Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию слухового восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование художественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Для пересказа на занятии используются небольшие тексты с четким делением на фрагменты и ясной логической последовательностью событий. Тексты могут быть познавательного содержания, обязательно доступными детям в плане лексико-грамматического материала. Для организованности внимания детей, подготовки их к восприятию текста эффективными будут следующие методы и приемы: информационно-коммуникативные технологии; составление описательного рассказа о дятле с использованием контурного нераскрашенного изображения дятла и отдельных его частей в цвете; договаривание предложений (такой прием формирует у детей умение планировать рассказ); прием моделирования. При разборе содержания произведения лучше всего использовать вопросно-ответную форму. При пересказе рассказа детьми - опорные картинки.
Таким образом, применение эффективных методов и приемов по развитию связной речи у старших дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по развитию связной речи способствует повышению их речевого уровня и интереса к речевой деятельности.
Цель: развитие связной монологической речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- формировать у детей навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал по цепочке;
- обобщить и уточнить знания детей о дятле;
- закреплять умение коллективно составлять рассказ-описание по контурному изображению, с использованием приема договаривания предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать:
- умение дешифровки графической модели;
- общую и мелкую моторики;
- общие речевые навыки (сила голоса);
- восприятие.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать:
- умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;
- любовь к родной природе, лесным обитателям;
- любознательность.
Оборудование: малый мяч с шипами, контурное нераскрашенное изображение дятла и отдельных его частей в цвете, иллюстрации разновидностей дятла, опорные предметные картинки для пересказа текста по цепочке, ковралин, адаптированный к пересказу текст, загадка про лису, схема моделирования правил поведения на занятиях, слайд-шоу "О дятлах", лиса.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома "Зимующие птицы";
- Чтение рассказа М. Пришвина "Дятел";
- Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;
- Рисование "Птицы на кормушке";
- Аппликация "Дятел";
- Дидактическая игра "Узнай по описанию";
- Дидактическая игра "Сложи из частей";
- Просмотр презентации "Звуки в лесу";
- Дидактическая игра "Угадай по голосу".
Ход занятия
1. Организационный момент, игра "Здравствуй!"
Дети стоят в кругу на ковре. Дети по кругу передают малый мяч с шипами и произносят слова: "Здравствуй, Ира!" и т. д. В конце хором произносят слова с движением:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Я вас всех приветствую!
Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх
Поднятыми руками помахать
Присесть и показать какой маленький
Руки развести в стороны.
Дети проходят и садятся на стулья.
2. Презентация "О дятлах". (Приложение 1.)
- Ребята, к нам сегодня на занятия пришла необычная гостья:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её : - Лиса!
- Лиса рассказала такую историю. Бежала она по лесу и вдруг слышит стук. Стук слышит, а никого не видит. И ей стало интересно узнать: кто это?, где живет?, чем питается?, какую пользу приносит?.
- О дятлах.
- Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. Чаще всего встречается пестрый дятел.
- Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю.
- Питаются гусеницами, личинками бабочек, ягодами, орехами, жуками.
- Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.
- Дятел лечит деревья. За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.
- Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором".
Дятел - врач лесного царства.
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
3. Физкультурная минутка с элементами логоритмики "Маленькие птички"
Дети встают в круг на ковре.
- А сейчас я предлагаю отдохнуть:
Маленькие птички,
Птички-невелички
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,
Там уютно и тепло.
Складывают ладошки;
Бегут по кругу, машут крыльями;
Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;
Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо
Повторяется 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.
4. Составление описательного рассказа по контурному изображению дятла, с использованием приема договаривания предложений
Выставляется контурное изображение дятла.
- Ребята, давайте подробнее рассмотрим дятла и расскажем о дятле. А поможет нам в этом план-схема.
Рассматривается план-схема.
- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.
- Давайте повторим: дятел небольшой.
- Тело у него какой формы? - Продолговатое.
- Давайте повторим: тело продолговатое.
- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.
- Давайте повторим: хвост короткий.
- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.
- Давайте повторим: лапы сильные, цепкие.
- Крылья, какие по длине? - Короткие.
- Давайте повторим: крылья короткие.
- Голова, какая по форме? - Круглая.
- Давайте повторим: голова круглая.
- Клюв, какой? - Острый, крепкий.
- Давайте повторим: клюв острый, крепкий.
- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.
- Давайте повторим: оперенье пестрое.
- Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.
- Давайте повторим: голова, спина, хвост и крылья серо-черные.
- Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.
- Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.
- А совсем в низу грудка, какая по цвету? - Красная.
- Давайте повторим: грудка сверху белая, пониже желтая, а совсем в низу красная.
- На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.
- А на крыльях зеркальца.
- Давайте повторим: на голове красная шапочка, щечки; на крыльях зеркальца.
- А теперь давайте повторим весь рассказ:
Дятел : небольшой. Тело : продолговатое. Хвост : короткий. Лапы : сильные, цепкие. Крылья : короткие. Голова : круглая. Клюв : острый, крепкий. Оперенье : пестрое. Голова, спина, хвост и крылья : серо-черные. Грудка сверху : белая, пониже : желтая, а совсем в низу : красная. На голове есть : красная шапочка, щечки. На крыльях есть : зеркальца.
5. Пальчиковая гимнастика "Птицы на кормушке"
Дети выполняют стоя у столов. Один ребенок показывает.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках -
Всем хватило зернышек!
Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.
6. Чтение адаптированного для пересказа текста рассказа М. Пришвина "Дятел"
У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется "Дятел". Предлагаю вам послушать его.
М. Пришвин
"Дятел"
Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
Такой он умный, всегда бодрый и деловой.
Беседа по содержанию рассказа.
- Как называется рассказ?
Кто написал этот рассказ?
- Что нес дятел?
- Как нес дятел шишку?
- Куда он нес шишку?
- Куда сел дятел?
- Что у дятла на березе?
- Какое горе у дятла?
- Почему дятел не смог сбросить шишку?
- Что придумал дятел?
- Почему дятла называют лесным доктором?
- Какую пользу приносит дятел?
8. Повторное чтение рассказа и пересказ текста с опорой на иллюстративный материал, по цепочке.
9. Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Понравилось вам занятие?
- А что больше всего понравилось?
- Нашей гостье тоже понравилось, как вы ей рассказали о дятле, и она вас хочет отблагодарить. У нее в кармашке кое-что для вас припасено.