Большое значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у родителей учащихся.
Учителя, работающие с младшими школьниками, знают, сколько волнений и тревог вызывает у родителей поступление ребёнка в первый класс. Как расположить к себе родителей, как заинтересовать их школьной жизнью, привлечь родителей к решению возникающих в процессе обучения проблем, как правильно провести родительское собрание? Ответы на эти волнующие меня вопросы я нашла не сразу. Но сегодня мне бы хотелось поделиться своим опытом в организации сотрудничества с родителями своих учеников.
Очень важно психологически настроить родителей на дальнейшее сотрудничество, поэтому уже на первом родительском собрании, при первой встречи с родителями будущих первоклассников необходимо сказать о том, что вы с особым волнением ждёте очередного набора в первый класс. Осталось немного времени, и их дети станут учениками. Из дошкольного детства с играми, ребёнок перейдёт в мир новых отношений, которые изменят его жизнь. От того, какой микроклимат будет заложен в начальных классах, будет зависеть внутреннее состояние души каждого из детей и их родителей, поэтому с первых дней мы должны научиться понимать друг друга и жить, как одна большая семья. Ведь у нас одна цель, чтобы дети наши были счастливы, здоровы, получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. Эти простые слова помогают настроить родителей на необходимую нам "волну сотрудничества", расположить их к школе, классу и учителю.
В дальнейшем при подготовке родительских собраний важно учитывать интересы родителей. Задавали ли Вы себе вопрос: " Для чего родители приходят на родительские собрания?" Правильно, для того чтобы как можно больше узнать о своём ребёнке: как учится, как себя ведёт, на что нужно обратить внимание, чтобы обучение его ребёнка было успешным. Как можно рассказать о каждом из 30, подробно, да ещё с рекомендациями? Тем более каждый из нас знает, что стоит один раз сказать, что - то негативное в адрес его ребёнка при всех, и вы этого человека больше не увидите на своём родительском собрании. Согласны?
Как выйти из этой ситуации?
Я нашла для себя такой выход: заранее для каждого родителя я пишу на листочке то, что хотела бы рассказать о его ребёнке при личной встрече. Заходя в кабинет на родительское собрание, каждый родитель знает что его ждёт "письмо".
Как и в любом письме начинаю с позитивного, хорошего, ведь доже для самого " плохого" ученика можно найти пару ласковых слов. Затем пишу, на что следует обратить внимание, даю рекомендации и т. д. Конечно, нужно быть предельно корректной и тактичной, "письмо" не должно носить назидательный тон, родитель остаться с ощущением того, что он может помочь своему ребёнку. Обязательно называйте имя ребёнка. При всей трудоёмкости этой процедуры она себя оправдывает, так, как широко известно, что дневник ученика целостной картины развития ученика в учебном процессе не даёт. Я привыкла писать "письма" от руки, но можно печатать и сохранять информацию в компьютере, для того, чтобы отслеживать результат работы.
Существует и обратная связь. Например, родители могут высказать, так же в письменном виде, все свои пожелания, написать о том, что им хотелось обсудить в следующий раз, кого из специалистов пригласить и т. д.
Всегда старайтесь заблаговременно пригласить родителей на собрание, можно разослать именные приглашения. Обязательно подготовьте фотографии и видеоматериалы, презентации, освещающие классную жизнь детей. Заранее оформите благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах, отмечайте активных родителей. Приложение 1
У родителей могут возникнуть вопросы, которые можно обсудить только в личной беседе. Если родитель не сможет своевременно решить возникшую у него проблему, получить ответ на свой вопрос, у родителя может остаться негативный осадок, чувство тревоги, недоверия к учителю, школе. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителя. Поэтому наряду с родительскими собраниями я провожу индивидуальные консультации с родителями. Каждый из родителей моего класса знает, что по вторникам с 18-00 до 19-00 их классный руководитель ждёт их в родном кабинете и готов выслушать. Этот день удобен ещё и потому что по вторникам дежурный администратор, Светлана Викторовна, наш завуч, она всегда поможет, если в этом есть такая необходимость. Создайте необходимые условия для общения с вами.
Одним из направлений организации сотрудничества классного руководителя с родителями учеников является привлечение родителей к внеклассной работе и даже проведению уроков. Часто бывает так, что родитель, выступая, пусть на короткое время, на один урок, в роли учителя, начинает понимать суть требований предъявляемых школой и педагогом к ребёнку, семье.
Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы - это один из путей организации сотрудничества.
Приведу пример создания ситуации и способа вовлечения родителей во внеклассную работу. Провожу не одно внеклассное занятие, а серию, объединённую одной темой: "Профессии моих родителей".
Начинаю с экскурсий на крупные и более интересные предприятия нашего города. Можно предложить детям выбрать самим маршрут.
хочу сказать, что когда дети оказались первый раз в стенах типографии и увидели станки высотой в два этажа, удивлению не было предела. Оказалось, что дети не знакомы с рабочими профессиями, не видели станков, инструментов и т.д. Многие заинтересовались работой спасательного отряда. Конечно, организовать выезды помогли родители. После. выступив в роли корреспондентов, учащиеся моего класса побывали на работе у своих родителей и узнали, чем занимаются их родители на работе, какое значение имеет их работа для них самих и для других людей. Смонтировали интересный фильм. Фильм получился интересным, мы все увидели родителей с другой стороны. Родители остались довольны вниманием к ним самим и их профессии. Одновременно со съёмкой фильма шёл процесс написания сочинений о профессиях родителей. Выпуск стенгазеты " Наши родители на работе". В заключение блока мероприятий - пресс-конференция, на которой в качестве журналистов выступали дети, а сообщали информацию представители различных профессий, т.е. родители. Такие мероприятия не только сближают родителей и школу, но и сближают родителей и детей.
Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит классный руководитель в своей профессиональной деятельности. (1)
Литература
1.ДереклееваН.И. Родительские собрания 1-4 классы "ВАКО" Москва, 2004.