Цели и задачи урока:
- Сформировать умение определять и показывать время, закрепить умение преобразовывать единицы времени, совершенствовать умение решать простые и составные задачи, вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100, умение выполнять арифметические действия в выражениях.
- Развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление.
- Воспитывать чувство времени, умение дорожить каждой минутой.
- Организовать на уроке дифференцированный подход с учетом разного уровня подготовки учеников (1-я группа на первых партах - учащиеся слабого уровня развития, остальные среднего и высокого уровня развития); применить межпредметные связи (математика-технология(изготовление моделей часов у каждого))
Оборудование урока: мультимедийная установка, различные виды часов (5-6 штук), изготовленные на уроках технологии модели часов у каждого.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Сообщение цели урока.
- Сегодня мы совершим с вами экскурсию на часовой завод. Как вы думаете с какой целью? (Слайд №1)
- Да, сегодня на уроке мы вспомним единицы времени, потренируемся определять время, а во время экскурсии закрепим знания устных вычислений в пределах 100, вспомним порядок выполнения арифметических действий, а так же будем решать простые и составные задачи.
2. Работа с числовыми выражениями. (Слайд №2)
Начнем экскурсию с числовой улицы. Чтобы дойти до часового завода, нам нужно перейти через числовую улицу.
80 - (24 + 6) = 50
36 + (70 - 66) - (23 + 7) = 10
- Прочитать выражение. Найти его значение. Каким правилом воспользуетесь, чтобы правильно найти значение выражения? Первое выражение решают первые парты, второе выражение - остальные. Решение самостоятельное. Проверка.
3. Решение простых и составных задач (текстовых). (Слайд №3)
- Мы подошли к проходной часового завода. Сделаем остановку, чтобы узнать номер сборочного цеха, в который мы пойдем. Для этого решим 2 задачи, а сумма ответов этих задач и будет номером нужного цеха.
Задача. На экскурсию на часовой завод ходили 10 мальчиков, а девочек на 12 больше. Сколько девочек пошло на экскурсию?
- Прочитайте задачу, запишите кратко условие (1 чел. с комментированием у доски). Какая это задача? (Простая). Эту задачу решают ученики на первых партах. Остальные измените вопрос задачи так, чтобы она стала составной., можно сразу выражением. (1 чел. у доски).
Проверка:
- Как решали простую задачу? Запись решения у доски. Почему решали сложением?
- Как изменили вопрос задачи, чтобы она стала составной? Прочитайте выражение: (10 +12) + 10 = 32 (чел.)
- Что обозначает сумма чисел 10 и 12?
- Запишите ответ 1-й задачи - 22, ответ 2-й задачи - 32. (1 чел. у доски). Чему равна сумма этих чисел? (22 + 32 = 54).
- Итак, номер сборочного цеха - 54 (слайд №4, первая часть)
4. Закрепление по теме "Единицы времени".
- Мы находимся в цехе по сборке часов. Дальше экскурсию поведет мастер. Если вы не против, мастером буду я. Работа на часовом заводе требует точности, аккуратности, чистоты, поэтому все сотрудники в белых халатах (учитель одевает белый халат) и, конечно же, внимания.
Задача на внимание.
На часовом заводе за смену в одном цехе делают 9 столов, а в другом цехе 8 столов. Сколько всего столов делают в 2-х цехах на часовом заводе? "Ответ: на часовом заводе делают часы, а не столы".
- Молодцы.
- А наша экскурсия продолжается. Завод выпускает несколько разновидностей часов (демонстрируются часы разных видов 5-6 шт.).
- Цех, в котором мы находимся - сборочный. Сборка - последняя рабочая операция при изготовлении часов. На уроке технологии мы с вами тоже собрали модели часов, которые лежат у вас на партах. Вспомните, из каких деталей состоят часы.
- Давайте потренируемся определять время (1 чел. у доски, остальные на местах).
(Слайд №4, 2 часть)
- Покажите 7:15, 9 : 30, 12 :00.
- Как еще можно сказать?
- Тик-так, тик-так, делай с нами, делай так. Вот вши часы и заработали, ведь вы правильно показали время. Т.к. мы находимся на часовом заводе, начнем производственную гимнастику.
Физкультминутка
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И скорей к себе прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Прыгай, прыгай поскорей!
- Какие единицы времени вызнаете? Сколько в одном часе минут? Сравните единицы времени (Слайд №5). Самостоятельно.
Ребята, на первых партах, кому трудно, поднимайте руки, я подойду и помогу.
Проверка (у доски) по одному ученику.
5. Закрепление устных вычислений в пределах 100.
- Одна минута это много или мало? (Слайд №6).
- Сейчас мы об этой узнаем, если вычислим значения этих выражений.
15-8 100-60 80-57 10+6 45+5 3+92 14+8 67+30 58-5 8+5 20+60 35+6
Проверка:
- Кто сделал 1-й столбик?
- Назовите одни ответы 1-го,2-го т 3-го столбика.
- У кого так, у кого по-другому?
- Вот видите, как много можно сделать за 1 минуту.
- А вот цена минуты в нашей стране (Слайд №7).
За 1 минуту в нашей стране с конвейера выходит:
- 1 трактор,
- 4 автомобиля,
- 13 холодильников,
- 12 телевизоров,
- 60 часов.
7. Решение простых и составных задач по опорным схемам.
- А сейчас составьте по кратким схемам задачи, чтобы в условии была отражена тема экскурсии. (Слайд №8, часть1)
Задача №1
I. - 40
на ? больше
- 52
- Каким правилом будете пользоваться, чтобы решить задачу? (запись решения, и ответа задачи,1 чел. у доски). А если ответ будет верным, загорится лампочка знаний в цехе. Проверка (Слайд №8, ч. 2).
Задача №2
Было - 70,
Взяли - 35 и 20,
Осталось - ?
Решение задачи с предварительным разбором.
- Какая это задача? (Составная).
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала? Потом?
- Ребята на первых партах решают по действиям, остальные выражением, кто сможет разными способами (по 1 чел. у доски).
- Проверяем ответ задачи - 15.
- У кого такой ответ, у кого по-другому?
8. Работа по книге.
- Наши рабочие любят свою работу и изучают ее по книгам. Вот и мы с вами откроем учебник на стр. 59 и выполним 1 столбик №7. А ребята на первых партах попробуют решить следующее задание: (Слайд №9)
- Поставьте знаки сложения и вычитания, чтобы равенство было верным.
№7 2 чел. у доски. Проверка.
- У кого так же? Кто по-другому поставил знаки?
Стр. 59 на смекалку.
- Какая фигура лишняя?
9. Итог урока.
- Наша экскурсия заканчивается.
- Что повторили во время экскурсии?
- Сегодня на уроке мы еще и узнали, как много можно сделать за одну минуту. И мы с вами должны помнить это всегда, что минута - это много. А значат, мы должны дорожить каждой минутой и ценить ее.
Слайд №10
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по 10 раз.
И он не будет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы.
Диктуют так: тик-так, тик-так.
Лучших детей отметить красными жетонами.