В настоящее время проблемы окружающей среды, обеспечения экологической безопасности приобрели глобальный характер, от их решения зависят не только условие жизни населения, развития экономики, но и само существование настоящего и будущих поколений.
В связи с этим становится всё более актуальным развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения. По мнению учёных, экологическое воспитание и образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, так как сохранение среды обитания и здоровья человека являются одной из самых важных категорий в системе ценностей.
Особое значение экологические знания и умения имеют для жителей неблагоприятных территорий. К их числу принадлежит и Кузбасский промышленный регион. Наш край богат разнообразными природными сокровищами: это и огромное множество полезных ископаемых, и лесные ресурсы, и водные ресурсы, и уникальные рекреационные территории. Но, к сожалению, хозяйственная деятельность человека беспощадна к этим богатствам.
В сложившейся ситуации круг экологических проблем логически смыкается с целями и задачами экологического воспитания и образования. Одним из важнейших путей решения этих проблем является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, формирование экологического мышления, экологической культуры в целом.
Для того чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес к природе родного края необходимо использовать наиболее увлекательные формы работы. Одной из таких форм является игра.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект обучающихся.
Актуальность проведения игр такого плана, как "Мой край родной" заключается в необходимости формирования экологически грамотной и культурной личности, неравнодушной к экологическим проблемам своей Родины.
Новизной данной игры можно считать использование различных приемов работы, а также использование ИКТ в процессе самой игры, что усиливает познавательную активность обучающихся.
Цель проведения эколого-краеведческой игры: активизация краеведческой и природоохранной деятельности обучающихся образовательных учреждений города.
Задачи: привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны природы малой родины; выявить уровень краеведческих знаний обучающихся; воспитывать нравственно-патриотические чувства у обучающихся.
Для проведения игры необходимо следующие оборудование и материалы:
- мультимедийная доска (или экран) и мультимедийный проектор,
- мультимедийная презентация (презентация),
- карточки с кроссвордами,
- карточки с названиями городов,
- карточки с буквами "а", "б", "в",
- карточки с заданиями для конкурса капитанов (по количеству команд),
- чистые листы бумаги,
- ручки.
Одновременно в игре могут участвовать 5-6 команд по 6 человек. Игра рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (6 - 8 классы). Время игры - 45-50 минут. Ход игры спланирован так, чтобы в процессе проведения отдельных этапов конкурса у жюри было время подвести итоги предыдущих, не затрачивая на это дополнительное время.
Игра "Мой край родной" сочетает в себе различные задания на знание природы и экологической обстановки Кемеровской области. В игре присутствуют тестовые задания (выбор правильного ответа и на установление соответствия), задание на решение кроссворда, творческие задания.
Эколого-краеведческая игра "Наш край родной" предназначена для проверки усвоения знаний обучающихся о родном крае. Данной игрой могут пользоваться в своей работе педагоги дополнительного образования детей, учителя биологии, географии, классные руководители и заместители директоров ОУ по воспитательной работе Кемеровской области для проведения внеклассных мероприятий.
Игра дает результат только тогда, когда обучающиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность.
Эколого-краеведческая игра "Наш край родной"
Цель: активизация краеведческой и природоохранной деятельности обучающихся образовательных учреждений города.
Задачи: привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны природы малой родины; выявить уровень краеведческих знаний обучающихся; воспитывать нравственно-патриотические чувства у обучающихся.
Оборудование и материалы: мультимедийная доска (или экран и мультимедийный проектор), мультимедийная презентация (Презентация), бланки для ответов к каждому туру, чистые листы бумаги, ручки.
Ход игры
Ведущий: Мы рады приветствовать вас, ребята, на нашей игре. Сегодняшняя игра посвящена Кемеровской области - нашей малой родине. Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн. Кузбасский регион, Земля Кузнецкая: Названия разные, но территория одна, это наша с Вами малая Родина, где мы с Вами родились, учимся, трудимся, а часто здесь живем всю жизнь. Она у нас одна на всех. Где бы мы с Вами ни были, мы с тоской вспоминаем нашу речку или озеро, холмы или горы, свое село или город:. Но нужно не только любить свою Родину, но и знать её природные богатства, уникальные места, природные достопримечательности. В ходе игры мы выясним на сколько хорошо вы знаете природу и экологическую обстановку родного края.
Представление жюри.
Для начала давайте проведём небольшую разминку - немного разогреемся. Результаты разминки в общем зачёте не учитываются.
Разминка:
- Дата образования Кемеровской области. (26 января 1943 года)
- Площадь Кемеровской области. (95,5 тыс. км2)
- Какова длина границ области.(2520 км)
- Учёный, давший имя Кузбасс. (Чихачёв Петр Александрович, 1842г.)
