Урок литературного чтения по теме "Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»". Акцентное вычитывание текста

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить бегло, сознательно и правильно читать, работать с книгой;
  • развивать умение  работать в группе;
  • воспитывать умение сопереживать, сочувствовать другим.

Задачи:

  • расширить  знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;
  • учить детей использовать в своих рассказах презентации, пользоваться средствами ИКТ;
  • учить определять тип рассказчика, его настроение в произведении;
  • содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников;
  • развивать речь, память, мышление;
  • развивать фантазию, творческое воображение детей;
  • воспитывать культуру поведения детей на уроке;
  • воспитывать читательский интерес.

Оборудование: учебник Литературное чтение 4 класс Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской, книги Г.Х.Андерсена, рисунки детей, мультфильм «Гадкий утенок», карточки отношений, ноутбук, проектор, магниты, доска, карточки с вопросами.

Этапы

Содержание

Примечание

I. Оргмомент – Сегодня у нас необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приветствие гостей
II. Объявление темы урока – Дома вы прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства.  
III. Презентация о творчестве писателя (Приложение 1) – А подробнее вам сегодня расскажет о творчестве писателя первая группа ребят, которая подготовила презентацию о писателе.
– Действительно, Г.Х.Андерсен начал сочинять свои стихи еще в детстве. Он любил рассказывать увлекательные истории. За свою жизнь он написал много разных сказок.
Выступление учеников с презентацией
IV. Выставка книг – Ребята из второй группы подготовили к сегодняшнему уроку выставку его книг. Показ выставки книг
V. Проверка домашнего чтения – Сегодня мы поработаем с вами  со сказкой «Гадкий утенок».
– Вы дома читали эту сказку. Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали.
– Каждая группа получит по карточке с вопросами, на которые нужно будет ответить затем проведем взаимопроверку, используя карточки отношений  +, –, ?
1. Кто является рассказчиком в произведении? (РП с п.т.з)
2. Почему мама-утка не мешала разглядывать детям зеленые листья лопуха? (Зеленый цвет был полезен для глаз).
3. Как отнеслись к гадкому утенку на птичьем дворе? («Клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры»).
4. Петух считал себя важной особой? (Потому что он родился со шпорами).
– А теперь проверим, как вы ответили на вопросы. Сначала отвечает первая группа на первый вопрос. А остальные, чтобы подтвердить, правильный ответ или нет, используйте карточки отношений.
– Ребята, вспомните, что означает РП с п.т.з.? Как это понять? Что такое п.т.з.?
Ребята в группах отвечают на вопросы и проверяют правильность ответов с помощью карточек отношений
VI. Акцентное вычитывание 1 части текста – Хорошо, молодцы! Начинаем работать над акцентным вычитыванием сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» в переводе с датского А.Ганзен.
– Вы подготовили к уроку рисунки, как вы думаете для чего? (Составлять диафильм).
– В течении урока мы с вами будем составлять диафильм по сказке.
– Многие из вас, наверное, уже знают эту сказку с детства. Но вы уже не раз  убеждались, что возвращаясь в известному тексту, читатель открывает в нем для себя что-то новое.
– Сегодня мы будем работать с первой частью этой сказки. У Андерсена нет деления на части, но в учебнике текст поделен на части, чтобы вам было  удобнее читать.

– Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик-повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).
– Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?
– Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.
– Какое настроение у РП? (Он восхищается. В природе все прекрасно.)
– Почему вы так считаете?
Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (Читатель ожидает веселую интересную историю).
– Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.
– Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)
– Что было дальше? (Вылупились птенцы).
– Каким был следующий день? (В природе опять все хорошо.)
– Найдите это в тексте.
– Все утята, в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».
– Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?  (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)
– О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит?   (Рассказчику смешно.)
– Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

Ребята отвечают на вопросы

 

Вывешивание рисунка для составления диафильма

 

Дети отвечают на вопросы учителя

 

Вывешивают рисунки  к диафильму

 

Вывешивают рисунок к диафильму

 

Вывешивают рисунок к диафильму

 

Рисунок с изображением испанской утки

Физкультминутка (Приложение 2) – А вот обрадовались ли появлению утят на дворе, об этом мы поговорим позже, а сейчас немного отдохнем. Физкульт минутка по презентации для глаз
VII. Составление диафильма (продолжение) – Молодцы! Продолжаем работать.
– Как отнеслись обитатели птичьего двора к появлению утят? («Еще целая орава». Особенно им не понравился огромный птенец).
– Как отнеслись к гадкому утенку обитатели птичьего двора? (Его толкали, клевали).
– Что же чувствовал сам утенок? (Он не знал, что делать).
– Это чувствует сам утенок. Но кто это говорит? Он сам? Чьими устами сказаны эти слова? (Эти слова сказаны РП, а думает так утенок. Это п.т.з. Она «переплывает» от рассказчика к утенку).
– Вспомните, какое сердце, по словам утки, было у утенка? (Доброе).
– За что его обижали обитатели? (Он был не похож на них).
– Всегда ли так поступают птицы? (По-разному: могут заклевать, а могут и помочь).
А люди? (Люди тоже бывают разные).
Как рассказчик-повествователь относится к утенку? (Ему жалко утенка: «бедный» утенок, «бедняжка».)
– Что произошло с утенком дальше? (Он уходит со двора).
– Молодцы! Сейчас мы с вами читали художественный текст. Кто этот текст написал? (Писатель).
– Еще мы с вами составили свой диафильм.
– А еще я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Гадкий утенок».
– Как называют человека, который создает фильмы и мультфильмы? (Режиссер).
– А для чего нам нужно еще и мультфильм посмотреть? (Сравнить видение автора, режиссера и наше).
 

Вывешивают рисунок к диафильму

 

 

 

 

 

Вывешивают рисунок к диафильму

VIII. Просмотр отрывка из мультфильма – А теперь давайте сравним художественный текст и работу режиссера. Искажается ли смысл произведения?
– Почему эти фрагменты получились разные? (У всех свое видение).
Показ мультфильма по телевизору.
IX. Итог – Для чего мы с вами составляли диафильм?
Ребята, подумайте, а где мы можем применить наш диафильм? (Н-р, отправить на конкурс «Портфолио»). Но диафильм у нас с вами еще не до делан. Чего еще не хватает? (Названия и строчек к кадрам).
– У меня есть текст к кадрам диафильма. Сейчас я каждой группе дам по три строчки, а вы определите, к какому кадру они подходят. (Приложение 3)
– Теперь эту работу можно смело отправить на участие в Фестивале «Портфолио».
Учитель задает вопросы, дети отвечают и подводят итог урока.
Ребята в группах распределяют текст к кадрам диафильма.
X. Рефлексия – Как вы думаете чему может научить эта сказка?
– Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
 
XI. Домашнее задание – Домашнее задание: читать 2 часть сказки.