Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.
М.К. Чюрленис
Актуальность
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.
Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.
Обоснование выбранной темы
Акцент в своей профессиональной деятельности я делаю на формирование образного мышления у обучающихся через интеграцию музыки с другими предметами, а именно с изобразительным искусством, литературой и историей.
Интеграция – это система, предполагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.
Интегративное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии через звук и цвет.
Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Интеграция имеет следующие преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.
Образовательная программа по музыке под руководством Д.Б. Кабалевского предполагает интеграцию музыки с другими предметами (исходя из тематики) только во 2-м классе (частично, 10%) и в 5-м классе (100%), в то время как на остальных параллелях интеграция программой не предусмотрена.
Проблема
Для формирования образного мышления обучающихся необходим системный подход в организации и проведении интегрированных занятий на всех параллелях.
Тема
«Создание условий на уроках музыки для
формирования образного мышления обучающихся
через интеграцию музыки с другими предметами».
Различные авторы: А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский,
В.А. Петровский, Л.Б. Ительсон, Е.Ф. Василюк, К.
Прибрам, Р. Сперри, В. Вульф, И.С. Якиманская, Л.С.
Выготский – рассматривают понятие об образе,
образном мышлении, его формировании. В настоящее
время в науке нет единого подхода к пониманию
природы, структуры, классификации, механизмов
возникновения образов, научно обоснованных
технологий создания образов, оперирования ими,
управления образными явлениями. Сложная мозаика
образов в структуре сознания показывает,
насколько важной является задача
целенаправленного обучения работе с образом, в
результате чего обогатится психическое развитие
личности ребенка.
Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых. Во многих случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.
В рамках данной концепции, образное мышление
понимается нами как процесс познавательной
деятельности, направленный на отражение
существенных свойств объектов и сущности их
структурной взаимосвязи. Образное мышление
представляет собой форму творческого отражения
человеком действительности, порождающую такой
результат, которого в самой действительности или
субъекта на данный момент времени не существует.
Образное мышление есть способность создавать
образы и оперировать ими.
Образное мышление представляет собой единую
систему форм отражения – наглядно –
действенного, наглядно – образного и абстрактно
– символического.
Цель:
Формирование образного мышления на уроках музыки через интеграцию музыки, изобразительного искусства, литературы и истории.
Задачи:
1. Познакомиться с основами методики
преподавания предметов «изобразительное
искусство», «литература», «история» с целью их
интеграции с музыкой.
2. С учетом системного подхода разработать
интегрированные занятия по музыке,
дидактический и контрольно – измерительный
материал, собственные цифровые образовательные
ресурсы (презентации к занятиям), подобрать
нотное приложение и коллекцию репродукций
картин известных художников по основным
темам.
3. Пополнить фонд учебно – методических
материалов кабинета музыки литературными
произведениями и историческими источниками.
4. Систематизировать собранные материалы.
Оформить паспорт кабинета.
5. Апробировать методические разработки
интегрированных занятий.
6. Создать (на начальном этапе) и пополнять (на
последующих этапах) банк творческих работ
обучающихся: сочинений и рисунков.
7. Разработать критерии оценивания творческих
работ обучающихся: сочинений и рисунков на
предмет осмысленного восприятия музыкального
произведения.
8. Исследовать влияние интеграции музыки,
изобразительного искусства, литературы и
истории на формирование образного мышления
обучающихся.
9. Обобщить опыт работы за последние три года на
городском конкурсе «Педагог года – 2010».
Объект
Образное мышление.
Предмет
Интеграция музыки с изобразительным искусством, литературой и историей.
Рабочая гипотеза
Если интеграция музыки с изобразительным искусством, литературой и историей будет носить систематический характер, тогда будут созданы условия для развития образного мышления школьников.
Прогнозирование результатов опыта
Предполагаемый результат | Критерии оценки эффективности | Кто диагностирует |
Развитое образное мышление (повышение уровня развития образного мышления) | Тест креативности Е.П. Торренса (субтест «Круги») | Учитель, психолог |
Положительная мотивация к учению | Ценностные ориентации, отношение к предмету | Учитель, родители, школьный психолог |
Активизация познавательной деятельности | Активность на уроке, включенность в работу всех обучающихся, выбор творческих заданий, увеличение доли самостоятельной активности | Учитель, завуч |
Методы решения поставленных задач
- Методы теоретического поиска (анализ теоретических источников по проблеме формирования образного мышления, интеграции различных видов искусства);
- Методы исследования реального педагогического процесса (изучение и обобщение педагогического опыта);
- Экспериментальный метод: определение уровня развития образного мышления школьников в процессе реализации интеграции (Тест креативности Е.П. Торренса, субтест «круги»).
