"Богучарка – река, Богучарка…"

Разделы: География


Приложение 1

Ход урока

МОТИВАЦИЯ

Приложение 2 (презентация)

- Что в природе известнее нам, чем вода? Кажется, в ней для нас уже давно нет никаких тайн - обыкновеннейшее вещество (слайд 1).

В действительности же наша убежденность в том, что мы знаем о воде все, не более, чем житейская привычка. Вода - жидкость, и на самом деле, во всех отношениях удивительная. Именно по этой причине она до сих пор составляет предмет пристального внимания целого ряда наук. Достаточно каждому из нас посмотреть иными глазами на воду, как сразу же выяснится, что на многие вопросы, начинающиеся с детского "почему", мы не сможем ответить сразу. Почему, например, если воды мало, она нам кажется прозрачной, не имеющей цвета (конечно, имеется в виду чистая), а если ее много, она приобретает цвет, становится голубоватой? Да, действительно, много тайн и загадок хранит в себе вода. И, чтобы разгадать их, мы с вами в течение полугода вели исследовательскую работу. Осенью 2007 года мы с вами работали над проектом "Вода - это жизнь". Давайте вспомним основные итоги нашей работы.

Сообщение ученика.

В ходе проекта мы исследовали значение воды в природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Мы выяснили главные свойства воды (слайд 2), установили, что в природе происходит круговорот воды (слайд 3), практическим путем вычислили, сколько человеку требуется воды на хозяйственные и бытовые нужды (слайд 4, 5), провели эксперимент и выяснили, сколько воды бесполезно вытекает из наших школьных кранов. Чтобы привлечь внимание учащихся и взрослых к проблеме утечки воды, мы сделали памятки и листовки о бережном отношении к воде. В результате нашего проекта мы подошли к выводу: вода - уникальный источник жизни. А в наше время становится еще более ценным ископаемым планеты, которое требует рационального использования и заботливого отношения.

Учитель:

Вся вода, которая есть на планете Земля, образует водную оболочку - гидросферу.

- Ребята, а что входит в состав гидросферы?

(слайд 6). Мы с вами подошли к последнему этапу изучения гидросферы к изучению рек родного края. И ваше предыдущее исследование нам помогло более полно и профессионально провести новое исследование о реке Богучарка, являющейся составной частью гидросферы.

Чтобы определить, какое место занимает Богучарка в водной оболочке Земли, нам понадобятся знания, полученные ранее. Давайте обобщим материал о гидросфере (слайд 7).

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Выступление географической группы.

1. Изучив материал учебника географии, выяснили, что гидросфера занимает семьдесят один процент поверхности нашей планеты. Уже из одного этого факта можно сделать безошибочный вывод об огромной, в ряде случаев определяющей, роли воды в жизни планеты.

Если же посмотреть на нашу планету сверху, из космоса, то вернее было бы ее назвать не Землей, а Водой, потому что суша занимает на ее поверхности значительно меньшую площадь, чем океаны и моря. Ученые утверждают, что на нашей планете есть около одного миллиарда трехсот пятидесяти млн.км3 воды. Много это? Конечно, много. Но:

Велик, необъятен Мировой океан, в нем сосредоточено 97% всех запасов воды на планете. Однако мы знаем, что морская вода для питья и приготовления пищи не годится, не годится она и для многих производств, включая в первую очередь и сельское хозяйство.

А где же еще три процента мировых запасов воды?

Оказывается, они приходятся на внутренние воды гидросферы. 2% - это ледники и 1% - подземные воды и, наконец, озера и реки. Вот они - это пока главные поставщики воды, хотя их доля в мировом балансе - не более одной сотой %.

2. Реки, сколько их на нашей планете, больших и малых. Много, очень много. Далеко не все они нанесены даже на карты. Между тем, человек, как правило, селился по их берегам, с ними была связана его жизнь во всех направлениях - они его кормили, поили, были объектом духовного освоения. Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы. И их, случалось, наказывали. Да, да, наказывали. По территории современного Ирака протекала когда-то река Диала. В одном из походов персидского царя Кира в ней утонул царский конь, и повелитель разгневавшись, приказал казнить реку. Было вырыто триста шестьдесят каналов - и Диалы не стало.

  • Сколько же рек протекает по территории нашей страны и Воронежской области?

