Правописание чередующихся гласных в корне слова

Разделы: Русский язык


Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: повторить  правописании орфограмм «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова»;  повторить сведения о простом и сложном предложениях, закрепить умения работать со схемами  предложений, правильно расставлять знаки препинания.
  • Развивающие:   формировать умение правильного выбора в написании гласныха – о в корнях -лаг- – -лож-,-раст- (-ращ-) –  -рос-;  развивать умение находить слова с чередующимися гласными   в тексте и предложении; развивать умение учеников логически мыслить; грамотно отвечать на вопросы; действовать по алгоритму правила; развивать зрительную, слуховую память, на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв;
  • Воспитательные:  воспитывать у учеников любовь к природе;  интерес к  окружающему живому миру;   с помощью различных методов  и средств воспитывать чувство взаимопомощи, сплоченности;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, проектор, слайды, раздаточный материал, 

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного. Орфографическая разминка.
  3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
  4. Физминутка
  5. Объяснение нового материала.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итог урока
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

II. Повторение ранее изученного

Орфографическая разминка  (индивидуальные карточки)

III. Игра «Крестики-нолики» (Приложение 1, слайды 1-2)

Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». (Используя принцип игры «крестики-нолики» повышать интерес к учебному процессу)

Задание: вспомнить правило «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:

Х – проверяемые гласные в корне;
О – непроверяемые гласные в корне.

издалека

багряный

беседа

 

Х

О

О

делегат

вблизи

фонарь

О

Х

О

метель

ватага

гористый

О

О

Х

Вывод: безударные гласные могут проверяется ударением (далекий – даль),  то есть мы подбираем родственное  слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением. А есть непроверяемые гласные. Написание слов с непроверяемыми гласными нужно запомнить.

Задание: вспомнить правило  «Непроизносимые согласные и удвоенные согласные в корне слова». Обозначьте в игровом поле:

Х – непроизносимые согласные в корне;
О – удвоенные согласные в корне

коллектив

местный

территория

 

О

Х

О

орфограмма

страстный

аккуратный

О

Х

О

искусство

грустный

грамматика

О

Х

О

Вывод: Чтобы проверить правописание слов с непроизносимыми согласными необходимо подобрать родственное слово, в котором согласный произносится четко. Слова с двойными согласными надо запомнить, а при сомнении в написании воспользоваться орфографическим словарем.

IV. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

– На прошлом уроке мы с вами говорили какие чередования гласных и согласных происходят в корне слова. Сегодня мы с вами  изучим новую тему,  для этого обратимся к материалу для наблюдений.
Даны слова. Распределите их в два столбика (на карточках, на доске) (Предложить, изложить, предлагать, расти,  расположить,  росли, излагать, располагать, выращенный)

Изложить –  излагать;
 расположить – располагать;
предложить –  предлагать;
росли –  расти, выращенный

Почему вы распределили слово таким образом? Какие это слова? (Однокоренные).
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных а–о).
– Наша цель узнать, когда в корнях с чередованием  пишется а, а когда о. Записываем тему урока в тетрадях.

V. Объяснение нового материала

Метод: беседа.

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 3)

-лаг- // -лож-

-раст- (-ращ-)

-рос-

В корне -лаг- перед г ––> а
Полагать
 В корне -лож- перед ж ––> о
сложение
В корне -раст- (-ращ-) перед ст, щ ––> а
расти, выращивать
В корне -рос- перед с –––>о
росли
ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог ИСКЛЮЧЕНИЯ: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

– Ребята, посмотрите на таблицу. Постарайтесь объяснить в каких случаях пишется гласная а в корне -лаг- – -лож-, а в каком случае пишется  гласная о? (Гласная  а пишется перед г, в корне -лаг-, гласная о пишется перед ж)
– Посмотрите на корни -раст- (-ращ-) – -рос- и сделайте вывод. (Перед ст, щпишется гласная а, а перед с – о)
– Прочитаем теоретический материал. (Приложение 1, слайды 4-5) Корни  -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне -лож- изложить  и а в корне -лаг- предлагать.
– Есть ли  слова исключения? (Исключение: полог (ЛЗ) – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска.)
– А теперь обратимся к корням -рос- – -раст- (-ращ-).
– Корни -рос- – -раст- (-ращ-) – это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы тилищ,пишется а (расти, выращивать),а если этих букв нет, в корне пишетсяо: росли. Исключение: росток, отрасль – 1) ветвь растения (уст.); 2) потомок, потомство (перенос.); 3) отдельная область науки, деятельности, производства.
– Какие еще есть слова  исключения?(Ростов, Ростислав, ростовщик (тот, кто дает деньги в долг).
– Теперь закрепим полученные  знания на практике.

VI. Первичное закрепление

1) Объяснительный диктант. (Приложение 1, слайд 6, интерактивная доска)

Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; графически выделять чередующиеся гласные а– о в корне -лож--лаг-,-раст- (-ращ-) –  -рос-.

