Реализация ФГОС на уроках математики по программе ОС "Школа–2100" в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Урок математики

1 класс

Тема: Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем.

Цели:

  • Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию с 0
  • использовать математические представления в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать свойства сложения и вычитания с 0 на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • вести поиск информации преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
  • учиться  самостоятельно определять цели своей деятельности
  • учится самостоятельно оценивать свою работу

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Л.Г. Петерсон; презентация к уроку; карточки для работы в парах.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (оргмомент).

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

– Ребята составьте из разбросанных букв слово.

Слайд 1

– Правильно, это – математика. А для чего нужно знать математику? Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое по математике?

Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать, и возьмем с собой сказочного героя. Отгадайте загадку: круглый, румяный, в печке печен, на окошке стужен.

– Правильно, колобок.

Слайд 2

Скок да скок, скок да скок, покатился колобок.
Круглый да румяный, прямо на поляну. 

2. Актуализация знаний. Устный счет

– Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц.

Слайд 3

«Колобок», – косой сказал, –
«Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку отпущу
И морковкой угощу!»

– Ребята давайте поможем колобку выполнить зайкины задания.

Дети работают в тетрадях, записывают самостоятельно только ответы. Двое детей работают у доски.

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?

Четыре зайца шли из школы,
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело?

Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.
Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.
С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.
Сколько всех зверей?

Вот семь зайчат по дорожке идут.
За ним вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой?

– Ребята, мы с вами выполнили зайкино задание, что нужно теперь сделать? Правильно проверить.

Слайд 4

Дети проговаривают, как решали каждую задачу. На слайде постепенно  появляются ответы. Двое ребят  у доски проверяют, с помощью учителя.

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? Я предлагаю вам его оценить, посмотрев на правильный вариант. На полях закрасьте красным цветом кружок, кто правильно, без ошибок выполнил задание. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой – в желтый, на у кто не справился с заданием – в зеленый.

– Ребята, что можно посоветовать, тем детям, которые не справились с заданием?

3. Постановка учебной проблемы

– Зайка еще одну задачу предложил выполнить колобку. Я предлагаю выйти четырем ребятам, чтобы помочь решить задачу.

Учитель читает задачу и дети инсценируют её.

Зайчиха бабушка
Испекла четыре оладушка
Угостила двух внучат,
Своих веселеньких зайчат,
А еще два отдала
Соседке белке из дупла.
Сколько оладушков
Осталось у зайчихи бабушки?

– Правильно, нисколько. Кто может сказать, а как называется это число? Какая будет тема нашего урока? Чего мы не знаем? Какая цель?

Слайд 5

– Сегодня мы познакомимся  с числом 0, научимся писать цифру 0, а также будем учиться выполнять вычисления с числом 0.

4. Открытие нового знания

– Посмотрите на числовой отрезок, где располагается число 0? (учебник стр. 30)
– На что похожа цифра 0?
– А на нашего героя похожа?

Слайд 6

Вот навстречу серый волк,
В колобках он знает толк,
Чтобы волк его не съел
Колобочек наш запел.
«С песней, колобочек не спеши,
Ты лучше ноль мне напиши»

– Давайте научим колобка писать эту цифру. Я предлагаю вам всем вместе прописать цифру ( в воздухе), глядя на монитор. А потом самому смелому объяснить на доске и прописать в тетрадях.

Слайд 7

Дети показывают и объясняют, как пишется цифра, а потом работают в тетрадях. Сравнивают свои написанные цифры с образцом и отмечают самые правильные.

– Если вы правильно написали все цифры, то закрасьте кружок в красный цвет.

– Ребята, что можно посоветовать, тем детям, которые не смогли правильно прописать?

Физкультминутка

Слайд 8

На мониторе картинки елочек, кругов…

Сколько елочек зеленых – столько выполним наклонов (5)
Сколько здесь у нас кружков – столько сделаем прыжков (4)
Сколько ягодок на кочке – столько встанем на носочки (8)
Ну, а сколько будет тучек – столько раз подымим ручки (0)

– Ребята, цифру 0 мы научились писать, что мы еще должны сегодня узнать?

Слайд 9

Не попал он в волку в лапы
Вдруг на встречу косолапый
Колобочек испугался,
На пенек быстрей взобрался
Только начал песни петь,
Как медведь давай реветь
«Ты не пой мне, колобок»,
Лучше ты реши, дружок,
Трудные заданья,
Я прошу без опозданья»

– Трудное заданья находятся в № 1 и № 2 стр. 30. Что нужно сделать? Правильно, найти ответ и проиллюстрировать числовые равенства.

Ребята работают у доски и в тетрадях. При объяснении приходят к выводу о свойсвах сложения и вычитания с 0.

– Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число? Почему?
– Как это записать для любого числа?

а + 0 = а

Аналогично проходит работа по установлению других свойств нуля

0 + а = а
а – 0 = а
а – а = 0

– Ребята с чем сейчас познакомились?

Слайд 10

– Приведи свои примеры

5. Закрепление

– Катится колобок, а на встречу ему лиса.

Слайд 11

Вот и лисонька идет
И такую речь ведет:
«Съем тебя я колобок,
Но даю тебе я срок,
Чтоб сумел без промедленья
Все решить и ребят всех удивить!»

– Поможем, ребята? Что нужно выполнить в этом задании? Правильно сравнить, ну сначала нужно решить выражения. На что мы будем опираться в решении?

– Правильно на формулы. Работать будите в парах.

Дети, работая в парах по карточкам, совещаются и ставят знаки. Несколько пар работают у доски.

5 + 0 _ 0 + 5                   3 – 0 _ 3 + 0
9 – 9 _ 1 + 0                   0 + 7 _ 7 – 0

После происходит коллективная проверка.

– Ребята, кто справился с этим заданием, на полях закрасьте красным цветом кружок. Если есть, кто выполнил с одной ошибкой – в желтый, на у кто не справился с заданием – в зеленый.

– Ну что придется лисе отпустить колобка, все задания, благодаря вам он решил.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Ребята, колобок благодарит вас и предлагает вам самостоятельно справится с заданием № 4.

Дети индивидуально работают на примере нового способа действий. После проходит самопроверка со специальным эталоном, и оценивают себя – закрашивая кружок.

7. Итог. Рефлексия

– С чем мы сегодня познакомились?
– Сколько выполнили заданий и закрасили кружков? (4)
– Встаньте те у кого четыре красных кружка. Молодцы. Вы выполнили без ошибок все задания. Ребята, что можно посоветовать тем детям, которые не получили все красные кружки?
– Поднимите руки, кому нужно потренироваться в математическом диктанте? Кому в написании цифры 0? Кому в сравнении? А кому в решении с числом 0?
– Улыбнитесь, кому урок понравился.
– Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
– Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках

Дети рассказывают о своих затруднениях. Показывают сигналы

Литература:

1. Программа «Математика» Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких.
2. «Праздник числа» Волина В.