Современные подходы в образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современная школа – частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных отношений и научить их жить в современном обществе.

Приоритетным для начальной ступени образования является создание базовых условий для формирования компетентностей, существенных для успеха в самых разных сферах жизни любого человека и общества. Обладание теми или иными компетентностями делает человека успешным в социуме социально, экономически и личностно. [1]

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

“Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 г. все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием компетентностного подхода. Речь, прежде всего, идет о подходах развивающего обучения, впервые в мировой психолого-педагогической науке решающих задачу координированного развития практического интеллекта и теоретического мышления” [6].

В плане адаптации к новым условиям становится важным не только наличие самого знания, но и овладения технологиями, позволяющим найти оптимальный способ его получения.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий) [2].

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает реализацию как компетентностного, так и деятельностного подходов в обучении младших школьников, направленной на становление его сознания и личности в целом. В связи с этим значительное место на уроке должна занять продуктивная, поисковая или частично-поисковая деятельность детей. Только в ходе такой деятельности у школьников можно

формировать ключевые компетентности, т.е. готовить учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема. Наиболее эффективной в формировании умственных действий признается та форма, при которой способ действия не дается готовым, не предлагается в виде конкретного образца, а выводится детьми вместе с учителем, как обобщенное руководство для подобных случаев [3. С. 64].

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий” (далее УУД), обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Наиболее полно, на сегодняшний день, основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности обучающихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова.

Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД [8.] – это системно-деятельностный культурно-исторический подход, интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования. Виды универсальных учебных действий сгруппированы в четыре основных блока.

  1. Личностные.
  2. Регулятивные.
  3. Познавательные. (Общеучебные и логические)
  4. Коммуникативные.

Учитель начальных классов – это единственный специалист – педагог в средней школе, преподающий ни одну-две смежных дисциплины, а владеющий знаниями и методиками преподавания всего спектра учебных предметов. Поэтому учителю начальных классов (УНК) приходится синтезировать методические знания по отдельным дисциплинам в единый блок. Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности: в начальной школе реализуются многовариативные образовательные практики, которые требуют от УНК умения учить детей способам добывания знаний, формировать содержание их учебной деятельности, развивать мышление школьников, что требует от педагога существенных изменений традиционных педагогических практик. Сегодня становятся и добавляются к привычному для нас комплексу профессионально важных качеств педагога компоненты, которые до настоящего времени не выступали как решающе значимые: высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и методическая компетентность учителя. Таким образом, именно педагог становится ключевой фигурой модернизации российского образования. Её успешность во многом зависит от педагогической позиции учителя.

Так какая же педагогическая позиция учителя востребована современной социокультурной ситуацией и может способствовать обновлению содержания образования?

Требования к профессиональным и личностным качествам учителя.

Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания. Владеющий современными образовательными технологиями. Главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. (Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.) Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь. Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей. Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционными и инновационными технологиями. Мотивированный на работу с учащимися, относящийся к своей работе как к призванию. Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.

В связи с этим учитель должен эффективно использовать активные формы и методы обучения.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком “открытия” знаний [4. С. 11].

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе “Школа 2100”.

В основу образовательной программы “Школа 2100” и стандартов второго поколения положена деятельностная парадигма образования, которая выдвигает в качестве цели: “развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности”.

При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют “открытие” знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Это создание учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:1)  учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему; 3)  учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему [5.С. 77].

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности [5].

Задача учителя при компетентностном подходе состоит в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами “додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Цель проблемно-диалогической технологии - обучить самостоятельному решению проблем. Средство - открытие знаний вместе с детьми.

Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог? Регулятивные – умение решать проблемы. Коммуникативные – вести диалог Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

Успех в развитии ребенка, формировании интеллектуальных компетенций зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке, использовании развивающих, игровых технологий. В игре школьник не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а считает себя полноправным субъектом деятельности. Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по ОС “Школа 2100” в начальной школе [9] представлены в виде таблицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения по Образовательной системе “Школа 2100” в начальной школе – в виде таблицы [9].

Замысел уроков Субботиной Л.И. (Приложение 1), Харитоновой Н.М. (Приложение 2) заключался в том, чтобы актуализировать речевой опыт детей, способствовать расширению познавательных, коммуникативных и творческих компетенций. Уже на первом этапе организации восприятия, перед учителем возникает задача консолидировать восприятие, мыслительную и творческую деятельность всех детей класса. Для этого задаются вопросы проблемного характера. Вопросы выполняют следующие функции: мотивационную (использование технологии деятельностного метода обучения, создание познавательного интереса учащихся и положительного мотива деятельности); стимулирующую, которая зависит от разных уровней функционирования психики учащихся. На данных уроках создана творческая атмосфера сотрудничества, поиска, открытия. Учитель развивает способности работать с различными источниками информации, развивает навыки рефлексийной деятельности. Для этого используются следующие приемы: выбор заданий, комментирование, самооценка, умение корректировать, умение выслушивать пожелания, делать выводы, анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Технологии деятельностного, проблемно-диалогического обучения выступают важнейшими направлениями реализации компетентностного подхода в обучении и в формировании совокупности “универсальных учебных действий” поскольку являются:

результативными - обеспечивающие эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающими — позволяющие снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и “открытия” знаний.

Данные технологии носят общепедагогический характер, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходимы каждому учителю [5. С.89].

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе

Литература

1. Основная образовательная программа начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций //   Интернет-журнал "Эйдос". – 2005. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.

3. Давыдов В.В. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения // Начальная школа плюс До и После. – М.: Баласс, 2007. – №12. – С. 63–66.

4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2006. – 37 с.

5. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2004. – 528 с. 6. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях.- М., ГУ ВШЭ 2008, с.37 7. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2002. – 191 с.

8. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г.– руководитель группы, Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г.– standart.edu.ru/attachment.aspx?id=194

9. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования (ОС “Школа 2100”) А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова – [Электронный ресурс] www.school2100.ru/uroki/osn_programma/Programma_UUD_pravlennay.doc