Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа гражданина – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизме) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и расцветающим. Все эти чувства в большей степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы, и озёра, степные и дремучие леса – всё это в равной степени формирует у детей симпатию к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут обучающимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Одной из задач нашей школы, её приоритетным направлением является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко-культурному наследию своего народа. В этом большую роль играет музей нашей школы, в котором собран огромный материал. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников – всё это и многое другое становится предметом познания наших детей, источником их социального и духовного развития.

Вся работа музея в этом году была направлена на достойную встречу 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В школьном музее побывали учащиеся школы с 1 по 11 класс. С ними были проведены экскурсии, беседы, встречи, уроки мужества. В школе была организована и проведена встреча с ветеранами труда и тружениками тыла, детьми Великой Отечественной войны. В школьном музее проводили открытые уроки, посвящённые этой дате. В декабре 2009 года учащиеся нашей школы Юдин Костя и Бузмакова Дарья принимали участие в конкурсе видео экскурсий по школьному музею. Ими сделан фильм о музее. Ребята нашей школы собрали материал об эвакогоспиталях города Прокопьевска. С советом музея изучали материал по теме «Реликвии воинской славы». Участвовали в акции «Мы верим в тебя, солдат». В музее школы оформили 3 стенда, о ветеранах труда, о тружениках тыла, жителях посёлка «Северный Маганак». В этом году открылась экспозиция о подвигах шахтёров нашего посёлка, среди которых дедушки и прадедушки наших детей. Наш музей стал лауреатом областного конкурса, посвященного 6о-летию со дня Шахтёра, «Музей 21 века». Именно этой дате посвящена видео презентация раздела Музея Боевой и Трудовой славы «Твой подвиг бессмертен, шахтёр» нашего ученика Юдина Константина. Среди шахтёров был его дедушка, имя которого было высечено на стеле, на Аллее героев. Дети нашей школы с удовольствием посещают музей. Тем самым мы формируем у детей и подростков общечеловеческие ценности – чувство долга, патриотизма, любви к Родине.

Широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются и в курсе «Основы православной культуры». Он наряду с другими историческими и культурными дисциплинами школьного учебного плана призван объяснить, в чём ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всём мире и почему напитавшая её наша вера именуется православной. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитывать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

Поэтому в 2009-2010 учебном году в рамках групповых занятий, факультатива, занятий кружка ребята начали изучать курс «Основы православной культуры». Сама я веду кружок «ОПК» в начальных класса. На этих занятиях я даю детям представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учу бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. Учащиеся узнают о житие святых, слушают песнопения, рассматривают изображения икон и картин, написанных «в похвалу», этим людям, знакомятся с сюжетами Библии, с православными праздниками. Детям эти занятия нравятся. Важную роль играют эмоции. Процесс сопереживания играет огромную роль в развитии чувств ребёнка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В.Сухомлинского эмоциональное состояние оказывает влияние на ум и всю интеллектуальную жизнь ребёнка. Все методы и приёмы, используемые для проведения занятий, находятся в тесной взаимосвязи и помогают в формировании духовной культуры школьников. Импровизация, игра драматизация, художественный труд органически соединяются, как соединяются в храме все виды искусства.

Очень важно в воспитании детей знакомиться с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил князей и собирал Русь в единое могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы – Суворов, Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Наши дети не только ходили на занятия, но и принимали участие в конкурсах «Русское слово», «Золотые купола». Они выполняли творческие работы, писали сочинения, делали поделки и были награждены дипломами. С учениками старших классов мы совершили паломническую поездку на Святой Источник в Салаир, посетили церковь Святых Петра и Павла, часовню Сергия Радонежского в Старых Бачатах. Желающие дети посетили новую церковь Иоанна Предтечи у нас в городе. Вся проводимая работа показала, что ребята с интересом относятся к изучению православия, поэтому в этом году мы увеличили количество часов по данному предмету. В этом году я веду кружковые занятия во всех класса параллелях начальных классов.

Итак любовь к Родине – это национальное чувство, надо не только гордиться Родиной, но и делать что-то полезное для неё, чтобы она стала «добрее, краше, сильнее», что её защита – долг и обязанность каждого гражданина. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.