Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. И для этого необходимо создать условия. Наш педагогический коллектив внедрил следующие инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников.
1. Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения.
1.1. Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).
1.2. Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.
2. Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:
2.1. В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.
2.2. Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.
2.3. Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.
3. В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромно количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.
3.1. Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.
3.2. Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.
3.3. С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В. Воскобовича:
- «Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.
- Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.
- В процессе игры «Геоконт» дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.
3.4. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб».
Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.
Системная работа по оптимизации интеллектуальных способностей дошкольников позволила повысить уровень их познавательной и умственной активности. За последние 3 учебных года сравнительный анализ результатов диагностической методики («Готовность к школьному обучению» - «Прогрессивные матрицы Д. Равена», «Адаптированный вариант теста Векслера») показывает, что увеличивается количество детей с одаренностью - 12%, с высоким уровнем интеллекта – 42%, с возрастной нормой – 46%, дети с низким уровнем – отсутствуют. Положительная динамика подтверждает эффективность выбранных средств. (Слайдовая презентация - Приложение 1)
Комплексное занятие по ТРИЗ-РТВ «Вода – удивительное чудо!» в подготовительной к школе группе к окружному семинару руководителей и воспитателей ДОУ СВУ МОиН СО в рамках деятельности опорного образовательного учреждения
Цели:
- Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека.
- Продолжить развивать системное мышление, творческое воображение, закрепляя владение детьми приёмами и методами ТРИЗ-РТВ: системный оператор, игра «Да-нетка», приём эмпатии и оживления, моделирование маленькими человечками.
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование: Игрушка «Волшебник Оживлялка», вязаная капелька, 12 бумажных маленьких капелек для детей, 4 карточки-схемы опытов, глобус, сюжетные карточки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твёрдом, газообразном), карточки с изображением «маленьких человечков», яблоко, 12 детских рисунков портретов воды, системный оператор, материал для проведения опытов.
Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание детьми стихов о воде, рисование детьми портретов воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.
Ход занятия
Педагог обращается к гостям семинара:
Только сегодня и только сейчас,
Только у нас и только Вам
Мы предлагаем с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей. Итак, встречаем детей.
I. Вводная часть.
Под музыку заходят дети.
1 ребёнок: У нас сегодня много гостей!
Все: Здравствуйте!
Музыкальная игра – приветствие.
В этот чудесный день, добрый день,
Дружно здороваться нам не лень!
Руку протягивай не зевай,
Улыбку весёлую посылай. (2 раза).
Дети проходят на стульчики (1мин.)
II. Основная часть.
Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, где вы должны показать свои знания.
А кто нас там ждёт, отгадайте:
Загадка: «Есть волшебник такой,
Лишь коснётся рукой,
Стол иль стул, да что хочешь,
Оживит когда захочешь!»
(Волшебник Оживлялка)
Ребята, как вы догадались? (п.ч. он помогает оживить любой предмет)
Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка» (Вода). Правильно.
Давайте попросим его:
Ну, волшебник не зевай,
Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)
Появляется живая капелька (вязаная игрушка)
Что может рассказать о себе она? Давайте от её имени попробуем это сделать.
Я – жидкая;
Я – прозрачная;
Я - без вкуса и запаха.
Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.
А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, п.ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили).
Кто нам попробует повторить всё о воде? (1-2 ребёнка). (1,5-2 мин.)
Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?
Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).
1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.
(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т.д.)
Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.
2 команда – где может жить капелька воды?
(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т.д.)
Объясните, почему вы решили что капелька есть в облаках? Сосульке? Снежинке?
Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной.
(садятся на стульчики)
Мы послушали о воде,
И она у нас везде!
1 ребёнок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
2 ребёнок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
3 ребёнок:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
4 ребёнок:
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
5 ребёнок:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. (4-5 мин.)
Ребята, в центре науки у нас с вами есть возможность доказать, что льдинка, пар и капелька воды - родные сёстры. Для этого нужно исследовать свойства воды и провести опыты «Превращение воды»;
Цель: показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Оборудование: Маленькое зеркало, свечка, 1 столовая ложка, кусочек льда, спички, термос с горячей водой.
(садятся вокруг стола)
Можем ли мы сказать, что льдинка, капелька и пар родные сёстры? (Да). Почему?
Вывод: Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. (3-4 мин.)
(Садятся на стульчики возле мольберта)
Ребята, посмотрите, волшебник оживил ещё кого-то.
Кто это? (маленькие человечки). Вы с ними знакомы? (Да).
Расскажите, где их можно встретить и что они делают?
(Твёрдые человечки живут в твёрдых веществах, крепко держась за руки; Жидкие – в жидкостях, где стоят рядом друг с другом; газообразные – бегают в воздухе, паре, тумане).
Правильно, ребята, все предметы и вещества состоят из твёрдых, жидких и газообразных маленьких человечков, которые очень трудно увидеть. Учёные рассмотрели их в микроскоп и назвали молекулами. Но мы их называем маленькими человечками.
И сейчас я предлагаю вам стать ими, а поможет мне Оживлялка.
Игра «Маленькие человечки».
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли человечки погулять:
Воды,
Кусочка льда,
Пара,
Пустого стакана,
Воды в стакане,
Горячего чая в стакане,
Горячего супа в тарелке.
Молодцы! (7 мин.)
В центре науки имеются рисунки - портреты воды. Вам, дорогие маленькие человечки, нужно определить, где и в каком состоянии вы находитесь.
Хорошо, все дети справились!
Вывод: Всё зависит от состояния воды. Когда она в виде жидкости, там жидкие человечки, в твёрдом состоянии: снег, лёд – твердые, в парообразном – человечки газа. (3 мин.)
Вот какая вода волшебница, она может быть разной.