- Поисковый метод: при разработке интегрированных занятий.
Выбранные методы позволяют наиболее полно и глубоко исследовать проблему, решить поставленные задачи, исходя из условий и возможностей.
Принципы профессиональной педагогической деятельности
- принцип гуманизации образования;
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- принцип научности;
- принцип интеграции;
- принцип осуществления как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
- принцип соответствия содержания возрастным особенностям обучающихся;
- принцип систематичности.
Описание опыта
Формируя образное мышление, осуществляю
интеграцию музыки с изобразительным искусством,
литературой и историей.
Мною разработаны интегрированные уроки музыки с
1-го по 7-й классы по всем темам курса. В среднем,
процент интегрированных занятий составляет 71%.
Таблица № 1 – Интеграция на уроках музыки
Класс | 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Процент интегрированных занятий от общего числа занятий | 85% |
65% |
50% |
56% |
100% |
65% |
76% |
Интеграция музыки с изобразительным
искусством, литературой и историей
соответствует соотношению 6:2.5:1.5.
Например, в рамках интеграции музыки и
изобразительного искусства, при изучении темы
«Картины природы в музыке» в курсе 6-го класса
обучающимся предлагается прослушать арию
Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А.
Римского-Корсакова и воссоздать музыкальный
образ героини арии уже на бумаге (художественный
образ).
При изучении темы «Поэзия, музыка и живопись независимо друг от друга создают образы своими художественными средствами» в курсе 5-го класса учащимся предлагается внимательно рассмотреть картину «Тройка» Н.С. Самокиша. После этого дается задание воссоздать на основе художественного образа – музыкальный, т.е. представить музыку, отражающую замысел художника. Музыкальный образ воссоздается с опорой на средства музыкальной выразительности (характер музыки, лад, темп, регистр, тембр, динамика, средства исполнения). Затем дети слушают музыкальное произведение «Тройка» Г.В. Свиридова и сравнивают собственный музыкальный образ тройки с образом, созданным композитором.
В рамках интеграции музыки и литературы, при изучении темы «Роль литературного текста в вокальной музыке» в курсе 5-го класса обучающимся предлагается вспомнить сюжет литературного произведения «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина. Школьники знакомятся с понятием либретто (кратким литературным изложением оперы или балета), слушают арию Руслана из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», после чего проводят аналогию между музыкальным и литературным образом Руслана.
В рамках интеграции музыки и истории, при изучении темы «Конфликт как основа драматургии» в курсе 7-го класса школьникам рассказывается о вторжении фашистских войск на территорию Советского Союза, о блокаде Ленинграде, длившейся 871 день, о советском композиторе Д.Д. Шостаковиче, перенесшем блокаду и написавшем на основе данного исторического события симфонию № 7 «Ленинградская». Прослушивая симфонию, обучающиеся через средства музыкальной выразительности раскрывают тему вероломного нашествия фашистов, проводя параллель между историческим образом и музыкальным.
В кабинете музыки созданы все необходимые условия для формирования образного мышления обучающихся.
Имеются такие музыкальные инструменты, как:
фортепиано, бубны (2 шт.), рубель, маракасы (3 шт.),
трещотка, мельница, кастаньеты (3 шт.), палочки,
деревянные коробочки (3 шт.). Всего 20 инструментов.
Осуществлен подбор нотного приложения согласно
программе: 5 хрестоматий, 2 сборника песен,
имеется фонохрестоматия (аудиокассеты – 80 шт., CD,
DVD диски с записью музыкальных произведений – 10
шт.).
Собрана коллекция репродукций картин известных художников по основным темам в количестве 63.
Ежегодно пополняется фонд учебно-методических материалов кабинета музыки литературными произведениями и историческими источниками. В настоящее время в фонде 70 экземпляров.
Имеется электронное пособие «Образовательные модульные мультимедийные системы» (диск № 56).
Мною собран дидактический и контрольно-измерительный материал с учетом интеграции, а так же разработаны презентации к занятиям (32). Дидактический материал представлен словарем эстетических эмоций, музыкальной палитрой, таблицами (50), портретами композиторов (59). Контрольно-измерительный материал состоит из тестов (21), карточек с заданиями (56), викторин «Угадай мелодию» (14).
Все собранные материалы систематизированы. Оформлен паспорт кабинета.
