Вопросы подготовки воспитанников детского
сада к школе приобретают всё большее значение.
Школа заинтересована в том, чтобы дети,
поступающие в первый класс, были хорошо
подготовлены к школе, поэтому в настоящее время
предъявляются новые более высокие требования к
дошкольному воспитанию, подготовке детей к
школе.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к
обучению их счёту, чтению, письму. Однако
многолетний опыт показывает, что наибольшие
трудности в школе испытывают не те дети, которые
обладают недостаточно большим объёмом знаний,
умений и навыков, а те, кто не готов к новой
социальной роли ученика (умение слушать и
слышать, работать в коллективе и самостоятельно,
желание и привычка думать, стремление узнавать
что-то новое). Подготовка детей к школе
предполагает, с одной стороны, такую организацию
воспитательной работы в детском саду, которая
обеспечивает высокий уровень общего
всестороннего развития дошкольников, с другой
стороны, специальную подготовку детей к усвоению
тех учебных предметов, которые они будут
осваивать в начальных классах школы.
Программа "Сообщество", по которой работает наше дошкольное отделение, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Основой педагогического процесса является проектный метод, в основе которого лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, а результаты обобщаются в одно целое. Основной смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует качества, способствующие успешному обучению детей в школе.
Необходимым условием организации деятельности дошкольников, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил "открытие", что он сам справился с заданием.
Для решения проблемной ситуации воспитатель предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым он создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового, тем больше вклад в его личностное развитие.
Однако дети в школе и в детском саду поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.
В соответствии с этими принципами была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.
Готовность детей к школе формировалась в течение всего дошкольного детства в сотрудничестве воспитателей детского сада, психологической и логопедической службы. В подготовительной группе педагогами дошкольного отделения и начальной школы был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые явились заключительной частью всей работы педагогического коллектива по подготовке к школе:
– посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса и знакомство с учителем;
– информирование учителей начальной школы о
сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;
– обзорная экскурсия по школе (кабинет завуча,
библиотека, медицинский кабинет, раздевалка);
– посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе (русский язык, география, химия, иностранный язык);
– приглашение первоклассников в группу
детского сада и проведение совместных
мероприятий;
– посещение урока в первом классе;
– родительское собрание перед окончанием
учебного года на тему: «Готовность детей
подготовительной группы к обучению в начальной
школе».
В ходе реализации проекта использовались
различные формы и методы обучения. Например,
организация игры "в школу" после посещения
детьми школьного класса, когда один ребёнок
исполняет роль учителя, а остальные дети –
учеников, сидящих за партами, учит детей сидеть и
внимательно слушать, поднимать руку, работать в
тетрадях и на доске.
В центре литературы дети изготовили азбуку,
дневник будущего первоклассника, расписание
дошкольника, составили кроссворд о школе,
сочинили статью на тему "Что я узнал о
школе".
В центре науки закрепили знания о времени, частях суток, часах, познакомились со школьными учебниками, провели опыты с водой.
Широко использовались занятия в центре искусства: азбуку, которую составили сами, оформили иллюстрациями; изготовили из пластилина и других материалов модель школьного класса; из бросового материала сконструировали модель часов; нарисовали школьные предметы; пофантазировали на тему «Какая она – школа будущего?».
В центре математики была изготовлена настольная игра "Я иду в школу", а в центре строительства построили школу для кукол, используя различный строительный материал.
Кроме занятий в центрах активности проводилась работа по ознакомлению детей с новыми словами, чтение художественной литературы о школе, использовались дидактические игры ("Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", Звук потерялся", "В портфеле лежат...", "Что изменилось?", "Скажи, какие это часы", "Назови страны мира").
Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно разместить различную информацию, но и многие другие формы и методы работы:
– информационные листки;
– дневники взаимодействия с родителями;
– привлечение семей к участию в мероприятиях,
выставках, экскурсиях;
– ведение сайта группы, где также можно
ознакомиться с информацией о жизни ребёнка в
детском саду;
– открытые занятия, проводимые специалистами и
воспитателями;
– родительские собрания;
– индивидуальное общение педагогов с родителями
на доверительной основе и взаимной
заинтересованности в результатах работы.
Итогом проекта стала коллективная работа – стенгазета о школе, в которой дети выразили свои впечатления и представления о школе, а так же поделились новыми знаниями.