Современная наука отмечает, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, провоцирует замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия. Кроме того, у детей, испытывающих зрительную депривацию, наблюдается ослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что, в свою очередь, приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениями зрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира и т. д.
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей этой категории позволяет утверждать, что дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в реализации учебно-познавательной и практической деятельности, в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении и пользовании практическими навыками, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.
Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и ? качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв;
- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
- пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
- низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
- наличие серьезных затруднений в копировании букв;
- появление зеркального написания букв, носящий стойкий характер.
Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.
Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школь-ного обучения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказание поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у таких детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и, в соответствии с современными научными данными, поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Актуальность данной работы вижу в том. что в современной тифлопедагогике разработано достаточно много теоретического и исследовательского материала по данной проблеме, но для учителей-практиков совершенно мало методической поддержки (программ, пособий, практической литературы, различных разработок) по работе с такими детьми.
Я в своей работе использую разрабатываемое мною наглядно-методи ческое пособие "Сетка", которое позволяет педагогу в комплексе решать все коррекционно-развивающие задачи по совершенствованию:
- сенсорных эталонов;
- оптико-пространственной координации. глубинного зрения;
- зрительно-моторной координации;
- расширению и коррекции предметных представлений и способов их обследования.
А так же активизирует познавательную деятельность учащихся, желание, интерес заниматься этим.
Практическая значимость работы: данные материалы могут быть использованы тифлопедагогами, воспитателями и учителями начальных классов, работающих с детьми с нарушением зрения для организации работы по коррекции зрительного восприятия.
Тип занятия: совершенствование зрительно-пространственной координации.
Тема: По зоологической тропе.
Задачи | Пути реализации |
Коррекционно-образовательные: | |
– уточнить и активизировать
представления детей о разнообразии животного
мира (видовым составом); – познакомить с особенностями органов зрения животных; – дать понятие науки о животных – зоологии. |
– выполнение игровых заданий; узнавание, называние и работа с контурным и силуэтным изображением животных; получение познавательной информации |
Коррекционно-развивающие: | |
– закреплять навыки пространственной
ориентировки (в малом пространстве –на сетке, на
листе бумаги); – совершенствование зрительно-моторной координации (выработка точности и чёткости в системах «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»); – развивать прослеживающую функцию глаза. – развитие зрительного и слухового внимания |
– выполнение различных графических
ходов по сетке; раскрашивание насекомого,
который находится ближе – графические работы на листе («плетение паутины», обводка контуров, прорисовывание насекомых) – игра «Помоги рыбке»; определение сектора на сетке; «плетение паутины»; зашумленные картинки; перекрываемые контуры |
Коррекционно-воспитательные: | |
– забота о своем здоровье – воспитание бережного отношения внимания и интереса к представителям животного мира |
– выполнение игровых заданий, получение познавательной информации |
Участники: учащиеся 2 класса.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Оборудование: сетка ( пространственная), зашумленные контуры животных, контурные и силуэтные изображения животных, игровизор (сетка плоскостная) и маркер, карточки с названием групп животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Занятие начинается с гимнастики для глаз.
Мы гимнастику для
глаз
Посмотри на кончик носа
Выполняем каждый
раз.
И в межбровье посмотри
Вправо, влево, кругом,
вниз,
Круг, квадрат и треугольник
Повторять ты не
ленись.
По три раза повтори.
Медленно вдыхаем – глазки закрываем.
А на выдохе опять – глазки заставляй моргать.
Укрепляем мышцы глаза – видеть лучше будем сразу
!
2. – Сегодня мы с вами совершим
увлекательную прогулку по зоологической
тропе. Что значит по «зоологической»? «Зоо» –
относящийся к животным (зоопарк, зоосад,
зоомагазин, зоотехник и т.д.)
Зоология – это наука, которая занимается
изучением животных (их строением, питанием,
размножением и т.д.) Сегодня она нам расскажет
о разнообразии животного мира и об удивительном
строении органов зрения у этих животных. Итак,
наше путешествие начинается …
Дети подходят к сетке. Внимательно рассматривают силуэты животных в правильном и перевернутом положении. (Приложение 1)
– Кого вы узнали ?
– Как можно назвать их одним словом ? (Животные)
– Наша задача: встретиться с каждым животным,
выполнить его задание и получить интересную
познавательную информацию
– Как нам добраться до щуки, кузнечика, паука?
Дети прослеживают путь глазами и называют маршрут:
До щуки: 2 вверх, 5 вправо, 1 вниз, 1 вправо.
До кузнечика: 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вверх.