По территории России несут свои воды около 150 тысяч рек.

А когда смотришь на географическую карту Воронежской области, то невольно поражаешься обилию голубого цвета. Так, по территории области протекает более 200 малых рек. И нет нигде такого богатого разнообразия имен, как у наших воронежских рек: Девица, Усманка, Ведуга, Толучеевка, Черная Калитва, Богучарка и многие другие.

И вот название одной из этих рек нам очень хорошо знакомо.

Учитель: Что это за река? (слайд 8)

Ученик: Богучарка

Учитель:

Сегодня более подробно поговорим об этой замечательной реке, подведем итог наших исследований. Выясним ее географическое положение; топонимику Богучарки; растительный и животный мир, современное состояние и экологические проблемы реки (слайд 9).

Но вначале предлагаю окунуться в далекую историю.

На фоне музыки звучит стихотворение.

(Слайд 10)

Выступление художественно-поэтической группы.

Седое преданье седой старины,
Сюда заплывали Петровы челны,
Взошел Император на берег реки
И пир закатил мановеньем руки.
И как повелось на великой Руси,
Царь мудрого старца к себе пригласил
"Скажи мне, старик, без обидчивых слов,
Я буду побит, иль возьму я Азов?"
Старик отвечал, поклонившись, царю:
От имени Бога тебе говорю,
Ты мудр и велик, приглашаешь послов,
И видит господь, покоришь ты Азов,
Бокалы стучат, и звенит серебро,
За Русь, за победу гуляет Петро.
Он в чарку налил голубого вина:
"Да господу Богу будет она!"
И крикнул на всю захмелевшую рать:
"Отныне реку Богучаркой назвать".
И помнят с тех пор этот царский причал:
Река Богучарка, на ней Богучар.

Учитель:

Так переложил легенду о происхождении названия Богучарки наш богучарский поэт Николай Сорокодумов. В русском языке такое объяснение названия называется народной этимологией. А что такое этимология? (Слайд 11)

1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова.

  Народная этимология (спец.) - переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциации значений (напр. у Лескова: мелкоскоп вместо микроскоп).

  - А как называется наука, которая объясняет происхождение названий географических объектов?

Выступление географической группы (слайд 12)

Мы поработали со словарем Сергея Ивановича Ожегова и выяснили, что эта наука называется топонимика.

Учитель: Одним из направлений нашего исследования было изучение истории происхождения топонимики Богучарки. Я предоставляю слово историкам.

Выступление географической группы (слайд 13)

В 1696 году Петр Первый, отправляясь по Дону в Азовский поход, бить турков, остановил свою галеру "Принципиум" в устье неведомой доселе реки. Очарованный здешними местами, гордясь, что они принадлежат государству Российскому, Петр Первый потребовал две меры водки и, выпив одну, выплеснул другую на светлый гребень волны со словами благодарности Всевышнему: "А это Богу чарка!" Так с тех пор, мол, и есть река Богучарка.

Легенда эта не обесценивается даже после того, когда ученые - краеведы доказали, что река Богучарка была известна еще 4 века назад и называлась Боучар.

Профессор В.П. Загоровский еще в 1966 году в своей книге "Как возникли названия городов и сел Воронежской области" утверждает, что слово "Богучар" сначала звучало как "баурча", что в переводе с тюркского означает "речка, текущая по отлогому склону горы". В.А. Прохоров в книге "Надпись на карте" опираясь на исследования О.И. Трубачева, приводит доказательства, что составная часть "чар" происходит от древне-иранского "двигаться". Обоснование же первой части "Бау" не дает. Ранее в книге "Вся Воронежская земля" он опровергает В.П. Загоровского, что речка называлась "Баурча" (слайд 14), так как это слово нигде не зафиксировано в документах, и нынешнюю реку Богучарку никак нельзя представить в виде горного потока. Здесь же он дает и такое толкование, что на иранском "баг" - веревка, "учар" - рынок. Это утверждение, скорее всего, тоже неверное, так как первое слово Богучар появилось как боучар (упоминается впервые как название реки в 1595 году) и лишь в конце 17 века в названии реки добавляется буква "г".

Учитель:

Итак, истоки происхождения названия реки мы с вами выяснили. Вы заметили, что однозначного объяснения названия Богучарки нет. Нам, богучарцам, конечно, хочется верить, что к Богучарке причастен Великий Петр, ваше право - придерживаться любой понравившейся точке зрения. И если источников происхождения названия несколько, то исток у реки - один.

