Обучение грамоте Закрепление пройденного «Плавниковая страна»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Данный урок разработан по учебно-методическому комплекту  Н.А. Крылова, И. Б. Писарева, Н. Л. Ипатова, которое позволяет в игровой форме учиться общению, обучению и накоплению жизненного опыта. Также осуществляет разнообразные формы работы над словом, предложением, произведением прививающие детям интерес к чтению.
Все задания к текстам, помещенные в «Букваре», объединяет одна общая задача, которая является ведущей на уроке чтения, – формирование навыка чтения, его развитие и совершенствование, в частности развитие понимание прочитанных вопросов и инструкций.

Все вопросы и задания призваны способствовать правильному и глубокому пониманию прочитанного текста, развитию речи и аналитических способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности, нравственному и эстетическому воспитанию.

Встречаются задания в игровой форме – в основном, это задания на замену и подбор соответствующих букв и слогов.

Большая роль отводится пробуждению чувств детей, развитию их эмоциональной сферы, мышлению, привитие интереса к литературе.

Задача учителя сделать чтение постоянным удовольствием для детей, чтобы они учились читать и понимать то, о чём впервые узнали, что понравилось в произведении.

Авторы учебника формируют познавательную активность, воспитывают стремление к добыванию знаний через использование детской научно-публицистической литературы (энциклопедии, научно-популярные журналы, периодические издания, художественная литература).

Даются дополнительные сведения о жизни животных, и окружающем их мире.

Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроке и усиливает желание изучать предмет.

В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает его на поиск ответа.

Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

Помогая маленькой рыбке найти своего сына, ребята дружно переходили от одного задания к другому и переживали, когда там не оказывалась «Немо». Разнообразные задания позволили узнать многообразие речного и морского дна, обитание рыб. Так же в игровой форме сумели повторить элементы букв и их написание, словарные слова, составление деформированного предложения. И было большое удивление, когда они нашли «Немо» на своих листочках используя краски.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

Тип урока: общающий урок.

Интеграция предметов: обучение грамоте, окружающий мир, рисование.

Форма урока: урок-презентация.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по пройденному материалу.

Задачи:

  • Формировать умение соотносить звук и букву, выполнять звуковой анализ.
  • Упражняться в чтении, продолжать работу над предложением, словарными словами.
  • Уточнить и расширить представления  о рыбах.
  • Развивать внимание, мышление, память, речь.
  • Воспитывать чувства взаимопомощи.

Оборудование: презентация, краски, кисточки, картон с нарисованным на нем парафином силуэта рыбки.

Для подготовки материалов урока были привлечены книги:

1. Энциклопедия «Что такое. Кто такой», – М.: «Педагогика-Пресс», 1992 г.
2. В.В. Волина «Праздник Букваря», – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995 г.
3. Учебник «Букварь», Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1999г.

Последовательность и продолжительность этапов урока:

  1. Оргмомент – 1 мин.
  2. Работа по теме урока –15 мин.
  3. Физкультминутка – 2 мин.
  4. Обобщение материала – 20 мин.
  5. Подведение итогов – 2 мин.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока

Слайд 1

– Сегодня мы отправимся в Плавниковую страну. Что это за страна?

– Вы догадались, мы отправляемся? (В подводное царство)

Слайд 2

– Путешествовать могут только самые внимательные, самые активные, знающие ученики. Вы узнаете много нового, интересного. Итак, отправляемся в путь. Захватила нашу страну «Урсула» – жительница подводного царства.

– Рассыпались буквы. (Нужно собрать слово)

Дать характеристику звукам [р] [ы] [к] [а] [б]

(Ребята дают характеристику каждому звуку)

– На какие две группы можно разделить? (Гласные, согласные)

– Какое слово получилось? (Рыбка)

2. Работа по теме урока

– Кто такие рыбки? (Это животные, которые живут в воде, имеют плавники, дышат жабрами.)

– Каких вы знаете рыб? (Щука, акула, окунь)

– Рыбы удивительные создания. Представьте себе: одни могут жить только в пресной воде, другие – только в соленой. Известны даже летающие и ползающие рыбы. Все рыбы, несмотря на разнообразие размеров, окраски, форм, имеют общую черту: они дышат жабрами. Кожа рыб покрыта чешуей. Размножаются рыбы, откладывая икринки.

Слайд 3

– У нашей рыбки есть имя и вам нужно его расшифровать. (По первым звукам отгадывают имя. – Называют картинку, делят слово на слоги, ставят ударение.)
– Молодцы, правильно его зовут Немо.

(Появляется картинка рыбки)

– Какая это рыбка? (Испуганная, взволнованная, грустная)

– У него случилась беда, злая Урсула спрятала его сынишку Немо.  А где – никто не знает. Поможем папе – рыбке отыскать своего сына?

Слайды 4-5

– Отправимся с вами дальше и что мы видим? (Крючок, а на нем рыбки)

– Может, здесь спрятала Урсула, Немо.

3. Работа в тетради

– Допишите элементы, и узнаем, какие здесь буквы? (К, С, Е, Л)

(Дети в тетрадях дописывают элементы букв)

– Какая буква будет лишняя? Почему? (Все согласные, е – гласная)

(Появляется Урсула, а Немо – нет)

– Давайте опустимся ниже.  Вот мы и попали на речное дно.

Слайд 6

– Какое речное дно? (Темное)

– Может, злодейка здесь спрятала сынишку?

 (Рассказ о речных рыбах.)

– На букву Л – спрятался лещ.

На букву С – спрятался сом.

