На пороге нового века существенно изменился контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, новым методам обучения иностранному языку.
По словарю В.Даля “Речь - это что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова, в коих есть известный смысл…”. Поэтому, на мой взгляд, перед учителем стоит главная задача – развитие речи учащихся, не только на уроках литературы и русского языка, но и на уроках иностранного.
Усложнение речевого опыта ребенка происходит благодаря усвоению новых языковых средств, с помощью которых он учится формулировать свои высказывания в процессе обучения. Использование слов иностранного языка для обозначения знакомых предметов и явлений окружающего мира позволяет ребенку осознать возможность существования иной языковой системы, отличной от родной. И это позволяет привлечь его внимание к существованию различий в бытовых явлениях родного и иностранного языков.
Изучение иностранных языков в младшем школьном возрасте характеризуется рядом важных преимуществ, связанных с различными возможностями организации обучения. В первую очередь в процессе обучения в школе, речевые навыки и умения формируются на ''устной основе", т.е. значительное количество информации усваивается детьми с опорой на слуховое восприятие и воображение. И лишь незначительная ее часть опирается на средства наглядности и различные средства обучения (игрушки, предметы, пособия и материалы). Аппликацию, лепку, рисование также можно использовать на уроках иностранного языка. Использование такой практической деятельности в обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста способствует усилению коммуникативной направленности уроков по немецкому языку, создает условия для формирования творческой, нравственной личности.
Вид изобразительной деятельности - рисование, активизирует воображение и творчество детей, вызывает определенный эмоциональный настрой. Темы для рисования могут быть самыми разнообразными и средства для рисования берутся самые различные. Перед рисованием необходимо создать эмоциональный настрой, активизировать воображение, творчество. Например, по теме “Моя семья” дети изображают членов своей семьи и делают подписи на рисунке на немецком языке. А после прочтения стихотворения “Punkt, Punkt, Komma, Strich…” рисуется веселый человечек, который затем “одевается в костюм”. Так, усвоенная ранее лексика “Цвет”, позволяет говорить о цвете предметов одежды. “Карнавальный костюм”, который учащиеся рисуют в четвертом классе, позволяет спорить о выборе данного костюма. Повторение названий предметов одежды связано и с обсуждением времен года и погоды. Используя бумажные куклы, можно устроить показ моды. В процессе обучения ранее усвоенная учащимися лексика дополняется определенным количеством лексических единиц данной тематической группы и вступает в новые взаимосвязи с другими лексическими единицами. По рисунку “Мой день рождения”, где изображается праздничный стол, ребята называют на немецком языке блюда и напитки. Также учащиеся рисуют на тему “Школа”, “Классная комната”, “Классный уголок”.
Когда речь идет о временах года необходимо отметить о времени созревания фруктов и овощей, которые можно изготовить из пластилина. Одновременно идет совершенствование умения учащихся использовать в речи лексические единицы, обозначающие размер и форму овощей, а данные речевые образцы пригодятся для игры “в магазин”. И, конечно же, у детей младшего школьного возраста происходит развитие мелкой моторики рук.
Работа с аппликацией проводится при изготовлении поделки “Рождественский сапог” перед празднованием Рождества. Также идет использование в речи лексических единиц, обозначающих цвет, размер, форму. С особым интересом и желанием дети готовят поздравительные открытки на Рождество, Новый год, адресуя их своим одноклассникам. После корректировки творческих работ учителем рекомендуется провести выставку.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает также такие неречевые средства, как жесты, мимику, пантомимические движения, которые могут усилить или ослабить впечатление от устной речи. На роль невербальной коммуникации обращают внимание многие авторы, занимающиеся проблемой общения. Они утверждают, что с помощью жестов передается различное отношение к информации, тогда как с помощью слов - только сама информация. Иногда жесты могут заменять слова. Вербальные компоненты разговора составляют 35%, а невербальные - 65%.
Считается, что жесты и движения, которые мы используем в процессе общения с другими людьми, - это наш “второй язык”. Обращается внимание и на роль мимических средств общения, которые способствуют пониманию эмоционального состояния партнера по общению, несут дополнительную информацию. Экспериментально установлено, что не менее 10–15% информации теряется при “неподвижном или невидимом лице” партнера по общению. Жестикуляция и мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах - все это позволяет взять из сообщения больше, чем несет собственно вербальный текст. Например, в процессе игры “Отгадай животное” ученик создает образ действием. Выбрав карточку с названием животного, учащийся показывает его с помощью жестов и мимики. Одноклассники должны отгадать и назвать, о ком идет речь. Таким образом, проявляется фантазия ребенка, ярко выражаются эмоции, проявляется игровые навыки и творческая самостоятельность.
Использование неречевой деятельности в обучении иностранному языку создает у младших школьников прочную лексико-грамматическую основу речи, обеспечивает активное и заинтересованное их участие в процессе обучения. Также оказывает благоприятное влияние на развитие психики ребенка, и, в частности, на обогащение его интеллекта. Все это, в свою очередь, обусловливается активизацией основных познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения. Творческая практическая деятельность помогает развивать у каждого учащегося способность к сопереживанию, а также помогает воспитывать желание помочь своим одноклассникам.