Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.
Задачи:
- Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
- Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
- Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
- Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Оборудование:
- сигнальные карточки;
- учебник “Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;
- тетрадь;
- индивидуальные карточки, опоры;
- кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.
- Запишите число и классная работа.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
1. - Посмотрите на доску.
- Назовите буквы, которые вы заметили.
(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)
- Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)
2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)
Записываю названные буквы на доску:
д в г з ж б
т . к . ш .
- давайте заполним пропуски.
3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.
(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:
Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)
- Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.
Дети записывают с доски:
- Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).
III. Постановка темы и задач урока.
- Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)
Записываю тему на доске.
- Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
IV. Усвоение нового материала.
1. Наблюдение над языковым материалом.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)
- Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.
1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).
3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).
4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).
На доске:
морковь лодка дождь репка
ф
т
т
б
- Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?
- А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)
- Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:
- изменить слово;
- подобрать однокоренное слово.
Работа группы обсуждается коллективно:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
- Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).
- Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
3. Работа над определением.
- Сравните слова записанные на доске:
морко…ь – морко…ный
- В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)
- Почему? (Звучит четко)
- Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)
- Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)
Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
- Изменить слово – добавить слово “нет”.
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
- Изменить слово – подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].
- Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.
- Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.
- А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.
Сказка о парных согласных
Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)?(Т)?
Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ДОРО(Ж)?(Ш)?КА
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?
Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.
Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.
Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.
V. Физкультминутка.
Буратино шел – шел
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
- Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)
- Молодцы!
VI. Закрепление изученного.
1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.
Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.
- Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)
- Прочитать орфографически.
- Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.
2. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой (кофта).
- Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)
- Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)
- Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?
(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)
КО ТА
- Молодец!
(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.
(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)
- Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.
- Придумайте предложение со словарным словом.
3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.
4. Дифференцированная работа.
Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.
Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
- Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.
Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…
- Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.
Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…
- Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)
- Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.
- Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)
- Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).
- Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.
Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.
VII. Подведение итогов.
- Что узнали нового?
- Что вам было интересно?
- На каком этапе вам было трудно?
- Что бы вы рассказали родителям об уроке?
- Что бы вы изменили в уроке?
- Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.
VIII. Домашнее задание.
1 группа. Упражнение 322.
2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)
3 группы. Упражнение 321.