ЦЕЛИ:
- Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
- Сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
ЗАДАЧИ:
образовательные:
- Отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД
- Работать над правильным употреблением предлогов в устной речи
- Сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова
- Подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами
развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление
- Расширять словарный запас
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
- Развивать монологическую речь
- Учить детей правильно и логично излагать свои мысли
- Развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов
воспитательные:
- Воспитывать культуру коммуникации
- Формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества
коррекционная:
- Устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка "Игра в прятки", изображение куба и шара, схематическое изображение предлогов в разных положениях на количество детей, схемы предложений с изображением предлога, раздаточный материал "Читаем по картинкам", раздаточный игровой материал, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Создание положительно-эмоционального настроя на занятие.
Упражнение "Как живешь?"
Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания:
- Упражнение "Песенка гласных". "Песенка гласных"
- Песенка гласных музыкой льется А-А-А,
- Может заплакать и застонать О-О-Ы-Ы,
- Может качать в колыбельке Аленку А-А-А
- Могут взлететь высоко в высоту А-О-И-У.
Развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики рук.
II. Целевая установка. Разрешение игровой ситуации - как самостоятельное открытие детей, подведение к лексической теме занятия, с обязательной постановкой проблемы
Раздать детям игровой материал с изображением зайца и лисы (рисунок).
Педагог:
- В лесу маленькие глупые зайчата не послушали маму и убежали далеко от своего дома. Помогите им спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчика к месту, куда он хочет прятаться, согласно оставленной им записке (слайд №3)
- Как вы догадались, куда именно хотел спрятаться зайчик от лисы?
Дети:
- Мы прочитали записочки от зайчика.
Педагог:
- А какое слово вам помогло спрятать его от хищника?
Дети:
- Маленькие слова, которые были записаны.
Педагог:
- А что это за слова?
Дети затрудняются дать ответ, так как тема новая. С этой целью педагог предлагает выполнить следующее задание
Педагог:
- Ребята, сказка "Колобок" вам хорошо известна, но не известна тема сегодняшнего занятия, идите по дорожке колобка, от избушки к зайцу, и вы название темы (слайд №4)
Дети:
- Мы прочитали слово ПРЕДЛОГ.
Педагог:
- Скажите, вам когда-нибудь приходилось слышать такое слово "ПРЕДЛОГ" (слайд №5), знаете ли вы что это такое?
Дети:
- Нет?
Педагог:
- Тогда предлагаю послушать вам грамматическую сказку "Ссора предлогов со всеми словами" (слайд №6)
"Жили-были в одном из городов Морфологии Предлоги - маленькие слова: НА, В, ИЗ, ПОД. Были они такие драчуны и забияки, что в один прекрасный день так сильно поссорились с другими словами, то те очень обиделись на задир.
Когда предлоги хотели стоять рядышком практически вместе с другими словами (показать со схемами), то они отодвигались от них далеко. Предлоги тоже обиделись на другие слова. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.
Так предлоги стали отдельными маленькими словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора, решили записать в книгу Правил такое событие, ставшее потом правилом: предлог - это маленькое слово и с другими словами пишется отдельно" (слайд №7)
Педагог:
- Что такое предлог?
Дети:
- Это маленькое слово.
Педагог:
- Кто перескажет сказку? Какое новое правило мы узнали из сказки?
Дети:
- Мы узнали, что предлог это маленькое слово и пишется отдельно от других слов.
Педагог:
- Конечно, ведь все слова вполне самостоятельные, однако без предлогов не уедешь далеко.
- А теперь вам стало понятно, какие слова вам помогли спрятать зайца от лисы?
Дети:
- Да, нам помогли маленькие слова - предлоги.
Дети самостоятельно делают вывод о том, какое слово им помогли спрятать зайчонка от лисы
III. Практическая деятельность.
Педагог:
-Так как называется тема нашего сегодняшнего занятия?
Дети:
- "ПРЕДЛОГ"
Дети записывают тему в тетрадь
Педагог:
- Почему без предлогов никуда не уедешь? Для чего они нужны, в чем их необходимость?
Дети:
- ??????
Педагог:
- Пока не знаете? Ничего страшного мы ведь только учимся!
Педагог раздает конверты детям с заданием "Сложить" предложение.
- Предлагаю выполнить задание. Составьте предложение из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом, в котором слова "потеряли" свое место, то есть предложение "разбилось", нужно "помочь" найти словам свое место. "Сложить" предложение:
- "Столе, лежит, на, книга";
- "Высокие, лесу, сосны, растут, в",
- "Автобуса, из, вышел, Ваня",
- "В, карандаш, лежит, коробке",
- "Мышка, из, норки, вылезла",
- "Воробей, на, сидит, крыше".
Педагог:
- Вы помогли найти словам свое место?
Дети:
- Да.
Педагог:
- Что у вас получилось?
Дети:
- Предложение.
Педагог:
- Докажите, что это предложение.
Дети:
- Это предложение, потому что оно состоит из слов, а они связаны между собой по смыслу.
Педагог:
- Какое первое слово, второе, третье, четвертое и т.д.?