До паука: 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево. 3 вверх, 2 вправо.
– Оцените взглядом расстояние. До какого
животного путь короче (длиннее)?
– А сейчас проверим себя – пересчитайте шаги. (Ближе
щука – 9 шагов, до кузнечика и паука – 13 шагов)
3. – Хвостиком виляет, зубаста, а не
лает . Кто это ? (Щука)
– В какой части сетки находится щука ? (В
правой, нижней)
– Чем покрыто тело щуки?
– Каких еще знаете животных, тело которых
покрыто чешуей?
– Эти животные – РЫБЫ.
– Как можно узнать рыб? (выделяется голова,
туловище, хвост, плавники)
Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.1)
Наша рыбка попала в беду. Её поймали браконьеры.
Игра «Помоги рыбке» (Приложение 1)
Играем стоя. Дети прослеживают глазами ход рыбки и хлопают в ладоши там, где рыбка вырывается из сетки.
Задание:
а) Рыбка в ячейке В3: 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2
вниз –хлопок
б) Рыбка в ячейке Е5: 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 1
вверх, 5 вправо – хлопок
в) Рыбка в ячейке А6: 3 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 4
вверх – хлопок
4. – Кто над нами вверх ногами.
Ходит – не страшится, упасть не боится? (Паук)
– В какой части сетки находится паук? (В
верхней, левой)
– Как узнали паука?
– Как пауки ловят свою добычу? (Плетут
паутину)
Задание 1. Поможем пауку доплести паутину. Симметрия (Приложение 3.1)
Дети маркером на игровизоре дорисовывают вторую половину задания – плетут паутинку.
– Рассмотрите контуры животных на зашумленном
фоне. (Приложение 4)
– Кого из животных узнали?
– Сколько лап у скорпиона?
Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.2)
Задание 2. Маркером на игровизоре обвести контур паука в правом верхнем углу паутины, контур мухи в левом нижнем углу паутины. (Приложение 3.2)
– Рассмотрите внимательно еще раз этих животных. На какие две группы их можно разделить? (Паукообразные и насекомые) Ответ обосновывается.
5. На полянке под сосной
Как
с трамплина сиганул …
Он скакал, как заводной.
Раз!
И ножку подвернул.
Прыгнул на цветок ромашки –
И теперь ее
он лечит …
Пусть завидуют букашки.
Все!
Допрыгался … (кузнечик)
– В какой части сетки находится кузнечик ? (В
правой, верхней)
– Как узнали кузнечика?
Учитель дает информацию о данном виде животных из рубрики «Это интересно …» (Приложение 2.3)
– И вас кузнечик просит рассмотреть, кто располагается ближе, а кто дальше.
Дети подходят к сетке.
Задание 1. Назови животных, которые расположены ближе к тебе (перед сеткой) и дальше от тебя (за сеткой). (Приложение 5)
– Как определили? (Дальше находятся те
предметы, изображение которых чем-либо
перекрывается)
– Назовите всех этих животных одним словом.
НАСЕКОМЫЕ. Вернемся к нашей паутинке.
Задание 2. Уберите ватной палочкой лишние линии так, чтобы паук оказался ближе к вам (т.е. перед паутиной), а муха дальше (за паутиной) (Приложение 3.3)
– Насекомые приготовили вам еще одно задание, но выполнить его надо будет дома.
Задание 3. Вспомнить естественный цвет
насекомых в природе и раскрасить цветными к
рандашами только тех насекомых, которые
располагаются выше.(сверху, над другим) (Приложение 6)
– Правильно выполнив задание, на следующем
занятии вы узнаете о строении органов зрения
у этих животных. (Приложение
2.4)
– Итак, наша прогулка по
зоологической тропе подошла к концу. Мы
повстречались с различными видами животных
(вспомнить, обращаясь к сетке) и узнали об
особенностях их органов зрения. Глаза – одно из
величайших изобретений природы. И природа
изобрела их приспосабливая к определенной среде
обитания и каждый раз настраивая наилучшим
образом для того или иного видения.
– А что вы для себя полезного и нужного взяли с
этого занятия? Оцените нашу работу:
– интересно, полезно и нужно; | |
– мне было неинтересно и я устал. (Приложение 7) |
– Спасибо за работу.
Литература:
- Нагаева Т. Нарушения зрения у дошкольников: Развитие пространственной ориентировки.
- Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.– 48 с.
- Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. – 16 с.
- Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. – СПб., 1991.
- Никулина Г.В. Развитие зрительного восприятия. – СПб., 2003.
- Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 210 с.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1998.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). – М.,1997.