Динамическая пауза «Вода, лёд, пар (туман)»
Звучит музыка, дети спокойно двигаются по залу, по сигналу «Вода» («Лёд», «Пар», «Туман») они изображают в каком состоянии МЧ.
Ну-ка, вокруг себя повернитесь, в детей обратно превратитесь. (1 мин.)
Какое сейчас время года? (Осень). (Садятся на стульчики).
Работа по системному оператору
Наступила осень
ЛЕТО облака |
ОСЕНЬ Дождевая тучка |
ЗИМА снеговые тучи |
Испарение с лужицы | Капельки | Снежинки |
Маленькие человечки пара | Маленькие человечки жидкости | Твёрдые маленькие человечки |
Капелька воды упала на землю. Она была не одна, их было много.
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то? (для того чтобы полить огород, напоить диких животных и т.д.)
Это что-то из чего-то? (Из жидких маленьких человечков).
Это что-то часть чего-то? (Часть тучки).
Какое время года было до осени? (Лето).
С этим что-то было что-то летом? (Они испарялись под лучами яркого солнца).
И это было из чего-то? (Из маленьких человечков пара)
Это было частью чего-то? (Облаков)
За осенью следом идёт какое время года? (Зима)
Что-то будет с капельками зимой? (Они станут снежинками)
Из чего они будут? (В снежинках будут твёрдые маленькие человечки).
А частью чего будут? (Часть снеговых туч)
Ребята, а что будет весной? (Снежинка опять превратится в капельку воды).
Просмотр видеофильма о путешествии капельки летом в сопровождении рассказа детей.
Нас окружает круглый год волшебница наша вода.
1 ребёнок: В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
2 ребёнок: То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
3 ребёнок: По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
4 ребёнок: Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода! (6 мин.)
Давайте рассмотрим с вами глобус. (Встают вокруг стола, где стоит глобус).
Какого цвета на глобусе больше? (голубого)
А что голубой цвет обозначает? (океаны, моря, заливы, озёра, реки.)
Значит воды на планете сколько? (Много)
Учёными доказано, что воды на Земле больше, чем суши. Для того чтобы вам проще это представить, возьмём яблоко – это наша планета, разрежем её на 4 части. Вот 1 часть – составляет суша, а 3 части – все водные ресурсы. Кажется, что воды очень много и её должно хватить всем. Но это не так. Человек не может пить солёную воду, которая содержится в морях, океанах. Нам необходима пресная, чистая вода. А её остаётся всё меньше и меньше, потому что люди не соблюдают правила бережного отношения к воде. Они не задумываются о своём отношении к ней, неправильно ведут себя во время отдыха на берегу реки, бросая в воду мусор, моют машины, стирают в речках, оставляют на долгое время открытыми краны с водой. (показ табличек с правилами)
Мы, люди, должны быть благодарны природе за чистую воду и каждый из нас должен беречь её, потому что вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь.
III. Итог занятия.
Время работы в научном центре подошло к концу.
Что нового вы узнали? А что хотите ещё узнать о воде?
Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды. Оживлялка надеется, что вы будете соблюдать правила бережного отношения к воде.
И в заключение хотели бы предложить притчу о мудреце.
«Жил на свете один мудрец. Он был всеми уважаем, потому что всегда по справедливости разрешал все споры и давал правильные советы. И вот однажды один мальчик, позавидовав мудрости мудреца, решил его провести.
- Сейчас я поймаю бабочку, положу её в ладони, - подумал мальчик, - и пойду к мудрецу. Я спрошу его: « Мудрейший, как ты думаешь, что у меня в руках: живое или неживое?» Если он скажет: «Живое», я сожму ладошки, бабочка умрёт, я покажу ему мёртвую бабочку и скажу: «Нет, ты не прав». Если же он скажет: «Мёртвое», я раскрою ладошки, и бабочка улетит. Так все убедятся, что не такой уж он и мудрый.
Мальчик так и сделал. Предвкушая свою победу, он пришёл к мудрецу и спросил: «О, великий мудрец, как ты думаешь, что у меня в ладошках: живое или неживое?» Мудрец внимательно посмотрел на мальчика, задумался и сказал: «Всё в твоих руках».
Мы воспитатели, как садовники выращиваем цветы.
Ребёнок - это маленький росток,
Который холим, любим и лелеем;
Ребёнок - это маленький цветок,
Мы всей душой его согреем,
Мы позаботимся о том,
Чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним
Светился добротой и счастьем.
Пусть напоит добром любви
Цветочек нежный дождь-проказник;
Расти, цветочек наш расти
И превратись в цветок прекрасный!
Литература
- Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров» [1]
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников» [2]
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» [3]
- Карелина С.Н. «Разные виды занятий с развивающими играми Воскобовича В.В.» [4]
- Воскобович В.В. «ГеоМетриЯ» [5]
- Воскобович В.В. «Тайна ворона Метра» [6]
- Агеева С.И. «Обучение с увлечением» [7]
- Страунинг А.М. Программа «Росток» (ТРИЗ – РТВ) [8]
- Страунинг А.М. «Методы активизации мышления» [9]
- Страунинг А.М. «Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи» [10]
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» [11]
- Димитрова Т.В. «Сто фантазий в голове» [12]
- Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления детей» [13]
- Журнал «Дошкольное воспитание» № 2-7/1998г, № 2/2006г. [14]
- З.А Михайловой «Игровые занимательные задания для дошкольников» [15]
- Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» [16]
- С.Н. Карелина «Разные виды занятий с развивающими играми В.В.Воскобовича» [17]
- Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет» [18]
- Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. В.В.Гербова, А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 1985г. [19]
- Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. С.Н.Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2006г. [20]
- Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. Т.М.Бондаренко, Воронеж, изд-во «Учитель», 2005г. [21]