Интеграция музыки с другими предметами способствует формированию более глубоких, осмысленных знаний обучающихся, что отражается на качестве преподаваемого предмета.
За счет интеграции из года в год растет и познавательный интерес к изучаемому предмету, что обеспечивает высокую мотивацию. Результаты анкетирования показали, что процент учащихся, испытывающих интерес к музыке, увеличился на конец третьего года обучения в целом на 31% (с 47% до 78%).
С целью распространения своего опыта по проведению интегрированных занятий в 2007-2008 учебном году в рамках методической недели дала открытый урок по теме «Могут ли зрительные образы вызывать музыкальные ассоциации». Методическая разработка урока вошла в школьный сборник.
На уроках музыки обучающиеся создают творческие работы – пишут сочинения, стихи, выражают музыкальные и литературные образы в картинах.
Вот одно из сочинений обучающегося, написанное после прослушивания увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского: «Мне кажется, что первая тема музыкального произведения пронизана страданием людей, связана с какой-то трагедией. Музыка волнительная, напряженная, звучащая в низком регистре. Вслед за ней звучит вторая тема – нежная, лирическая, грациозная. Здесь регистр уже средний и высокий, темп – умеренный и спокойный. В целом, музыка красивая, напевная, чарующая. Произведение мне очень понравилось. Мне кажется, хотя я и могу ошибаться, что автором ее является русский композитор П.И. Чайковский».
Банк творческих продуктов обучающихся ежегодно пополняется наиболее удачными работами. В него уже входит 27 сочинений и 40 рисунков.
Мною разработаны критерии оценивания творческих работ обучающихся в рамках интеграции: сочинений и рисунков на предмет осмысленного восприятия музыкального произведения, образа.
Таблица № 2 – Критерии оценивания творческих работ обучающихся в рамках интеграции
Вид творческой работы |
Критерии |
Сочинение | 1. Использование средств музыкальной
выразительности для описания музыкального
образа. 2. Наличие в сочинении наречий и прилагательных, отражающих эстетические эмоции, которые передают характер музыкального произведения. 3. Последовательность и логичность изложения собственных мыслей. 4. Соответствие содержания сочинения замыслу композитора (раскрытие музыкального образа произведения). 5. Оригинальность сочинения, форма (путешествие, сказка и т.п.). 6. Отношение, интересы: эмоциональное отношение к воспринимаемому и описываемому образу, волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов, возникновение потребностей, интересов к творчеству. |
Рисунок | 1. Соответствие рисунка
(художественного образа) теме музыкального
произведения (музыкальному образу). 2. Соответствие художественной палитры (светлые и темные тона) звучанию музыкального произведения (характер, тональность, тембр, регистр). 3. Оригинальность рисунка, проявление фантазии по теме. 4. Соответствие названия рисунка теме музыкального произведения (музыкальному образу). 5. Отношение, интересы: эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому образу, волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов, возникновение потребностей, интересов к творчеству. |
Результаты мониторинга
Уровень сформированности образного мышления обучающихся отслеживается мной согласно тесту Е.П. Торренса, субтеста «Круги» (Приложение № 1)
Уровень сформированности образного мышления отслеживается у каждого ученика контрольного и экспериментального классов.
В экспериментальном классе интегрированные занятия проводились систематически (более 50%), в то время как в контрольном классе – согласно программе Д.И. Кабалевского.
Результаты мониторинговых исследований показали, что на конец третьего года обучения процентное соотношение детей с высоким уровнем сформированности образного мышления в экспериментальном классе на 16% выше по сравнению с контрольным классом.
Однако подобную интерпретацию нельзя считать абсолютно достоверной, поскольку сравниваются обучающиеся разных классов.
Наиболее объективную картину дает сравнение одного класса относительно себя за несколько лет обучения. Анализируя динамику уровня сформированности образного мышления в экспериментальном классе видно, что процентное соотношение детей с высоким уровнем сформированности образного мышления увеличилось на 20% к концу третьего года обучения, в то время как в контрольном классе это увеличение произошло лишь на 4%.
Подтверждение гипотезы
Таким образом, систематически синтезируя музыку с изобразительным искусством, литературой и историей, создаю условия для развития образного мышления школьников.
Результативность:
Образовательным результатом
интеграции музыки с изобразительным искусством,
литературой и историей по отношению к
обучающимся, считаю:
1. Развитие образного мышления: увеличение доли
детей с высоким уровнем (до 26%).