(По сравнению с другими рыбами сом – великан. Он не складный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей он не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадывается к лягушке, то подкараулит утёнка или гусенка и тащит его за лапу под водой. А в другой раз раскроет огромную пасть и ждёт, когда подплывает рыбья мелочь. Тогда он с силой втягивает в себя воду, и рыбешки одна за другой исчезают в глотке обжоры.)

– На букву К – спрятался карась.

(Заспорили однажды два Рыбалова: какого цвета карась? Один рыболов говорит «золотистый», а другой  – «черный». Кто же из них прав?
А правы, оказались оба. Только один ловил карасей в пруду – золотистых, а другой –  в торфяном карьере, и ему попадались только тёмные, чумазые.
В чем же дело? Да в том, что окраской своего тела беззащитный карась приспосабливается к местности. В пруду вода желтоватая – и карась золотистый. В торфяном карьере вода темная – и карась темный. Так разная защитная окраска помогает карасю спасаться от врагов.)

 – На букву Е – спрятались ерши.

(Голодная щука искала, чем бы поживится. Наконец, она заметила пучеглазых ершей, сгрудившихся у самого дна реки.
Щука бросилась на ершей. И тут произошло неожиданное. На месте аппетитных рыбешек щука вдруг обнаружила колючих страшилищ, ощетинившихся со всех сторон иглами-«пиками». Это ерши растопырили свои острые плавники на спине и брюхе. Вдобавок надули «щеки», усаженные острыми шипами.
Щука покрутилась, покрутилась, да и уплыла ни с чем.
Не ощетинься ерш вовремя, плохо бы ему пришлось. Щука не таких ест. А ерш – рыбешка мелкая, неповоротливая. Ее догнать легко. Вот природа и дала этим рыбкам надежную защиту.)

– Кто здесь будет лишним? Почему? (Лишним будут ерши, потому что их много, а остальные в ед. числе.)

– Но и здесь мы не встретили Немо.

Слайд 7

– Поднимемся  на поверхность, там плавают, какие то слова.

– Давайте составим предложение, может быть здесь и прячет Урсула Немо.

(Вспоминаем,  что такое предложение.  Запись предложения в тетрадь с комментированием.)

– Но и здесь она над нами только посмеялась.

4. Физкультминутка

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде
То нырнут, то разойдутся,
То зароются в песке.

Слайд 8

– Отправимся на морское дно. (Просмотр видеоролика)

– Опишите, какое морское дно? (Разнообразное, красочное, голубое, чудесное)

Слайд 9

– И тут побывала злодейка, какие-то слова на них нацепила?

– Что это за слова? (Словарные)

– Почему их называем словарными? (Потому, что их нельзя проверить. Нужно только запомнить)

(Ребята вставляют пропущенные буквы, объясняя куда падает ударение и сколько слогов в этом слове).

– На какие две группы можно разделить эти слова?

– Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? кто? (Молодцы)

– Рыбок мы освободили, но нашей рыбки среди них нет. Урсула довольна, что мы никого не нашли. Отправимся дальше по морскому дну, и спустимся на самое дно.

Слайды 10-11

– Что мы видим? (Сундук)

– Краб охраняет морские сокровища, но там еще что лежит? (букварь)

 5. Работа с книгой

– Откроем букварь и прочитаем текст «Рыболовы», вдруг злодейка здесь спрятала Немо.

(Дети читают текст и отвечают на вопросы)

– Каких рыб поймали мальчики?

– Как называется суп из рыбы? (Уха.)

– Почему его так назвали?

– Послушайте стихотворение:

Давно это было – седая пора.
Род древних людей у седого костра
Прилежно трудился: кто лук мастерил,
Кто лодку-долбянку усердно долбил,
А кто, про охоту надежды тая,
Камнем точил наконечник копья.
Сюда же улов принесли рыбаки,
Которые только вернулись с реки.
Готовилась здесь на костре всем еда,
В посуде давно уж кипела вода.
Вот вождь, мудрый Нао, поднял осетра,
Получше решив рассмотреть у костра.
Но вздрогнула рыбина раз, и другой,
Забила хвостом, изогнулась дугой.
Не смог удержать её Нао седой,
И рыба упала в посуду с водой.
У женщины рядом с испугу из рук,
Туда же упали коренья и лук.
Пока то да сё – и вот тут в аккурат
Поплыл из посуды такой аромат,
Что Нао черпак ухватил, зачерпнул
И нового кушанья сходу глотнул,
Глотнул... Захватило с горячего дух
И вскрикнул невольно седой Нао: «У-ух!»
Но очень уж вкусная пища была –
Погладил живот он и выдохнул: «А-а-а...»
А племя, поняв, – обошлось без греха,
Решило зовут эту пищу «уха».

В. Холкин. Почему уху назвали ухой.

– Так ли было на самом деле? (На этот вопрос мы ответить не сможем, стихотворение шуточное.)

– И в морской пучине мы никого не нашли.

Слайд 12

6.  Работа с красками

– Но взгляните, какое страшное чудовище плывёт нам на встречу, наверно здесь и спрятала Урсула, нашего Немо. Сейчас нам может помочь наше доброе сердце. Ведь добро всегда побеждает зло.

(У каждого на столе лежит белый картон, дети берут кисточки и закрашивают картон краской, появляется силуэт рыбки.)

– Молодцы. У вас добрые и отзывчивые сердца, и вы помогли отцу найти своего сыночка.

Слайд 13

 7.  Итог урока

– Почему у нашего урока была такая тема – «Плавниковая страна»? (Мы говорили о рыбах, а у них есть плавники.)

– О каких рыбах вы сегодня узнали?

– Кто такие рыбы? (Животные которые живут в воде, тело их покрыто чешуёй, дышат жабрами, передвигаются при помощи плавников и хвоста.)