Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности (И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, 2005).
Проектная деятельность для педагогов дошкольного образования направлена на выработку исследовательских умений, способствует развитию креативности, создает условия для инновационных процессов в ДОУ.
Педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения ознакомились с проектной технологией в рамках семинара, проводимого Учебно-методическим центром Комитета по образованию, и апробировали метод проектов в ходе опытно-экспериментальной деятельности начиная с 2006 года.
Результатом участия педагогов в опытно-экспериментальной работе стал смотр-конкурс проектов Калачинского района по теме «Физкультурно-оздоровительная работа». Проект «Повышение интереса у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством сотрудничества с семьей» занял первое место.
Цель проекта: сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, активизировать сотрудничество МДОУ и семьи.
Задачи:
- Изучить опыт работы по вопросам организации совместной деятельности МДОУ и семьи.
- Реализовать систему мероприятий совместных с родителями, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, формирование двигательных навыков.
Прогнозирование:
- усиление интереса у детей и родителей к здоровому образу жизни;
- снижение заболеваемости;
- чувство гордости за свою семью.
Одной из форм сотрудничества с семьей стало проведение детско-родительских занятий по физическому развитию. Цель таких занятий является: гармонизация детско-родительских отношений. Перед тем как проводить совместные физкультурные занятия была проведена консультация для педагогов «Гимнастика вдвоем», инструктор по физической культуре изготовил буклеты для родителей, в которых описывались упражнения для детско-родительской пары. Чтобы определить количество занятий в год, выбрать день недели и время проведения, мы предложили родителям заполнить анкету.
На первых совместных физкультурных занятиях приняли участие только мамы, но в следующих мероприятиях и папы, и дедушки стали активными участниками педагогического процесса, это и «Веселые старты» и «01 спешит на помощь», КВН «Мы здоровью скажем «да», КВН «Моя безопасность». Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазеты «Здоровячок».
Проект был успешно реализован и позволил сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни, а гармонизация детско-родительских отношений повысило уровень удовлетворенности родителей образовательным процессом в ДОУ, в результате чего образовалось детско-взрослое сообщество.
На базе нашего детского сада впервые в районе реализовался совместный проект с МОУ МУК по теме «Развитие творческого потенциала учащихся группы «Швея» через деятельность детского театра моды «Звездочка». «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал Л. С. Выготский, – завтра он становится способен выполнить самостоятельно...».
Основная цель проекта: включение
педагогов, учащихся и воспитанников
детского сада в совместную деятельность.
Совместная деятельность позволит педагогам
освоить технологию творческих проектов,
учащимся актуализировать полученные знания и
умения, дошкольникам реализовать на
практике свой творческий потенциал.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
1. Сбор информации о современных тенденциях
развития моды для детей дошкольного возраста.
2. Создание творческого театра моды
«Звездочка» в МДОУ «Детский сад присмотра и
оздоровления № 3».
4. Актуализация навыков анализа дизайна костюма.
5. Разработка программы совместной работы с
мастером производственного обучения.
6. Включить в разработку программы
педагогический коллектив детского сада и
родителей дошкольников.
7. Проанализировать эффективность и
результативность данного проекта.
Предполагаемый результат
1. Создание детского театра моды.
2. Обеспечение детского театра костюмами.
2. Рост профессиональной компетентности
педагогов.
3. Увеличение количества учащихся в группе швей.
4. Повышение качества образовательных услуг.
5. Развитие информационной и социальной
компетентности.
Воспитанники старшей и подготовительной группы на сцене районного дома культуры представили коллекцию одежды №1 под названием «Сафари». Театрализованное представление включало в себя разыгрывание сценок, согласно номинациям: «Принцесса тропиков», «Экзотик-стиль», «Девушка с райского острова», «Охотники джунглей», «Поцелуй солнца».
Коллекция №2 проходила под названием «В мире цветов». Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Именно разыгрывание сценок позволяет научить детей воспользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат.
В 2007 году МОУ «Межшкольный учебный комбинат» и театр моды «Звездочка» (автор моделей Т. Фурцева) стали победителями конкурса моды г. Калачинска, а дети театра «Звездочка» стали участниками районного фестиваля инновационных проектов и педагогических идей.
Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания. Воспитатель младшей группы Смирнова Л.М. разработала и успешно внедряет проект «Разноцветный мир детства».