2. Формирование положительной мотивации к
предмету «музыка»: сформирована у 78% школьников.
Результатом своей педагогической
деятельности считаю:
1. Самостоятельно разработанные интегрированные
занятия по музыке, цифровые образовательные
ресурсы к ним (презентации).
2. Разработанные критерии оценивания творческих
работ обучающихся: сочинений и рисунков.
3. Систематизированные методические,
дидактические, наглядные и
контрольно-измерительные материалы по предмету.
4. Банк творческих работ обучающихся.
Спасибо за внимание.
Список литературы:
1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в
современной школе. // Литература в школе. – 1996. –
№ 5. – с. 150-154.
2. Вертгеймер М. Продуктивное мышление – М.:
Прогресс, 1987. – 336 с.
3. Галанжина E.С. Некоторые аспекты развития
образного мышления младших школьников. //
Искусство в начальной школе: опыт, проблемы,
перспективы. – Курск, 2001.
4. Глинская Е. А. , Титова С.В. Межпредметные
связи в обучении. – Тула. –1980. – 44 с.
5. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как
интегрированная система. // Педагогика. – 1997. – №
4. – с. 24-28.
6. Кирков Г.И. Музыка на уроках русского языка
и литературы. // Русский язык в национальной
школе. – 1985. ~ № 10 – с. 76.
7. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как
организовать интегрированный урок (о методике
интегрированием образования)? //Народное
образование. – 1996. – №1. – с. 87-89.
8. Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и
музыки. // Начальная школа. – 1995. – № I. – с. 79-80.
9. Лямина 3.Н. Интегрированные уроки – одно из
средств привития интереса к учебным предметам. //
Начальная школа. – 1995. – № II. – с. 21.
10. Нагуманова С.Ф. Музыка и живопись на
уроках литературы. // Русский язык в национальной
школе. – 1990. – №2. – с. 34.
11. Психологический словарь /Под общ. ред.
А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1990.– 497 с.
12. Савенков А.И. Детская одаренность.
Развитие средствами искусства. М, 1999.
13. Хуторской А.В. Развитие одаренности
школьников. Методика продуктивного обучения. –
М.: Владос, 2000.
Список интернет-источников:
1. http://www.dialog-21.ru/Archive/2004/Valkman.htm
2. http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/
3. http://www.child-psy.ru/tests/263.html
4. http://www.edu1779.ru/docs/e07.pdf
5. http://www.ref.by/refs/62/32843/1.html
6. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/49502/
Глоссарий
Образ – чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику.
Образное мышление – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Под образным мышлением обычно понимается способность создавать образы и оперировать ими. Образное мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Образное мышление представляет собой единую систему форм отражения – наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-символического мышления. Основная функция образного мышления – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Основными операциями образного мышления являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация и систематизация.
Наглядно-образное мышление (часть образного мышления) – один из видов мышления – мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.
Наглядно-действенное мышление (часть образного мышления) – один из видов мышления, характерный тем, что решение задачи производится путем реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов; форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи.
Абстрактно-символическое мышление – это тип мышления, при котором информация усваивается с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Приложение 1
Тест креативности Е.П. Торренса
Субтест «Круги»
Тест креативности Е.П. Торренса, субтест
«Круги» позволяет оценить уровень развития
образного мышления обучающихся.
Обучающимся предлагается нарисовать на основе
кругов (2 ряда одинаковых контурных
изображений по 8 штук в каждом) как можно больше
различных рисунков: предметов, вещей. При этом
можно дорисовывать к фигуркам любые детали и
объединять фигуры в один рисунок.
На выполнение задание дается от 15 до 20 минут.
Тестирование можно проводить как в начале, так и
в конце урока.
Главный показатель образного мышления в этом
субтесте – количество идей, воспроизводимых
ребенком. Подсчитывая их, нужно обратить
внимание на количество изображенных предметных
тем. Каждая новая тема оценивается новым баллом.
Итоговый результат оценивается по таблице, где
представлены данные для 4-ех возрастов: 6-7 лет, 8-9
лет, 10-11 лет, 12-13 лет.
Таблица № 3 – Уровень развития образного мышления школьников
Уровень развития образного мышления | Возраст | |||
6-7 лет | 8-9 лет | 10-11 лет | 12-13 лет | |
высокий | 5 и более | 8 и более | 9 более | 10 и более |
средний | 3-4 | 6-7 | 6-8 | 7-9 |
низкий | 1-2 | 1-5 | 1-5 | 1-6 |
Схема 1 – «Круги»