Что является истоком реки Богучарка? Каково ее географическое положение? Каковы особенности ее географического положения и гидрологии реки? Об этом нам расскажут картографы и гидрологи (слайд 15).

Выступление географической группы

Изучив физическую карту Воронежской области и книгу Александра Георгиевича Курдова "Реки Воронежской области", мы выяснили, что Богучарка - правый приток Дона, берет начало в Кантемировском районе Воронежской области. Ее длина - 101 км., площадь водосбора 3240 км2. Река течет в южной части Воронежской области, которая расположена на Среднерусской возвышенности. Течение спокойное, плавное. Река течет с юго-запада на северо-восток. Тип питания - дождевой, снеговой и подземный.

Территория бассейна реки представляет собой холмистую местность с выходами меловых отложений. На поверхности водосбора протекает 21 река. Самые значительные из них - Левая Богучарка длиной 61 км. и водосборной площадью 1100 км2. Наша географическая группа несколько раз выходила на берег Богучарки: мы побывали в устье реки, на хуторе Остров и на городском пляже и вот что мы увидели.

Долина Богучарки ассиметрична. Правый склон пологий и удлиненный, левый, напротив, крутой и короткий. Ширина долины в среднем течении 1-2 км. высота левого склона долины 10-30 м, правого - 10-15м.

Русло реки песчаное и илистое, зарастающее камышом и осокой. Сравнительно пологие берега высотой 3-5м. задернованы. Средняя скорость течения в меженный период близка к 0,2 м/с (слайд 16).

2. По данным водомерного поста у города Богучара (в 10 км от устья реки), ледостав на Богучарке наступает в конце ноября. Продолжительность его около 4-х месяцев. Начало весеннего ледохода и высший уровень при ледоходе наблюдается обычно в конце марта. Высший годовой уровень воды бывает в середине апреля. Абсолютная амплитуда колебания уровня воды в реке у города Богучара составляет более 6м (сказывается влияние Дона). Низкий летний уровень относится к концу августа - началу сентября, низкий зимний - к концу января (слайд 17).

Учитель:

Итак, как же географическое положение влияет на гидрологию реки?

Река Богучарка протекает по югу Воронежской области, где очень часты засухи, мало выпадает осадков, поэтому в реке низкий уровень воды на всем течении, кроме ее устья, куда заходит вода из реки Дон. Характер течения равнинный. Река имеет смешанный тип питания

Учитель:

Это обусловило и сложившееся природное сообщество реки Богучарка. Мы знаем, что жизнь на планете Земля зародилась в водной среде. Вода - для многих растений и животных и сейчас является средой обитания. Вода участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов (слайд 18).

Когда в тёплое время года приходишь к реке, видишь только некоторых его обитателей. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем - это место, где живут самые разнообразные живые существа.

Мы заинтересовались, какие растения и животные обитают в реке Богучарка. Биологическая группа сейчас поделится своими находками.

Выступление биологической группы

Мы представляем альбом "Растительный и животный мир Богучарки". При его составлении мы пользовались школьным атласом - определителем высших растений и личными наблюдениями во время экскурсии на Богучарку. В наш альбом вошли растения и животные чаще всего встречающиеся на реке. Особое место в альбоме занимают виды, занесенные в Красную книгу, их мы обозначили в красную рамку.

Растительный мир Богучарки мало, чем отличается от растительного мира других рек Воронежской области, и в частности, реки Дон.

Такие растения, как: рогоз, камыш, тростник, стрелолист - своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки желтой и кувшинки белой тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоема. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зеленой.

Велика роль растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Животные есть в водоеме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях.

Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они - хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек, разные виды рыб. К "мирным" рыбам относится. Например, карась. Он питается личинками насекомых, растениями. К хищным рыбам относятся окунь, щука.

На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка.

Живут в водоеме и млекопитающие - ондатра, бобр, выдра. Жизнь многих птиц - уток, цапель, аистов - тоже связана с Богучаркой.

