Организация и проведение эколого-краеведческой игры "Мой край родной"

Разделы: Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


В настоящее время проблемы окружающей среды, обеспечения экологической безопасности приобрели глобальный характер, от их решения зависят не только условие жизни населения, развития экономики, но и само существование настоящего и будущих поколений.

В связи с этим становится всё более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения. По мнению учёных, экологическое воспитание и образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека являются одной из самых важных категорий в системе ценностей.

Особое значение экологические знания и умения имеют для жителей неблагоприятных территорий. К их числу принадлежит и Кузбасский промышленный регион. Наш край богат разнообразными природными сокровищами: это и огромное множество полезных ископаемых, и лесные ресурсы, и водные ресурсы, и уникальные рекреационные территории. Но, к сожалению, хозяйственная деятельность человека беспощадна к этим богатствам.

В сложившейся ситуации круг экологических проблем логически смыкается с целями и задачами экологического воспитания и образования. Одним из важнейших путей решения этих проблем является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, формирование экологического мышления, экологической культуры в целом.

Для того чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к природе родного края необходимо использовать наиболее увлекательные формы работы. Одной из таких форм является игра.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект обучающихся.

Актуальность проведения игр такого плана, как "Мой край родной" заключается в необходимости формирования экологически грамотной и культурной личности, неравнодушной к экологическим проблемам своей Родины.

Новизной данной игры можно считать использование различных приемов работы, а также использование ИКТ в процессе самой игры, что усиливает познавательную активность обучающихся.

Цель проведения эколого-краеведческой игры: активизация краеведческой и природоохранной деятельности обучающихся образовательных учреждений города.

Задачи: привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны природы малой родины; выявить уровень краеведческих знаний обучающихся; воспитывать нравственно-патриотические чувства у обучающихся.

Для проведения игры необходимо следующие оборудование и материалы:

  • мультимедийная доска (или экран) и мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация (презентация),
  • карточки с кроссвордами,
  • карточки с названиями городов,
  • карточки с буквами "а", "б", "в",
  • карточки с заданиями для конкурса капитанов (по количеству команд),
  • чистые листы бумаги,
  • ручки.

Одновременно в игре могут участвовать 5-6 команд по 6 человек. Игра рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (6 - 8 классы). Время игры - 45-50 минут. Ход игры спланирован так, чтобы в процессе проведения отдельных этапов конкурса у жюри было время подвести итоги предыдущих, не затрачивая на это дополнительное время.

Игра "Мой край родной" сочетает в себе различные задания на знание природы и экологической обстановки Кемеровской области. В игре присутствуют тестовые задания (выбор правильного ответа и на установление соответствия), задание на решение кроссворда, творческие задания.

Эколого-краеведческая игра "Наш край родной" предназначена для проверки усвоения знаний обучающихся о родном крае. Данной игрой могут пользоваться в своей работе педагоги дополнительного образования детей, учителя биологии, географии, классные руководители и заместители директоров ОУ по воспитательной работе Кемеровской области для проведения внеклассных мероприятий.

Игра дает результат только тогда, когда обучающиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность.

Эколого-краеведческая игра "Наш край родной"

Цель: активизация краеведческой и природоохранной деятельности обучающихся образовательных учреждений города.

Задачи: привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны природы малой родины; выявить уровень краеведческих знаний обучающихся; воспитывать нравственно-патриотические чувства у обучающихся.

Оборудование и материалы: мультимедийная доска (или экран и мультимедийный проектор), мультимедийная презентация (Презентация), бланки для ответов к каждому туру, чистые листы бумаги, ручки.

Ход игры

Ведущий: Мы рады приветствовать вас, ребята, на нашей игре. Сегодняшняя игра посвящена Кемеровской области - нашей малой родине. Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн. Кузбасский регион, Земля Кузнецкая: Названия разные, но территория одна, это наша с Вами малая Родина, где мы с Вами родились, учимся, трудимся, а часто здесь живем всю жизнь. Она у нас одна на всех. Где бы мы с Вами ни были, мы с тоской вспоминаем нашу речку или озеро, холмы или горы, свое село или город:. Но нужно не только любить свою Родину, но и знать её природные богатства, уникальные места, природные достопримечательности. В ходе игры мы выясним на сколько хорошо вы знаете природу и экологическую обстановку родного края.

Представление жюри.

Для начала давайте проведём небольшую разминку - немного разогреемся. Результаты разминки в общем зачёте не учитываются.