- Как пишутся слова в предложении?
Дети:
- Отдельно.
Педагог:
- Молодцы, раз вы справились со своим заданием, то с легкостью поможете и мне составить предложение (слайд №8 "Сломанное предложение")
Дети:
- Высоко в небе плывут облака. Облака плывут высоко в небе.
Педагог:
- А теперь, попробуйте, уберите маленькое слово, и заново прочтите то предложение, которое вы составили раннее. Получилось?
Дети:
- Нет.
Педагог:
- А что произошло? Почему?
Дети самостоятельно делают вывод:
- Без предлога предложение получилось бессмысленным, потому что предлог служит для связи слов в предложении, объединяет его.
Педагог:
- Правильно, ребята, предлог объединяет и связывает слова в предложении.
IV. Динамическая пауза.
- Здравствуй, зайчик, как живешь?
- Как ты зиму проведешь?
- Буду я зимой скакать.
- И кору осин глодать.
- Здравствуй, лисонька - лиса.
Ненаглядная краса.
- Как ты, лисонька, живешь?
- Как ты зиму проведешь?
- Буду бегать по лесам.
- Буду бегать по горам.
- И под елку загляну.
- Может, зайчика найду.Жест "Здороваться".
Вопросительный жест.
"Пальчики бегут".
Жест "Царапает"
Упражнение "Ладошка-собачка"
Жест "Здороваться".
Вопросительный жест.
Упражнение "Дерево".
Упражнение "Горка".
Упражнение "Бинокль".
Упражнений "Зайчик".
V. Работа в тетрадях.
Педагог:
- Аккуратно отодвиньте составленные предложения в сторону, чтобы дальше работать в тетрадях. Запишите получившееся предложение в тетрадь. Выделите маленькое слово - предлог квадратиком. Сосчитайте, сколько слов в предложении получилась?
- Посмотрите, как можно будет составить схему предложения с предлогом. Дети составляют схему своего предложения у себя в тетрадях
(слайд №9)
VI. Пальчиковая гимнастика "Сороконожки".
VII. Упражнение на развитие памяти и внимания.
Педагог:
- Внимательно рассмотрите картинку в течение 30-50 секунд (слайд №10).
Педагог закрывает слайд:
- Кто был изображен на рисунке?
- Как вы думаете, в какую игру играют друзья?
- Кто водит? А кто не играет в прятки?
Совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи (слайд №11)
Логопед предлагает детям еще раз рассмотреть картинку "Игра в прятки".
Педагог:
- Составьте рассказ по этой картине.
Дети составляют рассказ, где приветствуется творческое рассказывание
Педагог:
- Составьте предложение о каждом отдельном персонаже, который изображен на картинке.
Дети:
1 ученик:
- Мишка спрятался под столом.
2 ученик:
- Рыжий Лисенок спрятался за шкафом.
Дети составляют предложение и записывают их в тетрадь, выделяя предлог квадратиком.
Педагог с помощью наводящих вопросов и рассуждений, дает возможность понять детям, что предлог управляет, то есть показывает, где находится предмет.
- Ребята, ответьте на вопрос, кто спрятался ВНУТРИ шкафа?
Дети:
- Заяц.
Педагог:
- Какой предлог заменило слово "ВНУТРИ"?
Дети:
- В.
Педагог:
- А, если я скажу, что Мишка спрятался ВНИЗУ стола, какой предлог я заменила?
Дети:
- ПОД.
Также проводится работа со словом НАВЕРХУ.
Педагог:
- Вот, посмотрите (в руках у педагога куб и шар). Я ставлю шарик на куб, где находится шар?
Дети:
- НАВЕРХУ.
Педагог:
- Какой предлог, то есть маленькое слово показывает, где находится предмет?
Дети:
- НА
Дети с кубиком и квадратиком на практическом уровне отрабатывают предлоги, с целью развития пространственного ориентирования, манипулируя с предметами по инструкции педагога
Педагог демонстрирует (слайд №12)
- Шарик находится ВНИЗУ куба, где шарик?
Дети:
- ПОД кубиком.
Педагог:
- Шарик ВНУТРИ кубика, где кубик?
Дети:
- В кубике.
Педагог:
- Шарик НАВЕРХУ кубика, где куб?
Дети:
- НА кубике.
Педагог:
- Значит, какой можно сделать вывод?
Дети:
- Предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предмета (слайд №13)
Педагог:
- Да, предлог указывает на местонахождение предмета.
Показать (слайд №14 "Маша и три медведя") для закрепления темы занятия в котором нужно прочитать сказку по картинкам и вставить потерянные предлоги, которые подходят по смыслу.
VII. Итог занятия. Эмоциональная рефлексия
Дети фиксируют в речи:
- Что нового вы узнали на занятии? - Что именно?
- Что такое предлоги?
- Какие бывают предлоги?
- Для чего они нужны?
Дети фиксируют эмоции:
- Какое задание понравилось больше всего, почему?
- Все ли вам было понятно? Если не все поняли, покажите черный шарик грусти, если все понятно, покажите желтый квадратик радости.
Молодцы (слайд №15), но самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предмета.