Задание: Правильно запишите слова, рассуждая так: «Пишу букву о, потому что перед ж; пишу букву а, потому что перед г». «В слове росли пишу букву о, так как в корне -рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне  -раст- есть буква т; в слове выращенный пишу букву а, так как в корне -ращ- есть буква щ». Выделите графически орфограмму.
Предлагать помощь, сложение чисел, являться слагаемым, уложить спать, южное растение, заросли тростника, выращивать акацию, отрасли промышленности.

Вывод: в корнях -лаг-, -лож-, чередуются буквы а–о. Перед ж пишется о, а перед г пишется а. Исключение слово полог.  В корнях -раст-, (-ращ-)  перед ст, щ пишется буква а, в корне -рос- перед с пишется буква о. Исключение: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик..

2) Предупредительный диктант (Приложение 1, слайд 7)

Цель:  закрепить умение учеников в выборе  гласных а–о в корнях -лож- (-лаг-),-раст-(-ращ-) –  -рос-; формировать у учащихся умение правильно и грамотно действовать по алгоритму правила; закрепить знания постановки  знаков препинания и графическое обозначение грамматических основ в предложении.

Задание: записать предложения,  объяснить выбор гласных а–о в корнях -лож-(-лаг-), -раст- (-ращ-) – -рос-. Объяснить постановку знаков препинания, выделить грамматические основы предложений.

  • Когда ветер не гуляет по улицам, пушистый снег ложиться на землю очень медленно.
  • В зимнюю пору растения как будто надели теплую шубу.
  • Лесные звери расположились на заснеженной поляне и даже не предполагали о надвигающейся опасности. 

Вывод: Корни -лаг-, -лож- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. В корне -лож-  пере ж пишется о, а корне -лаг-передг пишется а.В слове растение  пишу буквуа, так как в корне-раст-есть букват.  

3) Распределительный диктант (метод – взаимопроверка)

Записи на доске.

Цель:  закрепить умение учащихся действовать по алгоритму правила, развивать зрительную и слуховую память (на основе запоминания корней и постановки в них гласных букв)

Задание: разделите свою тетрадь на 2 половинки, в левый столбик будете выписывать словосочетания  с буквой а в корнях с чередованием, а в правый – с буквой о, обозначая условие их  выбора.

Возраст Земли, заложить фундамент, предлагать ничью, грамотно излагать, полагаться на друга, густо расти, Ростовская область, популярное изложение, отрасли промышленности, мелкая поросль.

-А-

 -О-

Предлагать ничью Заложить фундамент
Возраст Земли Ростовская область
Густо расти Популярное изложение
Отрасли промышленности Мелкая поросль
Грамотно излагать Полагаться на друга

Вывод: При выборе гласной ао в корнях с чередованием нужно не только действовать по алгоритму правила, но и знать слова исключения, чтобы не допустить ошибки в написании слова.

4) Работа с сигнальными ракетами (устно)

Цель: закрепить навыки выбора гласной а–о в корнях -лаг-,-лож-,-раст- (-ращ-),-рос-.

Задание: Слушая слова с чередованием гласных а–о в корнях  -лаг-,-лож-,-раст- (-ращ-),-рос-,поднимать  карточку, на которой написана гласная, соответствующая написанию данного слова.Если кто ошибется в выборе карточки, рассказывает правило.

Предположение, возложить, располагать, растение, Ростислав, прилагать, растительность, росток, изложить, выращенный, прилагательное, ростовщик, положить, полог, отрасль.

Вывод: Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корнях с чередованием, нужно знать слова исключения и действовать по алгоритму правила.

5) Творческая работа (фоновая заставка, мелодия, фотография природы)

Цель: закрепить знания  учащихся о тексте,  умения определять последовательность предложений,  восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).  

Задание: восстановить художественный текст. (Предложения записаны на бумаге разного цвета). Вписать в них слова из справочного материала и собрать текст из «рассыпанных» предложений.  (Сначала восстановить текст, а потом подобрать из справочного материала подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой). Расставить знаки препинания.  

Задание 2-го текста посложнее, так как нужно вставить слова не только с чередованием а–о в корнях  -лаг-,-лож-,-раст- (-ращ-),-рос-, но и с другими корнями:-зар-, -зор-,-кос-, -кас-, -твар-, -твор-, -клан-, -клон-, -гор-, -гар-.

1 текст

3. Тропинка почти    …     и мы с трудом угадывали дорогу. 
5. На ней уютно …   лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.
4. Вот знакомый,   …. осокой лес.  Дальше находился широкий овраг  а направо раскинулась чудесная поляна.
1. Друг отца     …   отдохнуть  на природе и мы  отправились в лес.
2. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность.

Справочный материал: зар..сла, предл..жил,  зар..стающий, распол..жилась, р..стительность.

2 текст

3. Вокруг березок густо зеленеет молодая …    . Во время вечерней … , лес    … необычным светом.
1. На опушке …  красивый лес из березок. У каждой красавицы листья …   по-разному.
5. Лес – это самое великое …    природы. Все зверьки, птички, люди  ……   перед этим чудом.
 2. Одни    …  я земли, другие …    ярким пламенем на верхушках.
4. Именно тогда листья деревьев делаются…! Хорошо в это время в лесу!