Разминка:

  1. Дата образования Кемеровской области. (26 января 1943 года)
  2. Площадь Кемеровской области. (95,5 тыс. км2)
  3. Какова длина границ области.(2520 км)
  4. Учёный, давший имя Кузбасс. (Чихачёв Петр Александрович, 1842г.)
  5. Первооткрыватель кузнецких углей. (Михайло Волков, 1721г.)
  6. Самые древние растения родного края, послужившие основой образования каменного угля. (Хвощи, плауны, папоротники)
  7. Самая высокая горная вершина нашей области (гора Верхний Зуб (Кузнецкий Алатау) 2178 м)
  8. Что за "ледяная гора" в Горной Шории? (гора Пустаг (Мустаг) (Горная Шория) 1570 м)
  9. Самое большое по площади водного зеркала озеро в Кузбассе? (Большой Берчикуль)
  10. Самое глубокое естественное озеро нашего края. (Среднетерсинское)

Ведущий: Большое спасибо за ваши ответы, а теперь перейдём к нашей конкурсной программе.

1 тур. Географическое положение Кемеровской области

Ведущий: Перед вами контурная карта Кемеровской области. Субъекты Российской Федерации, с которыми граничит наша область, обозначены цифрами. За 1 минуту напишите названия каждой из этих территорий (ответы сдаются жюри).

2 тур. Полезные ископаемые.

Ведущий: Недра нашего края очень богаты и разнообразны. В нашей области открыты и разрабатываются месторождения различных полезных ископаемых. В карточках изобразите значками месторождения каких полезных ископаемых найдены в нашей области:

  • в Кузнецком Алатау
  • в Горной Шории
  • в Салаирском кряже
  • в Кузнецкой котловине

3 тур. Кроссворд "Реки моей области"

Ведущий: Рек, речек, речушек в нашей области более 32 000. А сможете ли вы назвать наиболее известные из них.

  1. Название этой реки в переводе с шорского языка значит "скалистая" (Кия).
  2. К бассейну этой реки относятся реки нашей области. (Обь).
  3. Самая грязная река области. (Иня)
  4. Приток Томи в переводе с кетского значит "холодная река". (Тайдон)
  5. Главная водная артерия Кемеровской области. (Томь)
  6. Самая порожистая река области, её название переводится с шорского, как "кедровая река". (Мрассу)
  7. Река, которая берёт начало в городе Киселёвск, протекает по территории города Прокопьевска и впадает в реку Томь в городе Новокузнецке. (Аба)
  8. Самый длинный приток Томи. (Кондома)

Конкурс капитанов. Животные, занесенные в Красную книгу.

Ведущий: А сейчас мы приглашаем капитанов каждой из команд для проведения конкурса капитанов. Наша область богата различными видами животных, но некоторые из них, к сожалению, находятся на грани исчезновения. Мы предлагаем капитанам вспомнить и дописать названия редких животных.

Млекопитающие:

  • Обыкновенный у _ _ н (ушан)
  • Сибирская к _ _ _ _ _ а (кабарага)
  • Речная в _ _ _ а (выдра)

Птицы

  • Серая _ _п _ я (цапля)
  • О _ _ _н-бе _ _ _ _ост (Орлан-белохвост)
  • Б _ _ _ут (беркут)

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ И ЗЕМНОВОДНЫЕ

  • Узорчатый п _ _ _ з (полоз)
  • Сибирский у _ _о _ _ б (углозуб)
  • Обыкновенный т_ и_ _н (тритон)

РЫБЫ

  • Сибирский о _ _ _р (осетр)
  • Та _ _ _ _ь (таймень)
  • Г _ _ _ц сибирский (голец)

4 тур. Охраняемые территории.

Ведущий: Определите, о каком уникальном месте Родного края идёт речь. В вашем раздаточном материале есть бланк для ответов. Этот тур будет проходить в виде теста. На экране вы увидите вопрос и три варианта ответа к нему, в бланк нужно вписать только одну букву ответа к каждому вопросу. Преступим.