Цель: создание предметно – развивающей среды, направленной на формирование и накопление сенсорного опыта детей, через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
Задачи:
- Создание в группе сенсорных зон таким образом, чтобы ребенок поэтапно включался в разнообразную деятельность, путем различных видов стимулирующего воздействия.
- Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
- Привлекать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
- Проследить динамику сенсорного развития каждого ребенка через диагностику.
Всестороннее развитие ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; т.е от того во-первых, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих насколько точно ребенок эти знания может выразить в речи. Педагог особым образом организовала пространственную среду, насыщенную различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, воздействующие на базовые органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание).
Создание сенсорного панно «За окном ночное небо» позволяет создать у ребенка ни с чем несравнимую по гармонии «картину мира» того райского уголка, который дает удивительные ощущения, позволяет «раствориться» в этом космическом мире и ощутить тайну, погрузиться в мир сказки, в мир чудес. Детям нравиться разглядывать это панно, сочинять разные истории, изображать космонавтов. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, тихая нежная музыка – все это создает ощущения покоя, умиротворенности. Игровое тактильное панно «Аквариум», «Живое дерево» – развивает не только тактильные ощущения, но и восприятия цвета, формы. Игры «Посчитай рыбок», «Узнай по форме», «Сколько птиц прилетело?» нормализует эмоциональное состояние детей. Очень хорошо можно проследить за совместной деятельностью детей, умением договариваться.
В светлой комнате, пройдя разноцветные «струи», ребенок оказывается под «сухим дождем». Разноцветные атласные ленты спокойных тонов спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках. Сквозь них можно проходить, касаясь телом. Они стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем.
В ходе реализации данного проекта мы видели положительный эмоциональный настрой детей, ведь ощущения полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных доверительных отношений между взрослым и ребенком. Дети с желанием посещают детский сад, и адаптация детей данной группы проходит более успешно.
Проектирование и создание психологически комфортной предметно-развивающей среды в понимании педагогов нашего ДОУ – непременное условие развития личности ребенка, основа его эмоционального благополучия, залог раннего развития эстетического вкуса.
С 2010 года детский сад является муниципальным ресурсным центром по теме: «Индивидуализация образовательного процесса по средствам внедрения проектной деятельности».
Воспитатель старшей группы Торохова Е.А.поделилась опытом работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской культуры средствами народной педагогики», показала комплексное занятия «Напитаем душу красотой». Первая часть занятия – это театрализованное представление с пением, хороводами, танцами, прибаутками, небылицами. С помощью поговорок, причиталок, попевок можно просто и красочно выразить себя, свой мир, свое отношение к окружающему, явлениям природы, животным и птицам.
Их язык предельно лаконичен, понятен даже детям. Каждая новая встреча со стариной превращается в желаемый, запоминающийся праздник, обязательно находя живой отклик в душе не только каждого ребенка, но и взрослого. Во второй части занятия воспитатель познакомила детей с историей народной куклы-закрутки и научила мастерить её самостоятельно.
В этой группе действует мини-музей «Народная игрушка», где куклы были изготовлены родителями, педагогом и детьми, разработаны технологические карты, подобраны иллюстрации. Разработан проект «Куклы, в которые мы играем», и он будет представлен на втором районном фестивале педагогических проектов, который пройдет в феврале 2011 года. В июне месяце воспитатель представила свой опыт работы на Областной научно-практической конференции «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы». Её доклад будет опубликован в областном сборнике тезисов.
Проводимая работа по внедрению проектной деятельности в ДОУ позволила:
- повысить профессиональный уровень воспитателей в стенах дошкольного учреждения;
- освоить алгоритм проектной деятельности (терминологию, успешный опыт написания проекта дает моральное право обучать проектированию ребенка);
- спрогнозировать результаты деятельности, возможность их отслеживания;
- изменить отношение педагогов к нововведениям в образовании;
- создать условия для самореализации и достижения профессионального успеха;
- сформировалась уверенность в реальной возможности перехода собственной воспитательно-образовательной системы из одного состояния в другое, более качественное (работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития).
Таким образом, опыт работы по созданию проектов показал, что проектная деятельность одна из эффективных форм повышения профессионального уровня педагогов, что в свою очередь, способствует повышению качества организации педагогического процесса в ДОУ.