Закрепление по теме "Единицы времени" и решение простых и составных задач

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи урока:

  • Сформировать умение определять и показывать время, закрепить умение преобразовывать единицы времени, совершенствовать умение решать простые и составные задачи, вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100, умение выполнять арифметические действия в выражениях.
  • Развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление.
  • Воспитывать чувство времени, умение дорожить каждой минутой.
  • Организовать на уроке дифференцированный подход с учетом разного уровня подготовки учеников (1-я группа на первых партах - учащиеся слабого уровня развития, остальные среднего и высокого уровня развития); применить межпредметные связи (математика-технология(изготовление моделей часов у каждого))

Оборудование урока: мультимедийная установка, различные виды часов (5-6 штук), изготовленные на уроках технологии модели часов у каждого.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Сообщение цели урока.

- Сегодня мы совершим с вами экскурсию на часовой завод. Как вы думаете с какой целью? (Слайд №1)

- Да, сегодня на уроке мы вспомним единицы времени, потренируемся определять время, а во время экскурсии закрепим знания устных вычислений в пределах 100, вспомним порядок выполнения арифметических действий, а так же будем решать простые и составные задачи.

2. Работа с числовыми выражениями. (Слайд №2)

Начнем экскурсию с числовой улицы. Чтобы дойти до часового завода, нам нужно перейти через числовую улицу.

80 - (24 + 6) = 50

36 + (70 - 66) - (23 + 7) = 10

- Прочитать выражение. Найти его значение. Каким правилом воспользуетесь, чтобы правильно найти значение выражения? Первое выражение решают первые парты, второе выражение - остальные. Решение самостоятельное. Проверка.

3. Решение простых и составных задач (текстовых). (Слайд №3)

- Мы подошли к проходной часового завода. Сделаем остановку, чтобы узнать номер сборочного цеха, в который мы пойдем. Для этого решим 2 задачи, а сумма ответов этих задач и будет номером нужного цеха.

Задача. На экскурсию на часовой завод ходили 10 мальчиков, а девочек на 12 больше. Сколько девочек пошло на экскурсию?

- Прочитайте задачу, запишите кратко условие (1 чел. с комментированием у доски). Какая это задача? (Простая). Эту задачу решают ученики на первых партах. Остальные измените вопрос задачи так, чтобы она стала составной., можно сразу выражением. (1 чел. у доски).

Проверка:

- Как решали простую задачу? Запись решения у доски. Почему решали сложением?

- Как изменили вопрос задачи, чтобы она стала составной? Прочитайте выражение: (10 +12) + 10 = 32 (чел.)

- Что обозначает сумма чисел 10 и 12?

- Запишите ответ 1-й задачи - 22, ответ 2-й задачи - 32. (1 чел. у доски). Чему равна сумма этих чисел? (22 + 32 = 54).

- Итак, номер сборочного цеха - 54 (слайд №4, первая часть)

4. Закрепление по теме "Единицы времени".

- Мы находимся в цехе по сборке часов. Дальше экскурсию поведет мастер. Если вы не против, мастером буду я. Работа на часовом заводе требует точности, аккуратности, чистоты, поэтому все сотрудники в белых халатах (учитель одевает белый халат) и, конечно же, внимания.

Задача на внимание.

На часовом заводе за смену в одном цехе делают 9 столов, а в другом цехе 8 столов. Сколько всего столов делают в 2-х цехах на часовом заводе? "Ответ: на часовом заводе делают часы, а не столы".

- Молодцы.

- А наша экскурсия продолжается. Завод выпускает несколько разновидностей часов (демонстрируются часы разных видов 5-6 шт.).

- Цех, в котором мы находимся - сборочный. Сборка - последняя рабочая операция при изготовлении часов. На уроке технологии мы с вами тоже собрали модели часов, которые лежат у вас на партах. Вспомните, из каких деталей состоят часы.

- Давайте потренируемся определять время (1 чел. у доски, остальные на местах).

(Слайд №4, 2 часть)

- Покажите 7:15, 9 : 30, 12 :00.

- Как еще можно сказать?

- Тик-так, тик-так, делай с нами, делай так. Вот вши часы и заработали, ведь вы правильно показали время. Т.к. мы находимся на часовом заводе, начнем производственную гимнастику.

Физкультминутка

Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И скорей к себе прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Прыгай, прыгай поскорей!

- Какие единицы времени вызнаете? Сколько в одном часе минут? Сравните единицы времени (Слайд №5). Самостоятельно.

Ребята, на первых партах, кому трудно, поднимайте руки, я подойду и помогу.

Проверка (у доски) по одному ученику.

5. Закрепление устных вычислений в пределах 100.

- Одна минута это много или мало? (Слайд №6).

- Сейчас мы об этой узнаем, если вычислим значения этих выражений.

15-8 100-60 80-57
10+6 45+5 3+92
14+8 67+30 58-5
8+5 20+60 35+6

Проверка:

- Кто сделал 1-й столбик?

- Назовите одни ответы 1-го,2-го т 3-го столбика.

- У кого так, у кого по-другому?

- Вот видите, как много можно сделать за 1 минуту.

- А вот цена минуты в нашей стране (Слайд №7).

За 1 минуту в нашей стране с конвейера выходит:

  • 1 трактор,
  • 4 автомобиля,
  • 13 холодильников,
  • 12 телевизоров,
  • 60 часов.

7. Решение простых и составных задач по опорным схемам.

- А сейчас составьте по кратким схемам задачи, чтобы в условии была отражена тема экскурсии. (Слайд №8, часть1)

Задача №1

I. - 40

на ? больше

- 52

- Каким правилом будете пользоваться, чтобы решить задачу? (запись решения, и ответа задачи,1 чел. у доски). А если ответ будет верным, загорится лампочка знаний в цехе. Проверка (Слайд №8, ч. 2).

Задача №2

Было - 70,

Взяли - 35 и 20,

Осталось - ?

Решение задачи с предварительным разбором.

- Какая это задача? (Составная).

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Что узнаем сначала? Потом?

- Ребята на первых партах решают по действиям, остальные выражением, кто сможет разными способами (по 1 чел. у доски).

- Проверяем ответ задачи - 15.

- У кого такой ответ, у кого по-другому?

8. Работа по книге.

- Наши рабочие любят свою работу и изучают ее по книгам. Вот и мы с вами откроем учебник на стр. 59 и выполним 1 столбик №7. А ребята на первых партах попробуют решить следующее задание: (Слайд №9)

- Поставьте знаки сложения и вычитания, чтобы равенство было верным.

№7 2 чел. у доски. Проверка.

- У кого так же? Кто по-другому поставил знаки?

Стр. 59 на смекалку.

- Какая фигура лишняя?

9. Итог урока.

- Наша экскурсия заканчивается.

- Что повторили во время экскурсии?

- Сегодня на уроке мы еще и узнали, как много можно сделать за одну минуту. И мы с вами должны помнить это всегда, что минута - это много. А значат, мы должны дорожить каждой минутой и ценить ее.

Слайд №10

Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по 10 раз.
И он не будет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Часы даны не для красы,
Диктуют время нам часы.
Диктуют так: тик-так, тик-так.

Лучших детей отметить красными жетонами.