способностей учащихся 5-6 классов. Подбор задач вполне посилен всем, без исключения, учащимся, независимо от их различий в уровне интеллектуального развития и математической подготовки.
Систематическая работа с этими задачами на уроках математики и во внеурочное время способствует, как более глубокому усвоению знаний, так и закреплению умений пользоваться эвристическими приемами. Практика показывает, что при решении таких задач создаются благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития их творческого потенциала. Задачи подобраны по принципу наведения на открытие, то есть сначала они выступают, как конкретизация и уточнение основной проблемы, а затем как поиск и составление общего способа их решения. Предполагается, что во многих случаях достаточно очевидные обобщения учащиеся смогут сделать самостоятельно. Опыт работы показывает, что в решение данных задач с удовольствием включаются не только дети, но и их родители.
Примеры задач с решениями:
1. Найти неизвестную букву:
Решение: В противоположных секторах
записана буква и ее номер в алфавитном порядке. М
– четырнадцатая, Т – двадцатая буквы в
алфавитном порядке. Против цифры 12 должна быть
записана буква К.
Ответ: К.
2. Найти неизвестное число:
ПАРК КИСТЬ ВОЛК К
7324 5042 4196 ?
Решение: Буква К присутствует в каждом
из данных слов. По аналогии цифра,
содержащаяся в каждом из данных чисел, и
будет искомым числом.
Ответ: 4
3. Найти неизвестное число:
ВЕЯЛКА ВЕКТОР ВЕК
7418 1701 ?
Решение: слово ВЕК составлено из
общих букв предыдущих слов. При этом
последовательность их расположения сохраняется.
Составив аналогично число, записанное из
общих цифр данных чисел, получим 71.
Ответ: 71
4. Найти неизвестное число:
3х – 9 = 3 71 8x + 1 = 25
8 – x = 3 71 + 11 11 – 2x = 5
5x + 4 = 39 ? 8 – x = 7
Решение: Корни уравнений, записанных в первой строчке задания 4 и 3. Предполагаем, что число 71 составлено из цифр, полученных при сложении и вычитании корней уравнений. Корни уравнений второй строчки задания равны 5 и 3. Число 82 составлено из цифр, полученных при сложении и вычитании корней уравнений. Наше предположение подтверждается. Составляя число, которое следует найти аналогично тому, как из корней уравнений получены числа 71 и 82, находим из третьей строчки задания число 86. Ответ: 86
5. Найти неизвестное число:
66 99
61 19
86 ?
Решение: Числа, изображенные справа в
первой и второй строчках задания,
получим, повернув число, изображенное
слева на 180°. Аналогично, данное число. повернутое
на 180°, будет читаться как 98.
Ответ: 98