- Первооткрыватель кузнецких углей. (Михайло Волков, 1721г.)
- Самые древние растения родного края, послужившие основой образования каменного угля. (Хвощи, плауны, папоротники)
- Самая высокая горная вершина нашей области (гора Верхний Зуб (Кузнецкий Алатау) 2178 м)
- Что за "ледяная гора" в Горной Шории? (гора Пустаг (Мустаг) (Горная Шория) 1570 м)
- Самое большое по площади водного зеркала озеро в Кузбассе? (Большой Берчикуль)
- Самое глубокое естественное озеро нашего края. (Среднетерсинское)
Ведущий: Большое спасибо за ваши ответы, а теперь перейдём к нашей конкурсной программе.
1 тур. Географическое положение Кемеровской области
Ведущий: Перед вами контурная карта Кемеровской области. Субъекты Российской Федерации, с которыми граничит наша область, обозначены цифрами. За 1 минуту напишите названия каждой из этих территорий (ответы сдаются жюри).
2 тур. Полезные ископаемые.
Ведущий: Недра нашего края очень богаты и разнообразны. В нашей области открыты и разрабатываются месторождения различных полезных ископаемых. В карточках изобразите значками месторождения каких полезных ископаемых найдены в нашей области:
- в Кузнецком Алатау
- в Горной Шории
- в Салаирском кряже
- в Кузнецкой котловине
3 тур. Кроссворд "Реки моей области"
Ведущий: Рек, речек, речушек в нашей области более 32 000. А сможете ли вы назвать наиболее известные из них.
- Название этой реки в переводе с шорского языка значит "скалистая" (Кия).
- К бассейну этой реки относятся реки нашей области. (Обь).
- Самая грязная река области. (Иня)
- Приток Томи в переводе с кетского значит "холодная река". (Тайдон)
- Главная водная артерия Кемеровской области. (Томь)
- Самая порожистая река области, её название переводится с шорского, как "кедровая река". (Мрассу)
- Река, которая берёт начало в городе Киселёвск, протекает по территории города Прокопьевска и впадает в реку Томь в городе Новокузнецке. (Аба)
- Самый длинный приток Томи. (Кондома)
Конкурс капитанов. Животные, занесенные в Красную книгу.
Ведущий: А сейчас мы приглашаем капитанов каждой из команд для проведения конкурса капитанов. Наша область богата различными видами животных, но некоторые из них, к сожалению, находятся на грани исчезновения. Мы предлагаем капитанам вспомнить и дописать названия редких животных.
Млекопитающие:
- Обыкновенный у _ _ н (ушан)
- Сибирская к _ _ _ _ _ а (кабарага)
- Речная в _ _ _ а (выдра)
Птицы
- Серая _ _п _ я (цапля)
- О _ _ _н-бе _ _ _ _ост (Орлан-белохвост)
- Б _ _ _ут (беркут)
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ И ЗЕМНОВОДНЫЕ
- Узорчатый п _ _ _ з (полоз)
- Сибирский у _ _о _ _ б (углозуб)
- Обыкновенный т_ и_ _н (тритон)
РЫБЫ
- Сибирский о _ _ _р (осетр)
- Та _ _ _ _ь (таймень)
- Г _ _ _ц сибирский (голец)
4 тур. Охраняемые территории.
Ведущий: Определите, о каком уникальном месте Родного края идёт речь. В вашем раздаточном материале есть бланк для ответов. Этот тур будет проходить в виде теста. На экране вы увидите вопрос и три варианта ответа к нему, в бланк нужно вписать только одну букву ответа к каждому вопросу. Преступим.
- Этот район расположен в Чебулинском районе, на
правом берегу реки Кии. Здесь находятся озёра
Большой и Малый Базырег, на болотах гнездятся
красные утки - огари, серые цапли, появляются
фламинго, белые цапли, орланы-белохвосты и другие
птицы. В 1995 году обнаружено кладбище динозавров.