Сообщение про рыбалку. А знаете ли вы, что многих жителей района Богучарка привлекает своими рыбными местами (слайд 19). Рыбалка - это не увлечение, не привычка и тем более не желание занять чем-либо свободное время. Рыбалка сродни поэзии - это состояние души. Рыбалка - это всегда волнующие мгновения поклёвки, это ожидание встреч с природой, разгадывание её тайн. Рыболову необходимо быть очень наблюдательным человеком, и тогда успех будет обеспечен. В рыбалке не бывает мелочей. Напротив, из мелочей и складывается профессионализм рыболова. Секрет удачной рыбалки прост: это знание образа жизни рыб, их повадок, питания, мест обитания и поведения при изменении условий окружающей среды. И вот, чтобы нам было легче ориентироваться в рыбном мире Богучарки, мы оформили альбом "Определитель рыб, обитающих в реке Богучарка", придумали загадки и сейчас загадаем их вам (слайд 20) (приложение 3).

Учитель:

В 17 веке при Петре Первом наша Богучарка была судоходной, и даже в середине 20 века по ней ходили катера и баржи. Теперь это уже воспоминания о том, что имели, что радовало душу.

А сейчас послушайте сказку.

"Жила-была река. И все говорили: "Какая вкусная, какая чистая вода в этой реке". Река любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Люди обрадовались реке и попросили ее остаться, река согласилась. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к реке, и делали все, что им вздумается: на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки, в ней мыли машины, в нее кидали мусор. Никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. Река очень переживала, она потемнела от печали, стала грязной и мутной. "Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила. Кормила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя?". Время шло, а люди все больше загрязняли реку. Совсем заболела река. "Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой!". Собрались речные жители и очистили свой дом от грязи, вылечили речку, и побежала она в край своего детства, туда, где человек редкий гость. Ушла река и вдруг жизнь в городе остановилась. А однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый мудрый из них сказал: "Я знаю, почему от нас ушла Река. Мы несправедливо ее обидели и должны поскорее попросить у нее прощения.

Долго искали, но все же нашли горожане речку. Попросили вернуться в город, рассказали как им плохо без нее и пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Она вернулась в город и помогла жителям. А люди стали заботиться о реке. С тех пор в этом городе люди и река живут дружно.

Учитель:

А как обстоят дела у нашей реки Богучарка, вы узнаете, прослушав выступление экологической группы о современном состоянии нашей реки (слайд 21-25).

Первое выступление экологической группы (приложение 4).

Учитель:

Каковы же экологические проблемы нашей реки? (слайд 26)

Учитель:

Ребята, вы правы. Посмотрите, какие экологические проблемы выявила экологическая группа. Какие из них вы не назвали?

Учитель: Осенью прошлого года в рамках экспериментальной площадки "Познание родного края" был разработан экологический проект "Богучарка - Дон - озеро Песчаное", цель которого - создание эколого-туристического маршрута под одноименным названием. Настоящий урок-проект является завершающим в освоении одного из направлений данной работы (Слайд 27). И сейчас я предоставляю слово экологической группе для отчета о проделанной работе.

Второе выступление экологической группы (приложение 4) (слайд 28-31).

Домашнее задание

  • Нарисовать экологические листовки и плакаты в защиту Богучарки.

РЕФЛЕКСИЯ

(слайд 32-35)

И вот в 2006 году с начала лета, в самую жаркую пору, в центре города на реке Богучарка распахнул свои стометровые песчаные объятия старый городской пляж. Сейчас пляж не узнать. Богучарка очищена, и глубинные родники заполнили ее чистейшей прохладной водой. На правом берегу - живописная стена серебристых тополей и ракит. На левом, у моста, - россыпь золотистых песков. Пляж полностью оборудован. Здесь есть все: свежеокрашенные грибки, детские песочницы, раздевалки, купальные мостики, спортивные снаряды - турники, никогда не пустующая волейбольная площадка, спасательная служба, туалеты, мусорные контейнеры, автостоянка.

Эта картина радует глаз, но мы понимаем, что это лишь вершина айсберга. Городской пляж обустроен, но сама река больна. На ее восстановление требуются не только деньги, но и любовь и забота, прежде всего, местных жителей. Мы должны осознать, что судьба нашей реки находится в наших руках, и только от нас зависит, будет ли у будущих поколений вызывать интерес прекрасная легенда о наименовании реки Богучарка.

Песня "Богучарка" на фоне слайдов "Богучарка"