Урок русского языка в 3-м классе "Закрепление изученного по теме «Определение падежей»

Разделы: Начальная школа


Цели: закреплять умение определять падежи, развивать орфографическую зоркость, навыки правописания, прививать интерес к предмету.

Оборудование:карточки со словами для орфоэпической работы, табличка «домик», карточки с заданиями для самостоятель ной работы, картинки для словарной работы, маршрутные листы.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой детей

– Сегодняшний урок я начну  с очень древней мудрой легенды:

«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
«Всё  у тебя в руках!»

– И сегодня, ребята,  в ваших руках, в ваших силах на этом уроке систематизировать свои знания в определении падежей.

 2. Моделирование урока

– В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, которые вам хорошо знакомы. (Учащиеся получают маршрутные листы)

– Отметьте 1 пункт – свой настрой на урок.

3. Орфоэпическая минутка

Слова записаны на карточках, 1 ученик говорит слово правильно, класс    повторяет хором: цепочка, туфля, свекла, красивее,  звонит, цыган, договор, творог.

– Будем говорить по-русски правильно!!!

4. Актуализация опорных знаний – «Заморочки из бочки»

– Для чего нужна словарная работа?
– Назвать падежи и их вопросы.

5. Словарная работа

– Итак, в этот чудесный, осенний день, если вам, конечно, не лень мы отправляемся в путешествие. Мы сядем в современный (показ рисунка) автомобиль (запись слова),  и ровно в 8 часов отправляемся на (показ рисунка) вокзал, отправление поезда в 20  часов 16 минут, поезд опаздывает на 11 минут, мы ещё успеем купить что? билет, купили мы билет, можно ещё обед.

– А сейчас посмотрим, умеете ли вы подбирать рифмы к словам.
– Всё, что нужно на обед, сложим  мы сей час в пакет,
– Что сложим в пакет? (Рулет, паштет, штук 5 котлет)

6. Проверка словарной работы

– Проверяем. Читаем сначала слово с ударением, потом как написал, выделяем орфограммы в словах: автомобиль, вокзал, двадцать, шестнадцать, одиннадцать, билет, обед, пакет, котлета.

7. Игра «Засели жильцов»

– Перед вами домик с двумя подъездами.

– В первом живут названия падежей, во втором их вопросы. Заселите жильцов.

8. Работа в парах по карточкам

На каждую парту даётся карточка, вместе определить падежи имён существительных с помощью слова-командира и предлога.

Птицы в клетке,
Листики на ветке,
Кошка под столом,
Садик за углом,
Книжка у полруги,
Песенка о друге,
Заяц без хвоста,
Устный счёт до ста,
В гости к дяде Коле
Рассказать о школе.

9. Самопроверка работы по карточкам-подсказкам

Минутка здоровья «Воздушный шарик»

Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазками за тем как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы он не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.

10. Индивидуальная работа  по карточкам

– Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

11. Комментированное письмо: «Дельные  пословицы»

Меньше слов – больше дела.
Взялся за дело – сделай умело.
Велик телом, да мал делом.
О деле не спорят.

– Определить падеж слова «дело».

12. Итог урока

  • Работа с маршрутными листами (анализ);
  • Оценки;
  • Заключительное слово учителя:

– Закончить наш урок я тоже хотела бы легендой:

 «Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра».

– И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как та вторая мышка, старательно учились, добивались новых высот, а не останавливались на достигнутом.
– Спасибо за урок!