Справочный материал: выр..с, распол..жены, к..саются, горят, пор..сль, з..ри, оз..ряется, г..рящими, тв..рение, прекл..няются.

(Текст – группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью, предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Тема – то, о чем говорится в тексте. Идея – основная мысль текста, то для чего он создан)

– Прочитайте восстановленные тексты.

1 текст

Друг отца   предложил  отдохнуть  на природе, и мы  отправились в лес. В лесу был прекрасный воздух и разнообразная растительность. Тропинка почти   заросла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый,  зарастающий осокой лес.  Дальше находился широкий овраг,  а направо раскинулась чудесная поляна.  На ней уютно расположилась  лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

2 текст

На опушке вырос красивый лес из березок. У каждой красавицы листья расположены по-разному. Одни касаются земли, другие горят ярким пламенем на верхушках. Вокруг березок густо зеленеет молодая поросль. Во время вечерней зари, лес озаряется необычным светом. Именно тогда листья деревьев делаются горящими! Хорошо в это время в лесу!
Лес – это самое великое творение природы. Все зверьки, птички, приклоняются перед этим чудом.

Вывод:  Восстанавливая текст, подбирая слова из справочного материала, подыскивая точные выражение учащиеся тем самым  обогащают свою речь.

VII. Комплексный анализ текста

Цель:  повторить  ранее изученные орфограммы; закрепить знания  учащихся о тексте; повторить морфемный разбор слова; закрепить умения определять последовательность предложений и средства связи  их в тексте; закрепить умение определять выразительные средства языка, закрепить умение выбирать и систематизировать нужный материал. 

Задание: прочитать текст.  Вставить пропущенные буквы. Определить главную мысль текста. Дайте ему название. Определите средства связи предложений в нем.

  1. Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание этого корня графически.
  2.  Выполните морфемный разбор слова прямоствольный.
  3. Выпишите из текста сложное предложение, подчеркните грамматические основы и определите его вид.
  4. Определите в тексте выразительные средства языка, использованные автором.

Сколько лет сосне?

Очень инт..рс(..)но узнавать возр..ст м..лодых с..сновых дерев(..)ев по их ежегодным побегам. В первые годы св..ей жизни сосна р..стет очень правильно бл..годаря тому, что поч(..)ки у нее образуют(..)ся только  по концам побегов. Обыкновенно таких почек бывает от четырех до пяти: одна на самом кончике побега как бы составляет его прод..лжение, и три-пять вокруг нее распол..гаются.
Если мы ранней весной посмотрим на вершину (не)большой м..лоденькой сосенк.., то увидим, что из конеч(..)ной ее почки выдвигается побег прямо кверху, а из б..ковых почек отходят побеги в сторону.
Так вот, зная, что у сосны ежегодно нар..астает по одному в..ршинному побегу, мы сосчитаем число таких побегов по стволику дерева и узнаем, сколько нашей сосенк.. лет.
Денис подсчитал, что его м..лоденькой сосенк.., р..стущей усамого забора, уже п..тнадцать лет. А сосне, поднявшейся у резного школьного крыльца, не менее двадцати лет.
Ребята задумались: как же долго р..стет сосна, сколько нужно сил этому дереву, чтобы выр..сти огромным, пр..моствольным, высоким!

  1. Главная мысль данного текста содержится в последнем предложении: сосне нужно много лет потратить на то, чтобы вырасти большим стройным деревом. Ей понадобится для этого много сил.
  2. Данный текст относится к художественному стилю речи, тип текста – повествование. Предложения в тексте в основном связаны цепной  связью (побегам – по концам побегов; почки – почек ит.д.).
  3. Возраст, растет, нарастает, растущий, вырасти, располагаются.
  4. Прямоствольный
  5. В первые  годы свое жизни сосна растет очень правильно благодаря тому, что почки у нее образуются только по концам побегов. (Сложное предложение,  сложноподчиненное предложение Грамматическая основа – сосна растет, почки образуются)
  6. Выразительные средства языка.

А) Эпитеты: молоденькая сосенка, ранняя весна, вершинный побег, огромное, прямоствольное дерево.
Б) Олицетворение:  сколько сил нужно сосенке, чтобы вырасти; поднявшаяся сосна, выдвигается побег.

VIII. Итог урока

– Итак. Сегодня мы с вами познакомились  с правописанием  чередующихся гласных а – о в корнях -лаг- – -лож-, -рос- – - раст- (-ращ-). Когда пишем букву а, а когда о в корнях -лаг-, -лож-?
– Есть ли слова, написание которых мы запоминаем? (полог)
– Когда пишем букву а, а когда о в корнях –раст- (-ращ-), -рос-?
– Есть ли слова-исключения? (Да. Росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов)

IX. Домашнее задание: параграф 38 выучить, стр. 100-101, упражнение №306, 303.

Оценки за урок.

Выставление в дневник.