Для успешного построения работы по данному направлению в детском саду необходимо учитывать следующую структуру:
I. Программно-методическое обеспечение.
II. Условия (предметно-развивающая среда, квалификационный уровень педагогов, методическая работа с педагогами ДОУ по данному направлению).
III. Система индивидуального сопровождения социально-личностного развития ребенка. (Диагностика)
IV. Особенности организации жизнедеятельности ДОУ.
В своей работе мы опираемся на программу “Детство” В.И. Логиновой, “Программу воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой – новая редакция. Частично используем: методические рекомендации Чистяковой М.И. “Психогимастика”, Минаевой В.М. “Развитие эмоций дошкольников”, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной “Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста”, Н.В. Клюевой “Общение”.
Для оценки уровня социально-личностного развития детей ориентируемся на критерии, обозначенные в выше названных программах в разделе “Достижения детей”, а также в “Дневнике воспитателя” под редакцией О.М. Дьяченко.
Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.
Для удобства работы мы условно выделили 5 компонентов в социально-личностном направлении:
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Положительное отношение ребенка к окружающим людям.
- Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
- Развитие социальных навыков у детей.
- Бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному).
Для этого в нашем детском саду мы проводим разнообразную работу.
1. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагоги организуют:
- Утро радостных встреч , когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
- Индивидуальные беседы на интересующие детей темы. Или так называемые “Задушевные посиделки”, где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные). Эти минуты дружественной близости взрослых с ребенком неоценимы, воспринимаются ребенком как знак доверия и уважения.
- Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением её рисунками.
- Индивидуальные фото выставки (“Я маленький”, “Я играю”, “Я помогаю маме” и другое).
- Элементы аутотренинга ; игры-занятия в сухом бассейне, игры с песком и водой помогают детям расслабиться снять агрессию, получить заряд положительных эмоций, развивают уверенность в себе.
- программные занятия по развитию представлений об окружающем мире и о себе в младшем и среднем дошкольном возрасте.
- Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр (в группах собранны коллекции камней, ракушек, лошадок, игрушек из киндерсюрпризов, ключи, телефонные пластиковые карты с тематикой об Удмуртской Республике, календари по темам и многое другое).
- Персональные творческие выставки детей повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к творчеству. (У нас экспонировались работы детей по вышивке, живописи, лепке из теста, бисероплетению и другие).
- Этому же способствуют традиции празднования Дня именинника (с обязательным исполнением “Каравая” и добрыми пожеланиями и детскими подарками от каждого ребенка).
- Оформление детского гороскопа.
- Кружковая работа “Музыка в картинках”, Пальчиковые игры, “В гостях у бабушки”, “Топотушки” – помогают раскрытию индивидуальности и развития личных интересов детей.
- Интересен такой прием как коробочка добрых дел: это накопление фишек детьми (каждый ребенок в свою ячейку), за добрые дела, сделанные ими в течение месяца – это может быть: помощь товарищу, воспитателю, няне; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. За проступки – фишки теряются (отдаются обратно воспитателю). В конце месяца подводятся итоги, определяется I, II, III место – по количеству фишек, и вручаются призы (сладости и игрушки). Данный прием стимулирует детей к выполнению правил поведении, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.
- Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, ёмкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
- Внесение домашних игрушек .
- Наличие в группе разновеликих мягких игрушек включается как релаксационное средство.
- Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую корректировку.
2. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям мы проводим:
- Дидактические игры направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку).
- Чтение сказок разных народов.
- Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях
- Коллективные работы по изодеятельности.
- Гигиенические процедуры : растирание друг друга сухой варежкой.
- Коллективные дела (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного материала).
- Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. (Как мы отдыхали на даче, Как мы лепили снежный городок).
- Разбор ситуаций , которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
- Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
- Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно Паровозик, где в каждом вагончике есть места для фото каждого ребенка группы, зеркальная стена – из дисков СД) помогают почувствовать дух единства, важности всех и каждого.
3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
- Элементы психогимнастики на занятиях по изодеятельности, ознакомлению с окружающим.
- Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т.п..
- Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
- Игры драматизации .
- Театрализованный игры .
- Просмотр спектаклей,
- Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
4. Для развития социальных навыков у детей мы проводим:
- Дидактические игры (выбери что правильно, а что неправильно).
- Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
- Специальные игры на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.
- Игры тренинги “Спасаем друзей”, элементы сказкатерапии.
5. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
- занятие по экологии и по ОБЖ;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры природоведческого содержания;
- разбор ситуаций;
- просмотр спектаклей на экологические темы;
- акции (Посади цветок, покорми птиц);
- уход за растениями в уголке природы и на участке;
- трудовая деятельность (различные виды труда)
Для развития компетентности педагогов по данному вопросу мы организовали консультации “Формирование нравственного здоровья”, “Игры на формирование доброжелательных отношений между дошкольниками”, “Работа по ознакомлению детей с именем”, “Игры с агрессивными детьми”.
Педсоветы: “Обеспечение психофизического здоровья дошкольников”, “Учимся понимать друг друга”.
Подготовлены методические рекомендации для педагогов: “Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей раннего и младшего возраста”, “Как играть с гиперактивными детьми” и другие.
В результате проводимой работы дети, в своем большинстве, находятся в нашем детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности.
Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать.
Не для кого не секрет, что год от года увеличивается количество детей с трудностями в поведении, агрессивных, с синдромом дефицита внимания. Таким детям требуется помощь специалистов: психологов, врачей. Поэтому, естественно, с такими детьми очень непросто работать, необходимы особые педагогические умения и мастерство.
Целью всей данной работы является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим.
Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.