  1. Этот район расположен в Чебулинском районе, на правом берегу реки Кии. Здесь находятся озёра Большой и Малый Базырег, на болотах гнездятся красные утки - огари, серые цапли, появляются фламинго, белые цапли, орланы-белохвосты и другие птицы. В 1995 году обнаружено кладбище динозавров.
    1. Томская писаница
    2. Черневая тайга
    3. Шестаково
  2. Эта охраняемая территория находится в центральной части самого высокого горного массива нашего края. Богат и разнообразен её животный и растительный мир, многие представители занесены в Красную книгу:
    1. Черневая тайга
    2. Заповедник "Кузнецкий Алатау"
    3. Шорский национальный парк
  3. На Юге нашей области для сохранения уникальных природных комплексов, а также для проведения научно-исследовательских работ, и организации спортивно-оздоровительного отдыха создан:
    1. Кузедеевский липовый остров
    2. Заповедник "Кузнецкий Алатау"
    3. Шорский национальный парк
  4. В эпоху неолита на берегах реки Томи появились наскальные рисунки древнего человека с изображениями животных, человека и его охоты, которые признаны ныне шедеврами мирового искусства:
    1. Черневая тайга
    2. Томская писаница
    3. Таштагольский заказник
  5. Это единственное в Сибири место, где в горной черневой тайге сохранились представители растительности третичного периода. Тогда климат был более теплый, и здесь росли широколиственные леса. В 1881 году этот памятник природы был открыт и описан профессором ботаники Томского университета П.Н. Крыловым:
    1. Черневая тайга
    2. Липовый остров
    3. Горскинский заказник
  6. Своё название заказник получил от реки, в бассейне которой он расположен. Это первый заказник, который был создан в целях охраны и воспроизводства бобра. Кроме бобров на территории заказника живут лоси, сибирские косули, рыси, росомахи, лисы, иногда заходят волки. Есть медведи, выдры, норки, колонки, горностай, белки, зайцы-беляки:
    1. Антибесский заказник
    2. Таштагольский заказник
    3. Бельсинский заказник
  7. Памятник природы площадью 101 га, расположен в Таштагольском районе. Эталонный, ненарушенный хозяйственной деятельностью, участок коренной растительности Кузбасса, нуждающийся в охране на региональном уровне:
    1. Черневая тайга
    2. Липовый остров
    3. Томская писаница.

5 тур. Растения, занесённые в Красную книгу Кузбасса.

Ведущий: А сейчас давайте вспомним редкие растения Кемеровской области. Отвечать нужно также как и в прошедшем туре.

  1. Везде, где растет этот цветок, он охраняемый и редкий. Эти растения называют ещё северной орхидеей, так как, другие, более пышные виды орхидных растут гораздо южнее. Свое название растение получило из-за красивого и необычного цветка:
    1. Рододендрон золотистый
    2. Венерин башмачок
    3. Родиола розовая
  2. В разных местах его зовут по-своему: волосатик, мохнатик, черногорка, стародубка, горицвет. Распускается он ранней весной на склонах пригорков, хорошо прогреваемых солнцем. Это старинное народное лекарственное средство:
    1. Адонис
    2. Флокс сибирский
    3. Таволга городчатая
  3. Родовое название образовано от греческого слова, в переводе означает - "целительный", "врачующий". В народе он известен под названием Марьин корень. Его корни считают одним из целебнейших средств. В научной медицине используют настойку в качестве успокоительного средства:
    1. Лопух войлочный
    2. Пион уклоняющийся
    3. Рогоз
  4. У русского народа растение это известно под именем Одолень-трава, корень которого будто бы способен одолевать болезнь и нечистую силу. Это водное, многолетнее растение. Цветки крупные, до 20 см в диаметре. Они имеют особенность: днём на воде нежится, и все им любуются, а вечер настанет - ныряет с головой под воду:
    1. Башмачок крупноцветковый
    2. Водосбор сибирский
    3. Кувшинка чисто-белая
  5. С наговорами, с причитаниями уходили в старину травознаи в леса и луга за подснежным тюльпаном. На Руси этот цветок называли сон трава. Свежим соком этой травы в Сибири растирались от ревматизма, а живописцы в старину получали из её цветков зелёную краску:
    1. Вероника перистая
    2. Прострел Турчанинова
    3. Тюльпан поникающий
  6. Название этого растения - тюркское. По-русски его называют "царскими кудрями". Луковицы растения употребляют в пищу. Они содержат большое количество питательных веществ:
    1. Кровохлёбка
    2. Лилия-саранка
    3. Девясил высокий

6 тур. Города Кемеровской области.

Ведущий: Наш край - промышленный. В городах сосредоточены добыча полезных ископаемых и производство. Вследствие этого воздух, воды, почвы крупных городов очень загрязнены. Найдите в раздаточном материале бланк ответов для этого тура. На экране будет написан список из семи городов нашей области, я буду зачитывать вам различные характеристики экологического состояния этих городов, вам нужно соотнести города и услышанные характеристики и вписать в бланк ответов номера городов. Будьте внимательны, к одной характеристике может относиться несколько городов:

  1. Мариинск
  2. Салаир
  3. Киселёвск
  4. Прокопьевск
  5. Новокузнецк
  6. Кемерово
  7. Белово
  1. Город с катастрофическим загрязнением атмосферы. (5)
  2. Города с большим уровнем пылевого загрязнения. (3, 4)
  3. Города с низким уровнем загрязнения воздуха. (1, 2)
  4. Города с большим химическим загрязнением воздуха. (6, 7)

7 тур. Творческий конкурс.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги предыдущих конкурсов, вам предлагается заключительное задание. За 7 минут вам необходимо продумать и написать ответ на вопрос: "Чем мы можем помочь природе своей области?".

По истечении отведенного времени капитаны команд зачитывают свои сочинения.

Подведение итогов. Награждение победителей