Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, запоминания, узнавания, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы. Исследования учёных показывают, что это обусловлено природными факторами - основными свойствами нервной системы. Я, как педагог, не имею права игнорировать эти природные особенности. В отношении учебной деятельности школьников всё это означает, что все психически здоровые дети могут учиться в школе, успешно развиваться, однако, это осуществимо при условии, если каждый умеет использовать в учёбе сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт стороны возможных отрицательных проявлений. Только в этом случае основные свойства нервной системы не будут влиять на школьную успеваемость и на уровень умственного развития.
Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типами памяти, свойствами нервной системы, сформированности умений и навыков, умению учиться ставит меня в сложные условия, требующие индивидуального подхода к обучающимся.
Известно, что в физико-математическом классе учатся дети с лабильной и сильной нервной системой. Для них характерен высокий уровень владения мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, которые опосредуют знания учащихся. Они легко и быстро усваивают материал, отличаются способностью к его широкому обобщению, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задач и свободным переключением с одной умственной операции на другую. Для них характерен творческий поиск в разрешении проблемы.
Учащиеся естественно-научного класса несколько отличаются от детей физико-математического класса. У них империческое мышление и они действуют методом проб и ошибок. Они овладевают основным объемом знаний, предусмотренных программой. У них среднее проявление нервной системы между лабильностью и инертностью. Им трудно вычленять исходные данные, у них бывают затруднения в решении мыслительных задач. Для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное существенное в изучаемом материале лишь после выполнения упражнений под руководством учителя. Учащиеся этого класса умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного, к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. У этих детей быстрая утомляемость, долгая врабатываемость, поэтому требуется переключение с одного вида деятельности на другую.
В гуманитарном классе оказываются чаще всего правополушарные дети. Это, как правило, леворукие учащиеся. Они очень творческие, креативные, нестандартномыслящие. Эти обучающиеся очень эмоциональны и легко возбудимы. При работе с ними необходим учёт индивидуальных особенностей и личностный подход, а также свобода творчества.
Учёт индивидуальных особенностей всех учащихся целой параллели классов предполагает знания психологических особенностей каждого. Хорошо знать своих учеников - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить веру в свои силы.
Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов
Тема урока: "Основные экологические группы рыб"
Цели:
- Образовательные (обучающие) - продолжить формирование творческих способностей и развитие познавательной активности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; проверить усвоение материала на основе творческих заданий.
- Развивающая - продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
- Воспитательная - продолжить воспитание творческой самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации.
Задачи:
Образовательные:
- Выявить характерные черты основных экологических групп рыб.
- Познакомиться с представителями экологических групп рыб, расширяя и углубляя знания учащихся.
- Продолжить формировать у учащихся умения выделять главное и отбирать нужный материал.
Развивающие:
- Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
- Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
Воспитательные - учитывая различные способности обучающихся (организаторские, художественные, технические и др.) создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.
I вариант урока для физико-математического класса
Ролевая игра "Квартальный отчет научно-исследовательских лабораторий"
Цель: разработать и презентовать проекты об основных экологических группах рыб и их представителях.
План подготовки проекта(за 10-14 дней до презентации) | Презентация проекта |
1) Информирование учащихся о
предстоящей ролевой игре, её целях и задачах,
правилах и ходе. 2) Создание 5 творческих групп (на добровольной основе 1,2,3,4 группы) для выполнения кооперативно-групповой работы. 1 группа - "Лаборатория по изучению донных (бентосных) рыб". 2 группа - "Лаборатория по изучению проходных рыб". 3 группа - "Лаборатория по изучению пресноводных нектоновых рыб". 4 группа - "Лаборатория по изучению нектоновых рыб солёных водоёмов". 5 группа - комиссия учёных (формирование этой группы под руководством учителя из сильных учеников). 3) Задание для 1,2,3,4 групп - разработать проект - отчёт с 3 запланированными ошибками и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.) Задание для комиссии учёных - владеть материалом темы, чтобы суметь проанализировать и исправить отчёты научно-исследовательских лабораторий. 4) Самостоятельное разделение ролей: в группах 1,2,3,4 - руководитель научно-исследовательской лаборатории, 2 ихтиолога,1-2 технических специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам (художники); в группе 5 - председатель комиссии - почётный академик, 4 профессора (по каждой группе рыб) 5) Самостоятельная разработка проекта в группах. |
1) Организационный момент: выступление
учителя, целеполагание, представление
участников игры в ролях, принятие регламента. 2) Ход игры 1. Вступительное слово почетного академика -1 мин. 2. Выступление с отчетом лаборатории по изучению донных рыб -5 мин. 3. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по донным рыбам -2-3 мин. 4. Выступление с отчетом лаборатории по изучению проходных рыб -5 мин. 5. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по проходным рыбам -2-3 мин. 6. выступление с отчетом лаборатории по изучению пресноводных нектоновых рыб-5 мин. 7. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по пресноводным нектоновым рыбам -2-3 мин. 8. Выступление с отчетом лаборатории по изучению нектоновых рыб солёных водоёмов -5 мин. 9. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по нектоновым рыбам солёных водоёмов -2-3 мин. 10. Заключительное слово почетного академика: анализ работы комиссии -3-4 мин. 3) Заключительное слово учителя. |
II вариант урока для гуманитарного и естественно-научного класса
Ролевая игра "Научно-теоретическая конференция по данным исследований экологических ихтиологических экспедиций"
Цель: разработать и презентовать проекты об основных экологических группах рыб и их представителях.
План подготовки проекта (за 10-14 дней до презентации) | Презентация проекта |
1) Информирование учащихся о
предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах,
правилах и ходе. 2) Создание 4 творческих групп на добровольной основе для выполнения кооперативно- групповой работы 1 группа - исследователи донных 9бентосных) рыб 2 группа - исследователи проходных рыб 3 группа - исследователи пресноводных нектоновых рыб 4 группа - исследователи нектоновых рыб солёных водоёмов. 3) Задание: каждой группе разработать проект-доклад и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.), создать и использовать значки рыб для географической карты в целях иллюстрации экспедиционных исследований, подготовить по 1-2 вопроса для другой группы по их рыбам. 4) Самостоятельное разделение ролей: руководитель экспедиции, 2 ихтиолога, 1-2 специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам, 1 географ. 5) Самостоятельная разработка проекта в группах. |
1) Организационный момент:
вступительное слово учителя, целеполагание,
представление участников игры в ролях, принятие
регламента - 2-3 мин. 2) Ход игры 1. Доклад исследовательской экспедиции по донным рыбам (сопровождается фактическими видео- , фото- и др. материалами + географ на географической карте по ходу доклада крепит значки рыб, о которых звучит информация) - 5-6 мин. 2. Прения - 2-3 мин (команды других экспедиций задают вопросы по прозвучавшему докладу). 3. Доклад исследовательской экспедиции по проходным рыбам - 5-6 мин. 4. Прения - 2-3 мин. 5. Доклад исследовательской экспедиции по пресноводным нектоновым рыбам - 5-6 мин. 6. Прения - 2-3 мин. 7. Доклад исследовательской экспедиции по нектоновым рыбам солёных водоёмов - 5-6 мин. 8. Прения - 2-3 мин. 3) Заключительное слово учителя. |