Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации

Разделы: Коррекционная педагогика


Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира и т. д.

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в реализации учебно-познавательной и практической деятельности, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении и пользовании практическими навыками, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и ? качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать  содержание  сюжетной  картины,  композиции,  включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
  • низкий уровень развития  зрительно-моторной  координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв;
  • невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
  • формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
  • наличие серьезных затруднений в копировании букв;
  • появление зеркального написания букв, носящий стойкий характер.

Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школь-ного обучения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у таких детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и, в соответствии с современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Актуальность данной работы вижу в том. что в современной тифлопедагогике разработано достаточно много теоретического и исследовательского материала по данной проблеме, но для учителей-практиков  совершенно мало  методической поддержки (программ, пособий, практической литературы, различных разработок) по работе с такими детьми.

Я  в своей работе использую разрабатываемое мною наглядно-методи ческое пособие "Сетка", которое позволяет педагогу  в комплексе решать все коррекционно-развивающие задачи по совершенствованию:

  • сенсорных эталонов;
  • оптико-пространственной координации. глубинного зрения;
  • зрительно-моторной координации;
  • расширению и коррекции предметных представлений и способов их обследования.

А так же активизирует познавательную деятельность учащихся, желание, интерес заниматься этим.

Практическая значимость работы: данные материалы могут быть использованы тифлопедагогами, воспитателями и учителями начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения для организации работы по коррекции зрительного восприятия.

Тип занятия: совершенствование зрительно-пространственной координации.

Тема: По зоологической тропе.

Задачи Пути  реализации
Коррекционно-образовательные:
– уточнить и активизировать представления детей о  разнообразии животного мира (видовым составом);
– познакомить с особенностями органов зрения животных;
– дать понятие науки о животных – зоологии.
– выполнение игровых заданий; узнавание, называние и работа с контурным и силуэтным изображением животных; получение познавательной информации
Коррекционно-развивающие:
– закреплять навыки пространственной ориентировки (в малом пространстве –на сетке, на листе бумаги);
– совершенствование зрительно-моторной координации (выработка точности и чёткости в системах «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»);
– развивать прослеживающую функцию глаза.

– развитие зрительного и слухового внимания

– выполнение различных графических ходов по сетке; раскрашивание насекомого, который находится ближе
– графические работы на листе («плетение паутины», обводка контуров, прорисовывание насекомых)
– игра «Помоги рыбке»; определение сектора на сетке; «плетение паутины»; зашумленные картинки; перекрываемые контуры
Коррекционно-воспитательные:
– забота о своем здоровье
– воспитание бережного отношения внимания и интереса к представителям животного мира
– выполнение игровых заданий, получение познавательной информации

Участники: учащиеся 2 класса.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Оборудование: сетка ( пространственная), зашумленные контуры животных,  контурные и силуэтные изображения животных, игровизор (сетка плоскостная)  и маркер, карточки с названием групп животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Занятие начинается с гимнастики для глаз.

Мы гимнастику для глаз                             Посмотри на кончик носа
Выполняем каждый раз.                             И в межбровье посмотри
Вправо, влево, кругом, вниз,                     Круг, квадрат и треугольник
Повторять ты не ленись.                            По три раза повтори.

Медленно вдыхаем – глазки закрываем.
А на выдохе опять – глазки заставляй моргать.
Укрепляем мышцы глаза – видеть лучше будем сразу !

2. – Сегодня мы с вами совершим увлекательную  прогулку по зоологической  тропе. Что значит по «зоологической»? «Зоо» – относящийся к животным (зоопарк, зоосад, зоомагазин, зоотехник и т.д.)
Зоология – это наука, которая занимается изучением животных (их строением, питанием, размножением и  т.д.) Сегодня она нам расскажет о разнообразии животного мира и об удивительном строении органов зрения у этих животных. Итак, наше путешествие начинается …

Дети подходят к сетке. Внимательно рассматривают силуэты животных в правильном и перевернутом положении. (Приложение 1)

– Кого вы узнали ?
– Как можно назвать их одним словом ? (Животные)
– Наша задача: встретиться с каждым животным, выполнить его задание и получить интересную познавательную информацию
– Как нам добраться до щуки, кузнечика, паука?

Дети прослеживают путь глазами и называют маршрут:

До щуки: 2 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 1 вправо.
До кузнечика: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вверх.
До паука: 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево. 3 вверх, 2 вправо.

