Цели:
- Познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова, вспомнить другие изучаемые ранее.
- Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.
- Развивать и обогащать речь, художественный вкус учащихся.
- Содействовать в ходе урока формированию отрицательного отношения к порокам и недостаткам как лесть, корысть, заискивание.
Оборудование: карточки с названиями басен и отрывками из них, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Садитесь, ребята, начинаем урок.
2. Проверка домашнего задания
– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями Ивана Андреевича Крылова. Но прежде, давайте вспомним басни, которые изучили. (Слайд 2, см. Приложение 1)
– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням И. А. Крылова. На партах у вас лежат карточки с названиями и отрывками из них. Я буду показывать иллюстрации, а вы определите, к какой басне они относятся. (Слайд 3, 4, 5, 6, 7)
(1 – показ слайда; 2 – выходят дети и зачитывают название и строки из данной басни, 3. подтверждение.)
Название басен на карточка.
- “Лебедь, Щука и Рак”.
- “Стрекоза и Муравей”.
- “Мартышка и Очки”.
- “Зеркало и Обезьяна”.
- “Квартет”.
Карточки со строками из басен:
“К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он ее еще и гонит”.“Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука”.“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.“Ты все пела? это дело;
Так поди же, попляши!”.“Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
– Видите, ребята, сколько басен дедушки Крылова
вам уже известны. А с какой басней мы
познакомились вчера на уроке? (С басней
“Зеркало и Обезьяна”.)
– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили
инсценирование этой басни дома.
3. Знакомство с новой басней
(Слайд 8)
– Более двухсот басен было создано Иваном
Андреевичем Крыловым.
Замечательный русский скульптор Петр Карлович
Клодт выполнил персонажи басен в бронзе (сплав
меди с оловом). В 1885 году в Летнем саду Петербурга
был установлен памятник великому баснописцу.
Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с
ним , чуть ниже, фигурка персонажей его басен.
Этот памятник был сооружен на деньги, которые
собрали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? (Крылов учил людей узнавать самих себя, помогая обнаружить недостатки, и подсказывал, как можно от них избавиться.)
– Познакомиться с новой басней Крылова –
значит узнать что-то новое и важное о себе и
людях.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной басней, она
называется “Ворона и Лисица”. (Слайд 9)
– Можете предположить о чем или о ком эта
басня?
(Ответы детей.)
4. Первичное восприятие
Чтение басни учителем наизусть.
– Какое впечатление произвело на вас это
произведение?
– Ребята, прочитайте басню спокойно, вдумчиво.
5. Словарная работа
– Как вы поняли значение следующих слов?
(Слайд 10)
6. Физкультминутка
Если вы у нас в лесу
Повстречаете лису,
Берегитесь, ведь плутовка
Всех обманывает ловко.
Может с виду и проста,
Обведет вокруг хвоста.
7. Анализ басни
– Давайте постараемся представить события, описанные в басне, а заодно проверим, кто внимательно ее прочитал.
– Зачитайте место, где впервые встречаемся с Вороной.
– Как вы понимаете, выражение “бог послал”? (Ворона случайно нашла кусочек сыра.)
– Какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны? (Взгромоздясь, позавтракать было собралась, призадумалась.)
– На что они указывают? (Глупая, неповоротливая, медлительная птица, раздумывает.)
– Какой предстает Ворона? (Неуклюжей, замедленной.)
– С какого момента начинает развиваться действие басни? (С появлением Лисы.)
– Случайно ли появление Лисы? Подтвердите
ответ словами текста.
– Выражение “на ту беду”, какое значение имеет? (К
несчастью, указывает на случайность появления в
этих местах Лисы.)
– Как действует на Лисицу сыр? (Дети зачитывают.)
– Сырный дух – замените синонимом. (Запах, аромат.)
– Каким метким словом называет Крылов Лисицу? (Плутовка.)
– Что обозначает это слово? (Хитрая и ловкая обманщица.)
– Каковы ее действия? Зачитайте.
– Прочитайте, как Лисица льстила Вороне.
– Как Лисица называла Ворону? (Голубушка,
светик, сестрица, царь-птица.)
– Перечислите, что расхваливала Лиса?
– Для чего она это делала? (Ответы детей.)
Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как она постепенно, подбирается к самому главному – “ангельскому голоску”.
– Как же действует на Ворону ласковые слова Лисы?
(Дети зачитывают.)
– Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности Ворон быть вещими птицами? (Она должна была предвидеть недоброе, но забыла обо всем.)
– Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
(Дети зачитывают.)
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Она поверила словам Лисицы.)
– Сравните поведение Вороны и Лисицы. Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?
(Слайд 11)
– Прочитайте мораль басни.
– Как вы поняли смысл данной морали? (Плохо льстить; не нужно поддаваться на лесть; не нужно быть глупой, доверчивой.)
– Какие строки из басни “Ворона и Лисица” стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (В сердце льстец всегда отыщет уголок.)
8. Ролевое чтение в парах (автор, герой)
(Чтение. Оценивание)
9. Работа с пословицами
– Прочитайте пословицы и скажите, как они соотносятся с содержанием басни. Как вы их понимаете?
(Слайд 12)
10. Итог урока
– Так с какими человеческими порками боролся Иван Андреевич Крылов, создавая эту басню? (С лестью, заискиванием.)
– И.А. Крылов в своих баснях дает нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
11. Домашнее задание
(Слайд 13)
Литература:
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение. Часть 1: Книга для учителя. – М.: Изд-во “Первое сентября”, 2000. – 256 с.