Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели:

  • дать характеристику внешней политики СССР в предвоенные годы;
  • охарактеризовать подготовку Германии к войне с СССР;
  • проанализировать степени готовности СССР к отпору врага;
  • отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания

III. Переход к изучению нового материала

– Итак, на прошлом уроке мы говорили, что в Европе и на Дальнем Востоке возникают два очага военной напряженности. И СССР занимает проблема отношений с агрессивными фашистскими государствами и Японией. Сталин ведет двойную дипломатику в установлении отношений с западными государствами. В мире открыто запахло войной.
– Тема нашего урока «Накануне грозных испытаний». Нам сегодня предстоит выяснить «Как СССР готовился к войне?» (Приложение. Слайд 1)

IV. Изучение нового материала

1. Начало второй мировой войны и советская внешняя дипломатия.

(Приложение. Слайды 2, 3)

– Страшная дата 1 сентября 1939 года. Началась Вторая мировая война.

(Приложение. Слайд 4)

– Итак, через неделю после подписания пакта о ненападении Германия напала на Польшу. (Просмотр фильма)
– Главным выигрышем от пакта о ненападении Сталин считал стратегическую паузу.

(Приложение. Слайды 5-7)

Составление хронологической таблицы «Расширение границ СССР в 1939-1941 гг.»

17 сентября 1939 г. Восточные земли Польши
Сентябрь 1939 г.
Июль 1940 г.
Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина
Август 1940г. Литва, Латвия, Эстония
12 марта 1940 г. Часть территории на Карельском перешейке (Результат войны с Финляндией)

(Приложение. Слайд 8)

– Сталин не забывает о стратегической задаче – сохранить нейтралитет войны на максимально длительный срок.

2. Работа с историческим документом «Меморандум МИД Германии о советско-германских экономических отношениях от 15 мая 1941 года» (с.186)

– Что нового вы узнали из источников о советско-германских отношениях накануне ВОВ?
– Как использовала фашистская Германия экономику СССР?

(Приложение. Слайд 9)

3. Подготовка Германии к войне

(Приложение. Слайд 10)

  • План «Морской лев»
  • План « Барбаросса»

Умелая дипломатия Берлина

  • Не допустил создание фашистского блока.
  • Вывел «из игры» СССР  – одну из жертв.

Слайд 11.
Слайд 12 (запись в тетрадях).
Слайд 13 – «Экономический потенциал»
Слайд 14 – «Военно-промышленный комплекс»
Слайд 15 – «Вооруженные силы»
Слайд 16 – «Причины неудач СССР в начальный период войны»

Работа с текстом учебника (с. 188- 189).

– Прочитайте текст и выделите причины неудач красной армии на начальном этапе войны.(Составление тематического плана в тетрадях)

Проверка тематического плана (Слайды 16, 17)

Итог: обороноспособность СССР на начало Великой Отечественной войны.

4. (Приложение. Слайд 18)

– Поразмышляйте: является ли СССР главным виновником войны?

(Приложение. Слайд 19)

5. Власть и общество.

(Приложение. Слайд 20)

1939 г. – установлен обязательный трудовой минимум трудодней (для крестьян).
Аналогичные меры в отношении рабочих и служащих (усиление внеэкономического принуждения).

(Приложение. Слайд 21)

  1. Идеологическая работа компартии.
  2. Работа с историческим документом.

V. Закрепление изученного материала

1. Объясните значение понятий и выражений:

  • Операция «Морской лев»
  • План «Барбаросса»
  • Государственные мобилизационные запасы
  • Внеэкономическое принуждение

2. Тесты «Накануне грозных испытаний» (см. распечатанный текст)

VI. Итог урока

Домашнее задание

  • § 24;
  • Эссе «Кто виноват в развязывании войны: западные страны или советский Союз?».