Коррекция психических процессов у детей с ЗПР в условиях специализированного детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В настоящее время учеными доказано, что 98% детей появляются на свет с патологией развития.

Из практического опыта работы в должности учителя-дефектолога с 1995 года я могу сказать, что количество таких детей увеличивается с каждым годом, поэтому тема коррекции недостатков у детей с патологией развития становится все более актуальной.

У меня накопилось много материала: наблюдений за детьми с ЗПР, перспективных планов, конспектов занятий. Проблемы этих детей рассматривались мною с разных сторон и на разных уровнях:

  • Защитила педагогический проект на тему: “Взаимосвязь работы учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с ЗПР” в рамках курсов повышения квалификации в Томском филиале МГУ имени М.А. Шолохова (2008 год).
  • Выступила с докладом “Формирование этических норм и представлений в коррекционно-педагогической работе с детьми с ЗПР” на Межрегиональной научно-практической конференции “Проблемы модернизации образования: Опыт, состояние, перспективы”. Статья напечатана в первом томе сборника конференции (апрель 2008 года).
  • Участвовала в городском конкурсе методических разработок “Образование в Наукограде” с циклом занятий “Времена года” (2009 год).
  • Участвовала в областной конференции методических разработок по экологическому образованию и воспитанию (2010 год).
  • Участвовала в городском семинаре-практикуме в МОУ “Северская специальная (коррекционная) школа-интернат №195” с докладом “Коррекция психических процессов у детей с ЗПР в условиях специализированного детского сада”.

Дети с ЗПР часто физически ослаблены. У таких детей не формируется познавательный интерес к окружающей действительности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью.

Коррекция развития “особых” детей может быть компенсирована психолого-педагогическими средствами при определенных условиях, т.е. в специализированных детских учреждениях. Считаю, что необходимыми условиями для коррекции являются:

  • Создание обязательной предметно-развивающей среды (см. Приложение №1).
  • Комплексный подход, координация деятельности всех специалистов детского учреждения, а также выработка общих подходов к организации образовательно-воспитательного процесса.
  • Создание совместных перспективных планов учителя-дефектолога и воспитателя.
  • Использование принципов единства диагностики и коррекции; обязательное глубокое изучение личности ребенка.
  • Принцип анализа результатов диагностики и определение путей, методов обучения и воспитания (см. Приложение №2).
  • Составление индивидуальных программ развития каждого ребенка.
  • Принцип психологической помощи родителям, активного их привлечения к участию в коррекционной работе, вооружению их необходимыми знаниями (см. Приложение №3).

Мною разработан цикл занятий “Времена года”, который предназначен помочь детям с ЗПР расширить и закрепить знания о временах года, сформировать временные представления.

Я представляю в рамках фестиваля “Открытый урок” конспект комплексного занятия с детьми III года обучения “Здравствуй, Зимушка-зима”.

Тема: “Здравствуй, Зимушка-зима”.

Образовательные задачи:

  • закрепить знания о признаках зимы;
  • обучать согласованию прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; умению грамматически правильно строить предложения;
  • составлять небольшой связный рассказ по картине.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать мыслительные процессы: устойчивое внимание, память, элементы логического мышления;
  • совершенствовать общую мелкую моторику;
  • воспитывать элементы творческого воображения, отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе.

Ход занятия

I. Приветствие.

Доброе утро, небо!
Доброе утро, земля!
Доброе утро, солнце!
Доброе утро, вода!
Доброе утро, птички!
Доброе утро, рыбки!
Доброе утро, звери!
Доброе утро мне!
Доброе утро вам!
Доброе утро всем!

II. Пальчиковая гимнастика “Зимние забавы” (движение пальчиками по тексту):

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп, и спать легли.

III. Беседа:

- О каком времени года рассказывали наши пальчики? Почему?

- Чем занимаются дети зимой?

- Наши старые знакомые, девочка Таня и мальчик Ваня, собираются на прогулку. Помогите им одеться.

Упражнение “Поможем Тане с Ваней выбрать одежду” (картинки с зимней и летней одеждой).

- Назовите перечисленное одним словом? (Одежда)

- Какая одежда? (Зимняя)

IV. Артикуляция звука [Ш]

- Это чья песенка?

Включаю аудиозапись “Шум ветра”.

