Занятие кружка на тему "День славянской письменности и культуры"

Разделы: Внеклассная работа


1. Вступление

Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы проводим заключительное занятие  кружка по Основам Православной Культуры в этом году. И мне хочется подвести итоги наших занятий, но самое главное, чтобы вы узнали о большом празднике, который отмечается сегодня.
– Кто знает, какой это праздник?  Правильно, день славянской письменности и культуры. Он отмечается 24 мая.  (Повесить табличку с датой.)
– Ребята, а вы любите отгадывать кроссворды? Хорошо, сейчас вы будете отгадывать  кроссворд.

2. Кроссворд

  1. Как называется праздник в честь рождения Господа, Иисуса Христа? (Рождество.)
  2. Как назывался большой корабль, который построил Ной для того, чтобы спасти свою семью и животных от всемирного потопа? (Ковчег.)
  3. Название священной книги, которую мы изучали? (Библия.)
  4. Название горы, к которой пристал Ноев ковчег после потопа. (Арарат.)
  5. Имя первой женщины? (Ева.)
  6. Какое ключевое слово получилось? (Святые.)

3. Учитель. Кто такие святые?  Правильно, «святой» переводится «который не такой, как …» не такой, как все, чистый, непорочный, избранный Богом. Господь оставил нам заповедь: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет.1, 16).
– А каких вы знаете святых?   
–  Где вы о них узнали?
– Сейчас вы узнаете о святых Русской Православной Церкви – Кирилле и Мефодие, посвятивших свою жизнь служению Богу, людям, Отечеству.    А ведь мы, ребята с ними уже встречались в 1-м классе, когда изучали  «Русскую азбуку».  Не зря у вас на партах лежит этот учебник, ваша первая книга, по которой вы изучали буквы и учились читать.  Откройте азбуку по закладке, посмотрите на доску. Перед вами копия иконы, на которой изображены святые Кириллл и Мефодий, о которых сейчас пойдет речь. (Открыть азбуку и повесить иллюстрацию иконы.)  
– Икона – это образное изображение святых и их деяний. Икона на Русь пришла из Византии, откуда родом  были, и сами братья. Иконы бывают разные: святые, житийные, святые,  венчальные.
– У кого дома есть иконы?
– Кому они принадлежат?
– Для чего иконы нужны?  Об этом и о многом другом из истории православия,  вы можете узнать у нас на кружке по ОПК.  А  сейчас, ребята-второклассники, которые весь год ходили на кружок по ОПК  и ребята-четвероклассники, которые участвовали в олимпиаде по ОПК, это Кристина и Данил, расскажут, почему Кирилла и Мефодия причислили к лику «святых».

4. Сценка с буквами

1-й чтец.                                                                2-й чтец.

Оглянись на предков наших,                                В монастырской келье узкой,
На героев прошлых дней.                                     В четырёх глухих стенах
Вспоминай их добрым словом –                         О земле о,  древнерусской
Слава им, борцам суровым!                                 Быль записывал монах.
Слава нашей стороне!                                           Он писал зимой и летом,
Слава русской старине!                                        Озарённый тусклым светом.
И про эту старину                                                  Он писал из года в год
Я рассказывать начну,                                           Про  великий наш народ.
Чтобы люди знать могли
О  делах родной земли…

3-й чтец.                                                                4-й чтец.

По широкой Руси – нашей матушке.                    Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Колокольный звон разливается.                          Братьев славных равноапостольных,
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий.           В Белоруссии, Македонии,
За труды свои прославляются.                             В Польше, Чехии и Словакии
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

5-й чтец.                                                                6-й чтец.

Все народы, что пишут кириллицей,                   Русоволосые и сероглазые,
Что зовутся издревле славянскими,                    Лицом все светлые и сердцем славные,
Славят подвиг первоучителей,                            Древляне, русичи, поляне,
Христианских своих просветителей.                  Скажите, кто вы? (Мы – славяне!)

7-й чтец.

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы? (Мы – славяне!)

Ведущий 1. Здравствуйте, наши славные гости! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, нам неведомых.
Жили-были, тогда добры молодцы, раскрасавицы – красные девицы. У них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И  явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 2. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было, что читать. Это оакзалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.  Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!
Это событие произошло в 863 году. Совсем недавно появился в нашей стране праздник славянской письменности и культуры.  Весной 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Ведущий 1. И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку.

Ведущий 2. А как называется эта азбука?

Ведущий 1. Кириллица. 

Ведущий 2. А почему так назвали?

Ведущий 1. По имени Кирилла, одного из её создателей. Посмотрите внимательней на  буквы из кириллицы. Не напоминают ли они вам уже  знакомые буквы?

Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука. (Ученик называет буквы.)

Ведущий 1. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живёте», «земля», «люди», «покой».

Ведущий  2. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Ведущий 1. Посмотрите, к нам спешит первая буква азбуки.

«Аз». Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно меня зовут «Аз». Назовите  слова, которые начинаются с меня.

Ведущий 2. С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

«Буки». А теперь угадайте, как меня зовут? Верно,  меня зовут «Буки». Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий 1. Получилось слово «Азбука». Вам, дорогие буквы выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки».

