Логико-лингвистические задачи на уроках математики – один из способов развития творческих способностей учеников

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Причины, заставляющие учащихся посещать школу, при существующей системе обучения являются в подавляющем большинстве случаев по отношению к ним внешними: все ходят в школу, если не ходишь, то неприятностей не оберешься, без аттестата в ВУЗ не поступишь и т.д. Как сделать цели образования и развития внутренними, связанными в сознании с желанием учиться и развиваться? Опыт работы показывает, что решать задачи по превращению мотивации обучения и развития из внешней во  внутреннюю   и развития школьников при качественном овладении ими предметными знаниями, умениями и навыками можно, если исходить из того, что школа должна учить получать удовольствие. Но, только пользуясь своими знаниями, можно получить удовольствие: удовольствие от прекрасного и доброго, удовольствие от жизни, от процесса познания, от обладания профессиональными знаниями, умениями и навыками. Очевидно, что эту задачу нельзя решить с помощью отдельных методических находок. Нужна систематическая работа в рамках всего учебного процесса, начиная с младших классов.  Путь развития при  изучении  математики состоит  в формировании у учащихся характерных для этого  предмета  приемов  мыслительной деятельности. При этом, с точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру  умственной деятельности школьников  помимо алгоритмических  умений  и навыков, фиксированных  в стандартных правилах, формулах  и способах  действий, вошли  эвристические  приемы, как общего, так  и конкретного характера. Владение  этими  приемами  необходимо для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях.

Предлагаю коллегам серию задач (Приложение 1), соответствующих математическому стилю мышления, направленных на развитие логико-лингвистических способностей учащихся 5-6 классов. Подбор задач вполне посилен всем, без исключения, учащимся, независимо от их различий в уровне интеллектуального развития и математической подготовки.

Систематическая работа с этими задачами на уроках математики и  во внеурочное время способствует, как более глубокому усвоению знаний, так и закреплению умений пользоваться эвристическими приемами. Практика показывает, что при решении таких задач создаются благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития их творческого потенциала. Задачи подобраны по принципу наведения на открытие, то есть сначала они выступают, как конкретизация и уточнение основной проблемы, а затем как поиск и составление общего способа их решения. Предполагается, что во многих случаях достаточно очевидные обобщения учащиеся смогут сделать самостоятельно. Опыт работы показывает, что в решение данных задач с удовольствием включаются не только дети, но и их родители.

Примеры задач с решениями:

1. Найти неизвестную букву:

Решение: В противоположных секторах записана буква и ее номер в алфавитном порядке. М – четырнадцатая, Т – двадцатая буквы  в алфавитном порядке. Против цифры 12 должна быть записана буква К.
Ответ: К.

2. Найти неизвестное число:

ПАРК             КИСТЬ           ВОЛК             К
7324               5042                4196                ?

Решение: Буква  К присутствует в каждом из данных  слов. По аналогии цифра, содержащаяся в каждом  из данных чисел, и будет  искомым числом.
Ответ: 4

3. Найти неизвестное число:

ВЕЯЛКА                    ВЕКТОР                    ВЕК
7418                           1701                           ?

Решение: слово ВЕК  составлено из общих  букв предыдущих слов. При  этом последовательность их расположения сохраняется. Составив  аналогично число, записанное из общих цифр данных  чисел, получим 71.
Ответ: 71

4. Найти  неизвестное  число:

3х – 9 = 3                   71                    8x + 1 = 25
8 – x = 3                     71 + 11            11 – 2x = 5
5x + 4 = 39                 ?                      8 – x = 7

Решение: Корни уравнений, записанных в первой строчке задания 4 и 3. Предполагаем, что число 71 составлено из цифр, полученных при сложении и вычитании корней уравнений. Корни уравнений второй строчки  задания равны 5 и 3. Число 82 составлено из цифр, полученных при сложении и вычитании корней уравнений. Наше предположение подтверждается. Составляя  число, которое следует найти аналогично тому, как из корней уравнений получены числа 71 и 82, находим из третьей строчки задания  число  86.  Ответ: 86

5. Найти  неизвестное  число:

66                    99
61                    19
86                    ?

Решение: Числа, изображенные справа в первой  и  второй строчках задания, получим,    повернув число, изображенное слева на 180°. Аналогично, данное число. повернутое на 180°, будет читаться как 98.
Ответ: 98