Литературное чтение. 3-й класс. Национальная школа

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

Обучающая:

  • научить умению прогнозировать и развивать сюжет на основе чтения по фрагментам,
  • обогащать словарный запас детей.

Развивающая:

  • развивать умение включать воображение в процесс чтения и яркую образную устную речь, навыки выразительного чтения;
  • умение описать жеребенка, используя приобретенные знания по теме "Домашние и дикие животные";
  • развитие частично - поисковой познавательной деятельности.

Воспитывающая:

  • воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира, духовного роста ребенка, уважение к окружающим и самоуважения.

Оборудование урока: учебник русского языка Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова (часть II, 1989), рисунок жеребенка (в мультимедийном проекторе), грамзапись песни "Лошадки".

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Сейчас я вам прочту текст рассказа "Маленький Соколик". Кто такой сокол? Кто-нибудь знает?

Д. Это птица. Сокол.

У. Найдите однокоренные слова.

Д. Сокол, соколик, соколиная (разбор слов по составу).

У. Как выдумаете, о ком мы будем читать?

Д. О птице, о маленькой птичке.

У. А об этом узнаем, прочитав наш рассказ. Я буду читать и останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти дальше.

II. Словарная работа: Конюх, конюшня, сторож, сокол, солома, скамейка.

У. Конюх это кто?

Д. Это человек, который ухаживает за конями (составление словосочетаний и предложений со словом конюх).

У. Конюшня - что это? (варианты ответов) (составление словосочетаний и предложений)

Конюшня - помещение для лошадей. Толковый словарь. С.И.Ожегова.

У. Кто сторожить конюшню?

Д. Сторож (самостоятельная проверка трудной орфограммы) (составление словосочетаний и предложений)

III. Работа над новой темой.

1. Развитие сюжета на основе чтения по фрагментам.

У. "Таня с Алёнкой сидели:" А где можно сидеть, ребята?

Д. На стуле, на диване, на машине, на крыше, на берегу...

У. ": на скамейке. Вдруг прибежала Нюра: "вы тут сидите и ничего не знаете - закричала она ..."

Что же могло случиться?

Д. Приехали артисты, ей купили велик, ребята идут за ягодами...

У. ": а в конюшне жеребёнок родился!" Что вы бы сделали?

Д. Побежали бы смотреть.

У. Какое настроение у Нюры?

Д. Веселое, оживленное, радостное, загадочное.

У. Почему у неё настроение радостное?

Д. Потому что жеребенок родился.

У. "Все побежали в конюшню, где Танин дед работает". Кем работает Танин дед?

Д. Конюхом.

У. "В конюшне стояла рыжая Зорька" . Кто она Зорька?

Д. Это лошадь.

У. "Дед постилал ей чистую солому. Девочки подошли поближе и увидели:" Кого они увидели?

Д. Жеребенка.

У. ":что возле Зорьки стоит маленький жеребенок". Как вы думаете, какой он маленький жеребёнок?

Д. Пухлый, беззащитный, не может встать.

У. "Ух ты, маленький? - сказала Таня. Жеребенок прижимался к матери". Почему прижимался?

Д. Боялся, ему холодно, страшно.

У. "А дед ласково уговаривал его. - Ну-ну, Соколик, не бойся. Мы тебя не обидим". Какую кличку дал дед жеребенку?

Д. Соколик.

У. Почему дед дал кличку Соколик, а не другую?

Д. Потому что, когда он вырастет стал быстрым как сокол.

У. "Пришел старик-сторож". Что делает сторож?

Д. Сторожит конюшню.

У. Почему нужны сторожа? От кого они сторожат?

Д. Они сторожат школы, заводы, магазины, садики. Чтоб чужие люди ничего не брали.

У. Да, ребята, плохо, что есть такие люди. Ребята, нельзя брать чужую вещь. Это не красиво и не правильно. "Пришли другие люди". Кто пришел и зачем?

Д. Жители села, другие мальчики и девочки, чтобы посмотреть на жеребенка.

У. "Всем хотелось посмотреть на жеребенка. Всем он понравился". Почему понравился?

Д. Потому что он маленький, красивый, только что родился.

У. Дети, все люди радуются, когда рождаются животные, когда рождается человек, потому что на земле появилась новая жизнь.

IV. Физкультминутка "Лошадки" по грамзаписи.

У. Вы любите лошадей?

Д. Да.

У. Тувинцы любят лошадей с малых лет. Мальчики любят их с особенной гордостью: учатся ездить и как обращаться с ними, как ухаживать за ними. Самое увлекательное это конные скачки. На скачках только ездят мальчики с 8 до 12 лет, поэтому с малых лет их приучают езде без седла. На скачках участвуют лошади без седел. Это очень тяжелая работа научится ездить без седла при такой скорости, только настоящие мужчины, которые изучили азбуку езды могут держаться до конца. Дистанция езды бывают с 20 до 42 километров.

V. Работа над новой темой (продолжение)

1. Работа с учебником, с. 86. Выразительное чтение текста рассказа учащимися.

2. Ответы на вопросы:

а) Кто сидел на скамейке? б) Кто прибежал?
в) Что она сказала? г) Куда побежали девочки?
д) Кем работает дедушка? е) Кого увидели в конюшне?
ж) Какой был жеребенок? (опишите его) з) Какую кличку дали жеребенку?
и) Как вы думаете, каким он вырастет?

3. Работа по картине (на доске появляется рисунок только что родившегося жеребенка)

У. Рассмотрите рисунок. Составим устно рассказ-описание жеребенка по этой картине.

(самостоятельное составление рассказа учащимися)

VI. Итог урока.

У. О чем мы узнала на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?

VII. Домашнее задание.

У. Написать мини - сочинение - описание о нашем жеребенке.