- Томская писаница
- Черневая тайга
- Шестаково
- Эта охраняемая территория находится в
центральной части самого высокого горного
массива нашего края. Богат и разнообразен её
животный и растительный мир, многие
представители занесены в Красную книгу:
- Черневая тайга
- Заповедник "Кузнецкий Алатау"
- Шорский национальный парк
- На Юге нашей области для сохранения уникальных
природных комплексов, а также для проведения
научно-исследовательских работ, и организации
спортивно-оздоровительного отдыха создан:
- Кузедеевский липовый остров
- Заповедник "Кузнецкий Алатау"
- Шорский национальный парк
- В эпоху неолита на берегах реки Томи появились
наскальные рисунки древнего человека с
изображениями животных, человека и его охоты,
которые признаны ныне шедеврами мирового
искусства:
- Черневая тайга
- Томская писаница
- Таштагольский заказник
- Это единственное в Сибири место, где в горной
черневой тайге сохранились представители
растительности третичного периода. Тогда климат
был более теплый, и здесь росли широколиственные
леса. В 1881 году этот памятник природы был открыт и
описан профессором ботаники Томского
университета П.Н. Крыловым:
- Черневая тайга
- Липовый остров
- Горскинский заказник
- Своё название заказник получил от реки, в
бассейне которой он расположен. Это первый
заказник, который был создан в целях охраны и
воспроизводства бобра. Кроме бобров на
территории заказника живут лоси, сибирские
косули, рыси, росомахи, лисы, иногда заходят
волки. Есть медведи, выдры, норки, колонки,
горностай, белки, зайцы-беляки:
- Антибесский заказник
- Таштагольский заказник
- Бельсинский заказник
- Памятник природы площадью 101 га, расположен в
Таштагольском районе. Эталонный, ненарушенный
хозяйственной деятельностью, участок коренной
растительности Кузбасса, нуждающийся в охране на
региональном уровне:
- Черневая тайга
- Липовый остров
- Томская писаница.
5 тур. Растения, занесённые в Красную книгу Кузбасса.
Ведущий: А сейчас давайте вспомним редкие растения Кемеровской области. Отвечать нужно также как и в прошедшем туре.
- Везде, где растет этот цветок, он охраняемый и
редкий. Эти растения называют ещё северной
орхидеей, так как, другие, более пышные виды
орхидных растут гораздо южнее. Свое название
растение получило из-за красивого и необычного
цветка:
- Рододендрон золотистый
- Венерин башмачок
- Родиола розовая
- В разных местах его зовут по-своему: волосатик,
мохнатик, черногорка, стародубка, горицвет.
Распускается он ранней весной на склонах
пригорков, хорошо прогреваемых солнцем. Это
старинное народное лекарственное средство:
- Адонис
- Флокс сибирский
- Таволга городчатая
- Родовое название образовано от греческого
слова, в переводе означает - "целительный",
"врачующий". В народе он известен под названием
Марьин корень. Его корни считают одним из
целебнейших средств. В научной медицине
используют настойку в качестве успокоительного
средства:
- Лопух войлочный
- Пион уклоняющийся
- Рогоз
- У русского народа растение это известно под
именем Одолень-трава, корень которого будто бы
способен одолевать болезнь и нечистую силу. Это
водное, многолетнее растение. Цветки крупные, до
20 см в диаметре. Они имеют особенность: днём на
воде нежится, и все им любуются, а вечер настанет
- ныряет с головой под воду:
- Башмачок крупноцветковый
- Водосбор сибирский
- Кувшинка чисто-белая
- С наговорами, с причитаниями уходили в старину
травознаи в леса и луга за подснежным тюльпаном.
На Руси этот цветок называли сон трава. Свежим
соком этой травы в Сибири растирались от
ревматизма, а живописцы в старину получали из её
цветков зелёную краску:
- Вероника перистая
- Прострел Турчанинова
- Тюльпан поникающий
- Название этого растения - тюркское. По-русски
его называют "царскими кудрями". Луковицы
растения употребляют в пищу. Они содержат
большое количество питательных веществ:
- Кровохлёбка
- Лилия-саранка
- Девясил высокий
6 тур. Города Кемеровской области.
Ведущий: Наш край - промышленный. В городах сосредоточены добыча полезных ископаемых и производство. Вследствие этого воздух, воды, почвы крупных городов очень загрязнены. Найдите в раздаточном материале бланк ответов для этого тура. На экране будет написан список из семи городов нашей области, я буду зачитывать вам различные характеристики экологического состояния этих городов, вам нужно соотнести города и услышанные характеристики и вписать в бланк ответов номера городов. Будьте внимательны, к одной характеристике может относиться несколько городов:
- Мариинск
- Салаир
- Киселёвск
- Прокопьевск
- Новокузнецк
- Кемерово
- Белово
- Город с катастрофическим загрязнением атмосферы. (5)
- Города с большим уровнем пылевого загрязнения. (3, 4)
- Города с низким уровнем загрязнения воздуха. (1, 2)
- Города с большим химическим загрязнением воздуха. (6, 7)
7 тур. Творческий конкурс.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы и подводит итоги предыдущих конкурсов, вам предлагается заключительное задание. За 7 минут вам необходимо продумать и написать ответ на вопрос: "Чем мы можем помочь природе своей области?".
По истечении отведенного времени капитаны команд зачитывают свои сочинения.
Подведение итогов. Награждение победителей