– Оцените взглядом расстояние. До какого животного путь короче (длиннее)?
– А сейчас проверим себя – пересчитайте шаги. (Ближе щука – 9 шагов, до кузнечика и паука – 13 шагов)

3. – Хвостиком виляет, зубаста, а не лает . Кто это ? (Щука)
– В какой части сетки находится щука ? (В правой, нижней)
– Чем покрыто тело щуки?
– Каких еще знаете животных, тело которых покрыто чешуей?
– Эти животные – РЫБЫ.   
– Как можно узнать рыб? (выделяется голова, туловище, хвост, плавники)

Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.1)

Наша рыбка попала в беду. Её поймали браконьеры.

Игра «Помоги рыбке» (Приложение 1)

Играем стоя. Дети прослеживают глазами  ход рыбки  и  хлопают  в ладоши там, где рыбка вырывается из сетки.

Задание:

а) Рыбка в ячейке В3: 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз –хлопок
б) Рыбка в ячейке Е5: 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 5 вправо – хлопок
в) Рыбка в ячейке А6: 3 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 4 вверх – хлопок

4. – Кто над нами вверх ногами.
Ходит – не страшится, упасть не боится? (Паук)

– В какой части сетки находится паук? (В верхней, левой)
– Как узнали паука?
– Как пауки ловят  свою добычу? (Плетут паутину)

Задание 1. Поможем пауку доплести паутину. Симметрия (Приложение 3.1)

Дети маркером на игровизоре дорисовывают вторую половину задания – плетут паутинку.

– Рассмотрите контуры животных на зашумленном фоне. (Приложение 4)
– Кого из животных узнали?
– Сколько лап у скорпиона?

Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.2)

Задание 2.  Маркером на игровизоре обвести контур паука в правом верхнем углу паутины, контур мухи  в левом нижнем углу паутины. (Приложение 3.2)

– Рассмотрите внимательно еще раз этих животных. На какие две группы их можно разделить? (Паукообразные и насекомые) Ответ обосновывается.

5. На полянке под сосной                    Как с трамплина сиганул …
Он скакал, как заводной.                     Раз! И ножку подвернул.
Прыгнул на цветок ромашки –            И теперь ее он лечит …
Пусть завидуют букашки.                     Все! Допрыгался … (кузнечик)

– В какой части сетки находится кузнечик ? (В правой, верхней)
– Как узнали кузнечика?

Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.3)

– И вас кузнечик просит рассмотреть, кто располагается ближе, а кто дальше.

Дети подходят к сетке.

Задание 1. Назови животных, которые расположены ближе к тебе (перед сеткой) и дальше от тебя (за сеткой). (Приложение 5)

– Как определили? (Дальше находятся те предметы, изображение которых чем-либо перекрывается)
– Назовите всех этих животных одним словом. НАСЕКОМЫЕ. Вернемся к нашей паутинке.

Задание 2. Уберите ватной палочкой лишние линии так, чтобы паук оказался  ближе к вам (т.е. перед паутиной), а муха дальше (за паутиной)  (Приложение 3.3)

– Насекомые приготовили вам еще одно задание, но выполнить его надо будет дома.

Задание 3. Вспомнить естественный цвет насекомых в природе и раскрасить цветными к рандашами только тех насекомых, которые располагаются выше.(сверху, над  другим) (Приложение 6)
– Правильно выполнив задание, на следующем занятии вы узнаете о строении органов зрения  у  этих животных. (Приложение 2.4)

– Итак, наша прогулка по зоологической тропе подошла к концу. Мы повстречались с различными видами животных (вспомнить, обращаясь к сетке) и узнали об особенностях их органов зрения. Глаза – одно из величайших изобретений природы. И природа изобрела их приспосабливая к определенной среде обитания и каждый раз настраивая наилучшим образом для того или иного видения.
– А что вы для себя полезного и нужного взяли с этого занятия? Оцените нашу работу:

        – интересно, полезно и нужно;
        – мне было неинтересно  и я устал. (Приложение 7)

– Спасибо за работу.

Литература:

  1. Нагаева Т. Нарушения зрения у дошкольников: Развитие пространственной ориентировки.
  2. Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.– 48 с.
  3. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. – 16 с.
  4. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. – СПб., 1991.
  5. Никулина Г.В. Развитие зрительного восприятия. – СПб., 2003.
  6. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 210 с.
  7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1998.
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). – М.,1997.