Цели:
- учить бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать умение сопереживать, сочувствовать другим.
Задачи:
- расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
- учить детей использовать в своих рассказах презентации, пользоваться средствами ИКТ;
- учить определять тип рассказчика, его настроение в произведении;
- содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников;
- развивать речь, память, мышление;
- развивать фантазию, творческое воображение детей;
- воспитывать культуру поведения детей на уроке;
- воспитывать читательский интерес.
Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, книги Г.Х.Андерсена, рисунки детей, мультфильм «Гадкий утенок», карточки отношений, ноутбук, проектор, магниты, доска, карточки с вопросами.
Этапы |
Содержание |
Примечание |
I. Оргмомент | – Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. | Приветствие гостей |
II. Объявление темы урока | – Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства. | |
III. Презентация о творчестве писателя (Приложение 1) | – А подробнее вам сегодня расскажет о
творчестве писателя первая группа ребят, которая
подготовила презентацию о писателе. – Действительно, Г.Х.Андерсен начал сочинять свои стихи еще в детстве. Он любил рассказывать увлекательные истории. За свою жизнь он написал много разных сказок. |
Выступление учеников с презентацией |
IV. Выставка книг | – Ребята из второй группы подготовили к сегодняшнему уроку выставку его книг. | Показ выставки книг |
V. Проверка домашнего чтения | – Сегодня мы поработаем с вами со
сказкой «Гадкий утенок». – Вы дома читали эту сказку. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали. – Каждая группа получит по карточке с вопросами, на которые нужно будет ответить затем проведем взаимопроверку, используя карточки отношений +, –, ? 1. Кто является рассказчиком в произведении? (РП с п.т.з) 2. Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зеленые листья лопуха? (Зеленый цвет был полезен для глаз). 3. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («Клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры»). 4. Петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами). – А теперь проверим, как вы ответили на вопросы. Сначала отвечает первая группа на первый вопрос. А остальные, чтобы подтвердить, правильный ответ или нет, используйте карточки отношений. – Ребята, вспомните, что означает РП с п.т.з.? Как это понять? Что такое п.т.з.? |
Ребята в группах отвечают на вопросы и проверяют правильность ответов с помощью карточек отношений |
VI. Акцентное вычитывание 1 части текста | – Хорошо, молодцы! Начинаем работать
над акцентным вычитыванием сказки Г.Х.Андерсена
«Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен. – Вы подготовили к уроку рисунки, как вы думаете для чего? (Составлять диафильм). – В течении урока мы с вами будем составлять диафильм по сказке. – Многие из вас, наверное, уже знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз убеждались, что возвращаясь в известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое. – Сегодня мы будем работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части, но в учебнике текст поделен на части, чтобы вам было удобнее читать. – Прочитайте первый
абзац. О чем сообщает нам
рассказчик-повествователь? Как оценивает
ситуацию? («Хорошо было за городом»). |
Ребята отвечают на вопросы
Вывешивание рисунка для составления диафильма
Дети отвечают на вопросы учителя
Вывешивают рисунки к диафильму
Вывешивают рисунок к диафильму
Вывешивают рисунок к диафильму
Рисунок с изображением испанской утки |
Физкультминутка (Приложение 2) | – А вот обрадовались ли появлению утят на дворе, об этом мы поговорим позже, а сейчас немного отдохнем. | Физкульт минутка по презентации для глаз |
VII. Составление диафильма (продолжение) | – Молодцы! Продолжаем работать. – Как отнеслись обитатели птичьего двора к появлению утят? («Еще целая орава». Особенно им не понравился огромный птенец). – Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали). – Что же чувствовал сам утенок? (Он не знал, что делать). – Это чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова? (Эти слова сказаны РП, а думает так утенок. Это п.т.з. Она «переплывает» от рассказчика к утенку). – Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка? (Доброе). – За что его обижали обитатели? (Он был не похож на них). – Всегда ли так поступают птицы? (По-разному: могут заклевать, а могут и помочь). – А люди? (Люди тоже бывают разные). – Как рассказчик-повествователь относится к утенку? (Ему жалко утенка: «бедный» утенок, «бедняжка».) – Что произошло с утенком дальше? (Он уходит со двора). – Молодцы! Сейчас мы с вами читали художественный текст. Кто этот текст написал? (Писатель). – Еще мы с вами составили свой диафильм. – А еще я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок». – Как называют человека, который создает фильмы и мультфильмы? (Режиссер). – А для чего нам нужно еще и мультфильм посмотреть? (Сравнить видение автора, режиссера и наше). |
Вывешивают рисунок к диафильму
Вывешивают рисунок к диафильму |
VIII. Просмотр отрывка из мультфильма | – А теперь давайте сравним
художественный текст и работу режиссера.
Искажается ли смысл произведения? – Почему эти фрагменты получились разные? (У всех свое видение). |
Показ мультфильма по телевизору. |
IX. Итог | – Для чего мы с вами составляли
диафильм? Ребята, подумайте, а где мы можем применить наш диафильм? (Н-р, отправить на конкурс «Портфолио»). Но диафильм у нас с вами еще не до делан. Чего еще не хватает? (Названия и строчек к кадрам). – У меня есть текст к кадрам диафильма. Сейчас я каждой группе дам по три строчки, а вы определите, к какому кадру они подходят. (Приложение 3) – Теперь эту работу можно смело отправить на участие в Фестивале «Портфолио». |
Учитель задает вопросы, дети отвечают и
подводят итог урока. Ребята в группах распределяют текст к кадрам диафильма. |
X. Рефлексия | – Как вы думаете чему может научить эта
сказка? – Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. |
|
XI. Домашнее задание | – Домашнее задание: читать 2 часть сказки. |