Цели:
- дать характеристику внешней политики СССР в предвоенные годы;
- охарактеризовать подготовку Германии к войне с СССР;
- проанализировать степени готовности СССР к отпору врага;
- отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
III. Переход к изучению нового материала
– Итак, на прошлом уроке мы говорили, что в
Европе и на Дальнем Востоке возникают два очага
военной напряженности. И СССР занимает проблема
отношений с агрессивными фашистскими
государствами и Японией. Сталин ведет двойную
дипломатику в установлении отношений с
западными государствами. В мире открыто запахло
войной.
– Тема нашего урока «Накануне грозных
испытаний». Нам сегодня предстоит выяснить «Как
СССР готовился к войне?» (Приложение.
Слайд 1)
IV. Изучение нового материала
1. Начало второй мировой войны и советская внешняя дипломатия.
(Приложение. Слайды 2, 3)
– Страшная дата 1 сентября 1939 года. Началась Вторая мировая война.
(Приложение. Слайд 4)
– Итак, через неделю после подписания пакта о
ненападении Германия напала на Польшу. (Просмотр
фильма)
– Главным выигрышем от пакта о ненападении
Сталин считал стратегическую паузу.
(Приложение. Слайды 5-7)
Составление хронологической таблицы «Расширение границ СССР в 1939-1941 гг.»
17 сентября 1939 г. | Восточные земли Польши |
Сентябрь 1939 г. Июль 1940 г. |
Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина |
Август 1940г. | Литва, Латвия, Эстония |
12 марта 1940 г. | Часть территории на Карельском перешейке (Результат войны с Финляндией) |
(Приложение. Слайд 8)
– Сталин не забывает о стратегической задаче – сохранить нейтралитет войны на максимально длительный срок.
2. Работа с историческим документом «Меморандум МИД Германии о советско-германских экономических отношениях от 15 мая 1941 года» (с.186)
– Что нового вы узнали из источников о
советско-германских отношениях накануне ВОВ?
– Как использовала фашистская Германия
экономику СССР?
(Приложение. Слайд 9)
3. Подготовка Германии к войне
(Приложение. Слайд 10)
- План «Морской лев»
- План « Барбаросса»
Умелая дипломатия Берлина
- Не допустил создание фашистского блока.
- Вывел «из игры» СССР – одну из жертв.
Слайд 11.
Слайд 12 (запись в тетрадях).
Слайд 13 – «Экономический потенциал»
Слайд 14 – «Военно-промышленный комплекс»
Слайд 15 – «Вооруженные силы»
Слайд 16 – «Причины неудач СССР в начальный
период войны»
Работа с текстом учебника (с. 188- 189).
– Прочитайте текст и выделите причины неудач красной армии на начальном этапе войны.(Составление тематического плана в тетрадях)
Проверка тематического плана (Слайды 16, 17)
Итог: обороноспособность СССР на начало Великой Отечественной войны.
4. (Приложение. Слайд 18)
– Поразмышляйте: является ли СССР главным виновником войны?
(Приложение. Слайд 19)
5. Власть и общество.
(Приложение. Слайд 20)
1939 г. – установлен обязательный
трудовой минимум трудодней (для крестьян).
Аналогичные меры в отношении рабочих и служащих
(усиление внеэкономического принуждения).
(Приложение. Слайд 21)
- Идеологическая работа компартии.
- Работа с историческим документом.
V. Закрепление изученного материала
1. Объясните значение понятий и выражений:
- Операция «Морской лев»
- План «Барбаросса»
- Государственные мобилизационные запасы
- Внеэкономическое принуждение
2. Тесты «Накануне грозных испытаний» (см. распечатанный текст)
VI. Итог урока
Домашнее задание
- § 24;
- Эссе «Кто виноват в развязывании войны: западные страны или советский Союз?».