Цели урока:
1. Познакомить уч-ся с предметами старины, их назначением в прошлом.
2. Воспитывать интерес к народной культуре, уважение к труду мастеров.
3. Развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок
Оборудование:
Экспонаты из комнаты русского быта или иллюстрации в т. ч. утюги, рубель, самовар, горшок, чугун, ухват, коромысло, лапти
– Здравствуйте! Ребята, сегодня мы пригласили вас на экскурсию в школьный музей.
Из далекой старины
Эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмешь,
И рассмотришь, то поймешь,
Для чего они нужны.
Чем полезны и важны
Человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
– Угадайте, что это такое?
Плывет паром, уголь в нем.
– Что это за паром? Догадались?
Верно, это утюг. Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Перед тем, как гладить белье, их ставили на горячую плиту или клали прямо в утюг горячие угли, чтобы утюг нагрелся, и можно было гладить.
А чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так (показывает): в эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.
Но самый старинный утюг был деревянным и назывался он рубель. Вы спросите, а как же им гладить-то? Вот так: на скалку наматывали ткань и катали рубелем по столу (показывает).
Это требовало сноровки, ловкости. Наши бабушки и прабабушки трудностей не боялись, и работа у них спорилась.
Из липы свито дырявое корыто,
Днем заперто, а ночью открыто.
В лес идет – клетки кладет,
Из леса идет – перекладывает.
(Вбегают скоморохи, на плече – лапти)
Скоморохи:
В деревне Пирогово жили скоморохи!
Ели скоморохи – пироги с горохом
И с калиной, и с картошкой,
И с малиной, и с морошкой!
Учитель: Откуда, скоморохи, пожаловали?
Скоморохи:
Эй, народ честной да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Все ряды с утра позахвачены.
Уйма всякого добра, всякой всячины!
Иди в ряды торговые, товары выбирай,
Приди домой с обновою – носи и вспоминай!
(Дает лапти кому-то из ребят)
– Ну, угадали, что это за “ дырявое корыто из липы свито”? (Лапти)
Учитель: Правильно, это лапти. А как точно подмечено, что похожи – то они на корыто! В смекалке да наблюдательности не откажешь нашим предкам! Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека, значит, заперты. Ночью их снимали с ног – вот и открыты. След лаптей похож на клетки. В лес клетки направлены в одну сторону, а из леса в обратную. Вот такую удивительную обувь носили наши прабабушки и прадедушки в старину. Можно было купить её на ярмарке, но в каждой семье мужчины должны были уметь плести лапти, и мальчиков учили этому ремеслу с 6 лет. А плели лапти из лыка. Лыко – это полоски липовой или березовой коры. Вот и ходили наши предки за обувью не в магазин, а в лес за лыком. И загадку интересную придумали: “На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым”?
Учитель: А о чем эта загадка:
Два братца пузатеньких под гору бегут,
Один горбатенький их за вихор держит.
– Не знаете? А можно сказать и так:
Без рук, без ног, на плечи скок.
Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора.
– Так что же это? Правильно, коромысло. С его помощью носили из реки воду. А делали его из мягкой древесины – липы или сосны.
Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.
Ребята, а вы заметили, как в народных загадках называют предметы: “братцы”, “горбатенький”, словно предметы-то живые!
Да, в руках наших предков все оживало. Руки-то были золотые: умелые да трудолюбивые!
– А о чем эта загадка:
Он сперва воды напьется, а потом глотнет огня.
А потом вдруг как займется на крылечке у меня-
Засипит и забормочет, запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет, он от пуза угостит!
(Скоморохи вносят самовар и ставят его на стол)
Скоморохи:
Все его, кто с ним знаком,
Называют остряком:
Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
(Рассматривают свое отражение в самоваре и поддразнивают друг друга)
– Ну-ка, быстро посмотри:
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос,
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос,
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь, это – уши!
Учитель:
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
(Подводит скоморохов к самовару)
Все мальчишки здешних мест знают, что он шишки ест!
В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Изобрели самовар в России почти 200лет назад. Впервые изготовили на Урале, а потом стали выпускать повсюду. Особую известность получили тульские самовары! В этом городе было 80 фабрик по производству самоваров! А теперь там музей Русского самовара.
С гордостью показывают экскурсоводы всем желающим изделия своих земляков, настоящих мастеров-умельцев! А гордиться есть чем: тульские самовары и теперь известны на весь мир.
(Девочка читает стихотворение “Наш красавец самовар” М. Пляцковского)
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Учитель: Да, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани, да и в праздник вся семья собиралась у самовара, поэтому самовар для русского человека – символ семейного очага, уюта, дружеского общения.
Вот еще история предмета, который всю семью собирал за столом:
Был я копан, был топтан,
Был на кружале, был на пожаре, был на базаре.
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар, пеленаться стал.
А как пал, так и пропал.
Выбросили за окно, и собакам не надобен.
– Про этот же предмет говорили:
“Огня не страшится и воды не боится”
Эту историю рассказал о себе горшок. А кто знает, из чего делали горшки? Верно, из глины. Сначала глину надо было накопать, потом замесить. Глину мяли или топтали ногами, а потом на гончарном круге – кружале – изготавливали горшок, обжигали его в печи, затем на базаре продавали. Для семьи горшок был предметом первой необходимости. В нем варили и щи, и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям. Правда, в печь его уже не ставили. Ну, а если падал и разбивался, то черепки выбрасывали в окно.
У горшка есть брат – близнец, который никогда не бился.
Вот про него загадка:
Чернец – молодец, в красно золото залез.
До смеху хохочет, выскочить хочет.
Угадали, что это? Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который не бился.
А почему горшок и чугунок словно братья – близнецы? Верно, они имеют одинаковую форму. А кто разгадает следующую загадку, тот поймет, почему они имеют такую форму.
Не бык, а бодает, не ест, а хватает.
Что схватит, отдает, а сам в угол идет.
– У горшка и чугунка есть друг неразлучный, про него говорят так:
В хлеву у быка копна на рогах,
Хвост у хозяйки в руках.
– Это ухват. Им хозяйка ставила в печь и горшок, и чугунок, вот и получалась копна на рогах. Длинная ручка была в руках у хозяйки, вот и хвост.
“Щи да каша – пища наша” – говорили в старину.
(Учитель ставит на стол горшок и чугунок)
Вот так вещи жили – были
И хозяевам служили.
А теперь они в музее,
Чтобы мы на них смотрели
И гордились стариной
Так, как я и мы с тобой.