Внеклассная работа с учащимися начальной школы, направленная на нравственное воспитание личности

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать осмыслению и анализу собственных поступков и поступков сверстников.

Ход урока

Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, ведь эти качества неразделимы.

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача - добрый человек - поздравит его, а если беда - добрые слова помогут утешить и успокоить его.

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек
Протяните руку, руку протяните
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Ребята! Давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: "Я желаю тебе удачи, радости, здоровья:

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 в. "вежа" - означало "знаток" - тот кто знает правила приличия, и формы выражения доброго отношения к людям.

Давайте попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого сыграем в игру "Вежливо - невежливо".Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми были действия в ней или нет. Если вежливыми - зелёный шар, а если нет - красный.

1. Поздороваться при встречи.

2. Толкнуть не извиниться::..и.т.д.

А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Возьмите листы, на них записаны различные ситуации. Нужно определить правильность выхода из возникшей ситуации.

Ситуации:

1. Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

- Как проявилась спешка Олега на настроение окружающих?

2. Когда Игорь вышел на школьную площадку, его обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку.

- Каким будет настроение у Игоря?

- Почему?

3. Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов?"

-Он допустил 4 ошибки. Назовите их. Исправьте его.

Молодцы! Вы справились с ситуациями. Надеюсь, что в жизни вы постараетесь не допускать таких ошибок.

-А какие слова вежливости вы знаете? Давайте составим словарь вежливых слов. Игра "Словарь вежливых слов"

Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Послушайте, о чём напоминает нам поэт С.Я.Маршак в стихотворении "Ежели вы вежливы"

Такие человеческие качества как вежливость и доброта неразделимы.

-Что такое доброта? "Добро" - что скрыто за этим словом? Какой тайник человеческой души открывается этим ключом? Дома вы размышляли на эту тему. Кто хочет зачитать своё сочинение?

Если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло. В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. Сказка "Белка и Волк".

-Какова главная мысль сказки? Хорошо тому, у кого доброе сердце.

Давайте и мы будем дарить добро людям и природе, и нам всем будет жить лучше.

В народе всегда по-особому относились к доброте. Есть такая пословица:

Доброе слово и кошке приятно.

-Как вы понимаете эту пословицу? Не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают и животные.

- Поднимите руку, у кого есть домашние животные.

-Что нужно помнить прежде, чем завести животное у себя дома? Ответы.

Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет и человек, предаёт друга. Как реагирует животное на это?

Послушайте стихотворение Э.Асадова

"Стихи о рыжей собаке"
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
"Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину".
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
"Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!"
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз, что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь, лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги:
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце-чистейшей породы.

С какой целью автор написал стихотворение? А если вы были на месте хозяина собаки, как бы поступили? О чём нужно помнить, прежде чем завести домашнее животное?

Собака-это преданность, идущая до конца, преданность до последнего вздоха. И мы в ответе за того, кого приручили.

Помните! Добро начинается с любви ко всему живому.

Заканчивая наше занятие я верю, что в ваших сердечках добра стало больше, и вы станете более бережно относиться не только к близким, но и ко всему живому.

Звучит песня "Если добрый ты:"

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М.: "ВАКО", 2005.