Ведущий 2. А к нам спешит ещё одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

«Веди». Здравствуйте, дети! Меня зовут «Веди». Я всё знаю, про всё ведаю.

Ведущий 1.  Продолжим знакомство со славянской азбукой.

«Глаголь». Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить – значит говорить. Но, прежде  чем говорить, надо хорошенько  …..   подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Ведущий 2. Знакомьтесь, к нам идёт новая буква!

«Добро». Добрый день, дети! Меня зовут «Добро».

Ведущий 1.  Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает?

«Добро». Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Ведущий 2.  А к нам из азбуки идёт новая гостья!

«Люди». Здравствуйте, дети! Я буква «Люди».

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий 1. И вновь к нам идёт буква.

«Мыслите». Здравствуйте, дети! Меня зовут «Мыслите».

Ведущий 1. Какая мудрая буква к нам явилась!

«Мыслите». Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Сидел на заборе, пел да кричал,                    2) Сто один брат, все в один ряд
А как все собрались,                                            Вместе связаны стоят. (Забор.)
Взял да замолчал. (Петух.)

3) Катался колобком,                                           4) Три братца пошли купаться,
Пока не стал носком. (Клубок.)                          Двое купаются,
                                                                               Третий на берегу валяется.
                                                                               Искупались, вышли,
                                                                               На третьем повисли. (Вёдра, коромысло.)

5) Четыре брата бегут –                                      6) Была белая да седая,
Друг друга не догонят. (Колёса.)                      Пришла зелёная, молодая. (Зима, весна).

Ведущий 2. Ребята, к нам спешит новая буква.

«Рцы». Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь – я начало слова «Русь».  Русь, Россия, Родина – это самые дорогие слова для нас.  Это страна и место, где мы родились и растём.    Часто Русь называют «Святая Русь», это потому что она приняла святую православную веру. Не Русь создала православие, а православие создало Русь. Это доказывают многие века нашей истории. Именно поэтому Россия дала миру очень много святых. Ни у одной страны нет столько «святых» и все они молятся за нас перед Богом. 

Ведущий 1. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Ведущий 2. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

8-й чтец.                                                                    9-й чтец.

Буква к букве – будет слово,                                  Так восславим буквы эти!
Слово к слову – речь готова.                                 Пусть они приходят к детям,
И напевна, и стройна,                                            И пусть будет знаменит
Музыкой звучит она.                                              Наш славянский алфавит!

Учитель. Солунские братья – гордость всего славянского мира. Константина – Кирилла  Философа и его брата Мефодия часто рисуют  идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу.  44 буквы – сестрицы придумали братья. Но со временем некоторые буквы утратили свою значимость и исчезли их азбуки и сейчас остались в русском алфавите самые нужные 33 сестрицы. Давайте их назовём по порядку. (По таблице дети читают алфавит.)

10-й чтец.                                                                  11-й чтец.

Мы Отчизне верно служим,                                  Ждёт тебя за труд награда –
Ты – один из сыновей.                                           Цель прекрасная вдали,
Так расти, чтоб ты был нужен,                              Но оглядываться надо
Дорог Родине твоей!                                              На пути, что мы прошли.

12-й чтец.                                                                  13-й чтец.

Ничего нет лучше, краше                                        Вспоминай их добрым словом –
Милой Родины твоей!                                            Слава им, борцам суровым,
Оглянись на предков наших,                                  Слава нашей стороне!
На героев прошлых дней!                                       Слава русской старине!

Учитель. Дети, в дань памяти об этих братьях и о том, какое великое дело они сделали для всех нас и прежде всего для России, Отечества своего. В Москве им поставлен памятник. Посмотрите, в «Азбуке», 1-я страница и у меня на доске, фотография.  Обратите внимание: братья держат в руках книгу и старинный свиток с буквами, и крест в центре – это символ христианской православной веры. Христиане молятся Кресту Господню, просят у Бога силы побеждать в своей жизни зло и терпеливо переносить несчастия. Крест учит нас терпеливо переносить страдания и прощать  своих врагов.

5. Подведение итогов года

Итак, ребята вы узнали сегодня только о двух святых, но их значительно больше. Это и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, Николай II, последний царь нашей России, и великие полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской и Илья Муромец и многие другие. Есть и святые места. Обо всём вы можете узнать на нашем кружке и конечно из книг, которые перед вами. А ещё я не могу не сказать вам о празднике, который вчера отмечала наша страна. Этот праздник – православный, называется – день Святой Троицы. Отмечают его в день, когда святой дух сошёл на апостолов – учеников И. Х., и тогда ученики смогли говорить на разных языках, чтобы рассказать всем об учении Христа.  А чему он учил, ребята?   Любви. «Не справедливостью надо править, а любовью», говорил Мессия, Христос выходя из пустыни, после 40-ка дней поста.
Ребята, обратите внимание на выставку рисунков, которые выполнили наши дети на занятиях кружка, поделки, посвящённые конкурсу «Золотые купола»,  сочинения, а так же поделки, которые мы отправили на городскую выставку «Золотые купола».

6. Итог

– Вот и подошло к концу наше занятие. Мы благодарим всех гостей, кто пришёл к нам, всех детей, кто помогал готовить стихи  и поделки. Приходите к нам на кружок, на следующий год. Спасибо всем!