Цели: закреплять умение определять падежи, развивать орфографическую зоркость, навыки правописания, прививать интерес к предмету.
Оборудование:карточки со словами для орфоэпической работы, табличка «домик», карточки с заданиями для самостоятель ной работы, картинки для словарной работы, маршрутные листы.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой детей
– Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды:
«Эта история произошла давным-давно в
старинном городе, в котором жил великий мудрец.
Слава о его мудрости разнеслась далеко за
пределами города. Но в городе был человек,
завидовавший славе мудреца. Решил этот злой
человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не
смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых
ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи,
мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или
мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и
бабочка умрёт, а если скажет- мёртвая, я раскрою
ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут,
кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник
поймал бабочку, посадил её между ладонями и
отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек
спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о
мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец,
который действительно был очень умным человеком,
сказал:
«Всё у тебя в руках!»
– И сегодня, ребята, в ваших руках, в ваших силах на этом уроке систематизировать свои знания в определении падежей.
2. Моделирование урока
– В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах, которые вам хорошо знакомы. (Учащиеся получают маршрутные листы)
– Отметьте 1 пункт – свой настрой на урок.
3. Орфоэпическая минутка
Слова записаны на карточках, 1 ученик говорит слово правильно, класс повторяет хором: цепочка, туфля, свекла, красивее, звонит, цыган, договор, творог.
– Будем говорить по-русски правильно!!!
4. Актуализация опорных знаний – «Заморочки из бочки»
– Для чего нужна словарная работа?
– Назвать падежи и их вопросы.
5. Словарная работа
– Итак, в этот чудесный, осенний день, если вам, конечно, не лень мы отправляемся в путешествие. Мы сядем в современный (показ рисунка) автомобиль (запись слова), и ровно в 8 часов отправляемся на (показ рисунка) вокзал, отправление поезда в 20 часов 16 минут, поезд опаздывает на 11 минут, мы ещё успеем купить что? билет, купили мы билет, можно ещё обед.
– А сейчас посмотрим, умеете ли вы подбирать
рифмы к словам.
– Всё, что нужно на обед, сложим мы сей час в пакет,
– Что сложим в пакет? (Рулет, паштет, штук 5
котлет)
6. Проверка словарной работы
– Проверяем. Читаем сначала слово с ударением, потом как написал, выделяем орфограммы в словах: автомобиль, вокзал, двадцать, шестнадцать, одиннадцать, билет, обед, пакет, котлета.
7. Игра «Засели жильцов»
– Перед вами домик с двумя подъездами.
– В первом живут названия падежей, во втором их вопросы. Заселите жильцов.
8. Работа в парах по карточкам
На каждую парту даётся карточка, вместе определить падежи имён существительных с помощью слова-командира и предлога.
Птицы в клетке,
Листики на ветке,
Кошка под столом,
Садик за углом,
Книжка у полруги,
Песенка о друге,
Заяц без хвоста,
Устный счёт до ста,
В гости к дяде Коле
Рассказать о школе.
9. Самопроверка работы по карточкам-подсказкам
Минутка здоровья «Воздушный шарик»
Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазками за тем как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Дуйте осторожно, чтобы он не лопнул. А теперь покажите шарики друг другу.
10. Индивидуальная работа по карточкам
– Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.
Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна,
праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова,
ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран,
гость)___________________________
11. Комментированное письмо: «Дельные пословицы»
Меньше слов – больше дела.
Взялся за дело – сделай умело.
Велик телом, да мал делом.
О деле не спорят.
– Определить падеж слова «дело».
12. Итог урока
- Работа с маршрутными листами (анализ);
- Оценки;
- Заключительное слово учителя:
– Закончить наш урок я тоже хотела бы легендой:
«Бежали две мышки по краю ведра с молоком и упали туда. Одна мышка сразу сдалась и утонула, а другая так барахталась, что взбила молоко в масло и выбралась из ведра».
– И мне, ребята, хочется, чтобы вы так же, как та
вторая мышка, старательно учились, добивались
новых высот, а не останавливались на достигнутом.
– Спасибо за урок!