Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательная - формирование знаний учащихся по теме "диффузия", формирование умений описывать поведение молекул в конкретных ситуациях; выявить причинно-следственные связи обстоятельств, вызывающих процесс диффузии; определить место и значение явления диффузии в жизни живой и неживой природы.
- Развивающая - расширение представления об окружающем мире, установление логической взаимосвязи наблюдаемых явлений и состояний окружающего мира, развитие проблемного мышления.
- Воспитывающая - способствовать привитию уважения к научным знаниям, формировать познавательный интерес к предмету "Физика".
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, апельсин, краски и кисть, лист бумаги, стакан с пшеном, учебник физики 7 класса Пёрышкин А.В.
Этапы урока:
- Оргмомент.
- Этап актуализации знаний.
- Мотивационный этап.
- Усвоение новых знаний.
- Обобщение новых знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте разгадаем кроссворд. Слайд №1.
Вопросы к кроссворду:
- Прибор для измерения времени.
- Всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания.
- Наука о явлениях природы.
- Буквенная запись закона.
- Наименьшая частица вещества.
- Агрегатное состояние вещества.
- Особое расположение молекул.
- Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.
Итак, тема нашего урока:
III. Мотивация.
Слайд №2.
Прекрасная дама нюхала розы,
Но расчихалась - закапали слёзы!
Неужто из-за : диффузии
Такие бывают конфузии?
Слайд №3.
На этом уроке мы с вами узнаем:
- Что такое диффузия?
- Причины возникновения диффузии.
- От чего зависит процесс диффузии
- Каково значение диффузии.
IV. Усвоение новых знаний.
(Перед уроком незаметно для учеников разрезать апельсин).
В. Ребята, а вам не кажется, что чем то пахнет у нас в классе?
А как вы думаете, почему запах быстро становится ощутимым?
Ответ: распространение запахов происходит из-за того, что молекулы движутся. Молекулы апельсина на своём пути сталкиваются с молекулами газов, которые входят в состав воздуха, они постоянно меняют направление движения, и беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всей комнате.
Сегодня прекрасное настроение, так и хочется взять краски и нарисовать что-нибудь красивое (красный цветок).
В. А у вас какое настроение? Какую вы посоветуете взять краску?
Ой, а что это у нас с водой? Была чистая, прозрачная вода, а теперь красная, что произошло?
В. Из чего состоят все вещества?
Давайте представим этот пример более наглядно: молекулы воды - это пшено (в стакане небольшое количество пшена), а молекулы краски - крашеное в красный цвет пшено (насыпать осторожно сверху). Между ними чёткая граница.
В. А что произойдёт, если я немного встряхну этот стакан - задам движение молекулам?
В. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Вы встречались в жизни с такими ситуациями? (дети приводят примеры)
Вывод: (делают ученики). Что такое диффузия? Какова причина возникновения диффузии?
В. Мы рассмотрели примеры диффузии в газах, жидкостях, а протекает ли диффузия в твёрдых телах?
Работа с учебником: стр. 22, рис 25.
V. Обобщение новых знаний.
В. Из чего состоят все вещества?
В. А из каких мельчайших частиц состоят молекулы? (в этот момент раздать разноцветные кружки - атомы).
Слайд №4.
Я предлагаю вам побыть в роли атомов и создать свои молекулы, которые изображены на листах (3 молекулы, таким образом, сформировались 3 группы).
В группе выбирается докладчик - самый высокий ученик и секретарь - самый маленький.
Каждой группе ставится первая проблема:
- 1 группа - как протекает диффузия в газах;
- 2 группа - в жидкостях;
- 3 группа - в твёрдых телах.
Учащиеся заполняют таблицу.
Газы Расстояние между молекулами Скорость распространения диффузии Примеры диффузии
Жидкости Расстояние между молекулами Скорость распространения диффузии Примеры диффузии
Твёрдые тела Расстояние между молекулами Скорость распространения диффузии Примеры диффузии
Слайд №5. Заполнить таблицу по мере выступления докладчиков с каждой группы.
Вывод: (делают учащиеся)
В. От чего зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от состояния вещества: жидкого, твёрдого или газообразного.
Мы все с вами каждое утро сталкиваемся с диффузией, когда пьём кофе или чай, насыпая в него сахар.
В. Что происходит в этот момент?
В. А если мы насыплем сахар не в горячую, а в холодную воду? Сахар так же быстро растворится в воде? Почему?
Вывод: (делают учащиеся) От чего зависит скорость распространения диффузии?
Ответ: от температуры вещества.
Слайд №6.
Мы на уроке рассмотрели примеры полезной диффузии.
В. Как вы думаете существует ли вредная диффузия?
Группам ставится вторая проблема:
- 1 группа - привести примеры полезной диффузии;
- 2 группа - привести примеры вредной диффузии;
- 3 группа - какую роль диффузия играет в жизни человека.
VI. Итог урока.
Какое новое явление мы сегодня изучили?
Давайте нашей героине посвятим стихотворение.
Составляется синквейн - французское стихотворение. Слайд №7.
VII. Домашнее задание (разноуровневое и творческое).
Параграф 9 стр.21.
Составить кроссворд, ребусы.
Проект, доклад "Роль диффузии в жизни человека".