- Что вы услышали? (Шум ветра)

- Какую песенку поет ветер? (Ш-ш-ш-ш)

- Давайте с вами споем вместе.

V. Физминутка.

“Новоселье у зимы”

А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба,
А какой вышины?
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога,
А какой ширины?
Вот такой ширины!
Погляди на потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем
Выше топ-топ-топ.
Двери настежь отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп!
Мы войдем с поклоном низким:
Здравствуй, зимушка-зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
Здравствуй, зимушка-зима!

VI. Д/упражнение “Соберем зимнюю картинку” (из пазлов).

VII. Составление рассказа “Зимой в парке”.

Наступила зима. Девочка Таня и мальчик Ваня надели теплую зимнюю одежду, и пошли в парк на прогулку. Там на большом дереве они увидели кормушку. К кормушке прилетели синички, снегири, воробьи. Дети угощают птиц семечками. А Ваня принес белочке орешки.

Загадка:

Шапочка черная,
Кофточка желтая,
Шустрая певичка,
Птичка… (синичка).

Стихотворения о зиме:

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил,
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд,
И шапки на дома
Нахлобучила зима.
Пришла зимушка-зима
И ребятам принесла:
Шубки и валенки,
Рукавички маленьки.

VIII. Подвижная игра “Скажи наоборот” (с мячом).

Зима – лето;
Земля – небо;
День – ночь;
Холодный – горячий;
Большой – маленький;
Грязный – чистый;
Голодный – сытый;
Больной – здоровый;
Белый – черный.

- Зимой выпадает много снега. Из снега можно сделать горку, лепить пирожки. А что могут сделать из снега Таня с Ваней? (Снеговика)

IX. Д/упражнение “Кто быстрее слепит снеговика”.

(3 белых кружка разной величины, красная морковка, зеленое ведро, желтый шарф)

- Молодцы, вы быстро справились с заданием; а самым быстрым оказался…

X. Согласование существительных с прилагательным.

- Какие получились снеговики? (Красивые, белые)

- Какое ведро на голове снеговика? (Зеленое)

- Нос какой? (Красный)

- Шарф какой? (Желтый)

- Сколько снеговиков? (Пять)

XI. Д/упражнение “Чего не хватает”.

(Образец – снеговик без носа)

Каждому ребенку дается картинка без одной детали. Дети называют изображенное словом и дорисовывают недостающий элемент.

(Например: лопате – руку, зайцу – хвост, птичке – клюв, шапке – помпончик, к елке – иголочки.)

XII. Д/упражнение “Подбери пару” (ассоциация).

На фланелеграф выставляются картинки на зимнюю тему; дети подбирают им пару.

Девочка – санки;

Шарф – шапка;

Лыжи – палочки;

Клюшка – шайба;

Ёлка – игрушка;

Дед Мороз – мешок;

Снегирь – кормушка.

XIII. Д/упражнение “Помоги зайцу попасть в свое время года”.

Картинки (игрушки): белый заяц, серый заяц; зима, лето.

XIV. Итог.

- Кому мы помогали подобрать одежду?

- Куда ходили дети гулять?

- Кого они там кормили?

- В кого мы превращались?

- Кто у нас был самым быстрым?

XV. Релаксация под музыку.

Ложитесь на спинку, руки вдоль тела, ладони вверх, ножки расслабьте, закройте глаза и послушайте волшебную музыку.

Утром кот принес на лапах
Белый снег, белый снег.
Он имеет вкус и запах,
Белый снег, белый снег.
Он кружится легкий, новый
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Он улегся вдоль забора,
Прикорнул на фонаре.
Значит скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок.
Значит, скоро можно будет
Строить крепость во дворе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вагурина Л.М. Логические операции. – М.: “Карапуз”, 2002.
  2. Крепенчук О. Развиваем мышление детей 4-5 лет. Серия: “Скоро в школу”, 2002.
  3. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста: Уч.-методическое пособие-конспект / Худ. И.Ф.Дукк. – 48 с. + цв. вкл. 16 с.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.
  5. Шипицына Л.М.; Химко А.А.; Галлямова Ю.С.; Демьянчук Р.В.; Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под научной редакцией профессора Л.М.Шипицыной. -СПб:. “Речь”. 2003-240 стр.