Роль театрализованных игр-драматизаций в коррекционном процессе обучения детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В коррекционно-педагогическом процессе обучения детей с общим недоразвитием речи используются театрализованные игры и игры-драматизации как в качестве основы формирования правильной речи, так   и для  полноценного развития детей.  

Это игры с настольным и картонажным театром, игры с марионетками, бибабо, пальчиковый, фартучный и теневой театр и т.д.

Часто разыгрываются готовые тексты, слово в них связано с действиями персонажей. Поэтому тексты  должны  иметь четкую последовательность событий и  действий, отличаться художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.

Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения, расширению словаря, готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей. У детей развивается воображение, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.   Театрализованные игры и игры-драматизации делают процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребёнку получить собственный опыт. Дети любят быть артистами. Встречи с героями радуют их, помогают лучше понять произведение, обогащают язык,  уверенность в себе. Логопед,  с одной стороны,  руководит познавательным процессом, организует обучение ребёнка, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец. Благодаря простоте звучания слов дети, играя роль, легко  запоминают текст, учатся пользоваться образными выражениями, тренируются в развитии голосового аппарата.

Таким образом, театрализованные игры и игры-драматизации помогают в коррекционной работе логопеда. Они  готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей, а значит к успешному обучению в школе.

Конспект занятия по обучению связной речи в подготовительной группе

Тема: «Зимующие птицы»

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели. Обогащать и активизировать речь детей по теме «Зимующие птицы». Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные. Отрабатывать сложносочинённые предложения с союзом а, по предложенной схеме. Уметь делать звуко-буквенный анализ. Совершенствовать навыки чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать дыхание и чёткую речь. Передавать знакомое произведение близко к тексту. Уметь перевоплощаться, передавая характер героев. Развивать мелкие мышцы руки.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Лексический материал: вороний, воробьиное, стрекочет, воркует, каркает, ухает, чирикает, сорока-белобока, штриховать.

Оборудование: демонстрационные картинки зимующих птиц, раздаточные картинки зимующих птиц, карточки для чтения, буквы для выкладывания слова, схемы слов, иллюстрация к сказке, маски птиц, карточки с наложенным изображением птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

У детей на столах раздаточные картинки зимующих птиц.

Логопед:

– Дети на первом ряду называют, чья это голова?
– Дети на втором ряду называют, чьё это туловище?
– Дети на третьем ряду называют, чей хвост?
– Дети на четвёртом ряду называют, чьи это лапы?

Логопед даёт образец (воронья голова).

2. Чтение слов

На доске картинка с изображением синицы.

Логопед:

– К нам прилетела синица. Она просит нас помочь ей. Она потеряла своих друзей и подруг, чтобы их  найти мы должны расшифровать эти слова.

Логопед выставляет карточки с зашифрованными словами, правильно прочитанное слово логопед меняет на правильную карточку и выставляет картинку птицы.

– Синица благодарит вас за то, что вы помогли расшифровать слова и найти её друзей и подруг.

Логопед:

– Давайте прочитаем эти слова.
– Кто это такие? (зимующие птицы)
– Почему мы их так называем?
– Правильно, сегодня мы и поговорим о зимующих птицах.

3. Звуко-буквенный анализ слова СИНИЦА

4. Составление предложения по схеме

Логопед выкладывает схему предложения.

– Что я выложила?
– Какое первое слово? (предмет)
– На какой вопрос отвечает? и т.д.
– Выложите у себя на столе такую же схему.

Логопед даёт образец предложения. (Ворона каркает, а сорока стрекочет.)

– У вас две картинки птиц, составте с ними по этой схеме предложение, не забудьте употребить маленькое слово а.

5. Физминутка

Дети изображают ворон, согласовывая речь с движениями.

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар-кар-кар (громко).
Целый день они скакали
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо).

6. Регулировка дыхания

Упражнения на дыхание.

Проговаривание скороговорки на выдохе.

Сорока-белобока тараторила без проку.

7. Чтение сказки «Как сорока клеста судила»

Беседа по сказке.

– Назовите птиц, которые собрались на поляне.
– За что сорока хотела клеста судить?
– Почему птицы не поддержали сороку?

8. Драматизация сказки

– Птицы, которые к нам сегодня прилетали  воробей, ворона, сорока не участвуют  в сказке. Давайте для них покажем эту сказку, чтобы они запомнили, какие молодцы клесты и какая сорока.

Драматизация сказки по ролям.

 9. Штриховка

У детей карточки с наложенным изображением птиц.
Дети выбирают одно изображение, обводят его  простым карандашом и  штрихуют, не выходя за  контур прямыми горизонтальными или вертикальными линиями.
Пальчиковая гимнастика «Птичка гнёздышко свила».
Дети штрихуют под музыку.

10. Итог

Сюрпризный момент:  «Гнездо с конфетами».