Учим плавать на спине детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Cамым быстроходным стилем плавания справедливо считают вольный стиль или кроль. При обучении плаванию детей в детских садах инструкторы отдают предпочтение именно этому стилю по разным причинам. Практика же показывает, что дети дошкольного возраста способны успешно осваивать и другие стили (либо их элементы) плавания (брасс, спина), которые в свою очередь способствуют развитию координации и улучшению осанки, имеют облегченный способ дыхания - спина; являются энергетически малозатратными и более практичными - брасс.

В своей работе с детьми дошкольного возраста по обучению плаванию я убедилась, что умение плавать на спине просто необходимо именно для дошколят по следующим причинам:

Плыть на спине проще, так как лицо свободно от воды и можно дышать во время плавания. На спине можно плыть очень долго, можно восстанавливать силы, просто лежа на спине. Дети, освоившие этот стиль плавания, с удовольствием плавают именно на спине.

Обогащается двигательный опыт детей в воде, развивается общая координация движений (в т.ч. вестибулярный аппарат), что способствует развитию мыслительных процессов.

Разнообразные по своей направленности упражнения делают занятия более интересными. Известно, что дети дошкольного возраста быстро теряют интерес к однообразным упражнениям на занятиях, поэтому, чем больше ребята умеют делать в воде, тем интереснее им будет в бассейне, тем насыщеннее и разнообразнее будут занятия по плаванию.

В процессе обучения плаванию на спине дети учатся принимать правильное положение тела на воде. Горизонтальное положение тела не свойственно человеку, поэтому начиная заниматься с детьми плаванием, очень важно научить ребенка принимать правильное положение на воде, научить его расслабляться. Правильное максимально вытянутое положение тела пловца - это основа для обучения всем спортивным и неспортивным стилям плавания. Распространенная ошибка - неправильное положение таза при плавании - более заметна и устраняема в положении на спине.

В процессе обучения плаванию на спине предотвращаются и устраняются ошибки в работе ног при плавании стилем кроль на груди.

Хотя техника работы ног стилем кроль отличается от техники работы ног при плавании на спине, в общих чертах они схожи. При плавании на груди распространена ошибка: чрезмерное сгибание ног в коленном суставе. При плавании на спине (особенно в ластах) при постоянном контроле удается устранить этот дефект выполнения движения. "Колени "прячутся" под водой!". Если начинать осваивать движение ног (кроль) именно в положении на спине, то неправильная работа ног при плавании на груди практически исключается.

Укрепляются мышцы спины, что благотворно влияет на осанку.

Известно, что именно плавание на спине показано при нарушениях осанки как коррегирующее упражнение.

Именно упражнения в лежании, скольжении на спине вызывают у некоторых детей затруднение. В процессе обучения этим упражнениям у детей воспитываются такие морально-волевые качества личности как решительность, смелость, настойчивость.

Поэтому выполнение и освоение этих движений приносит ребятам и педагогу чувство радости и удовлетворения.

Процесс обучения плаванию на спине детей дошкольного возраста нужно начинать с самого раннего возраста, практически с первых же занятий.

Условно процесс обучения можно разделить на 4 этапа.

I этап. Подготовительный.

Задачи этого этапа: Познакомить детей с понятиями "вперед, назад, вверх"; научить детей расслаблять мышцы тела; познакомить детей с горизонтальным положением тела на спине, с приемом дыхания ртом.

Проводится на этапе ознакомления с водой, возраст детей 3-4 года, глубина воды должна быть комфортной, такой, чтобы дети могли уверенно опираться на руки. В занятия на этом этапе включаются упражнения, готовящие детей к обучению лежанию на спине. Упражнения сначала выполняются на суше, после - в воде.

Подготовительные упражнения для обучения детей плаванию на спине.

Упражнение Задачи Описание движений Методические указания
"Неваляшка" Познакомить детей со значением слов "вперед, назад" и с принятием соответствующего положения тела И.п.-о.с., руки вдоль туловища. Совершать неглубокие наклоны вперед-назад. "Неваляшка качается вперед-назад". Во время выполнения упражнения обязательно проговаривать "вперед-назад".
"Посмотри вверх" Познакомить детей со значением слова "вверх", учить детей смотреть вверх. И.п.-о.с., руки на поясе, немного отклонившись назад посмотреть вверх. "Где солнышко? Посмотрите на солнышко - вверх".
"Полежи-отдохни" (расслабление) Научить детей расслаблять мышцы тела. И.п. - лежа на спине, расслабиться. "Представьте, что вы лежите в кровати, отдыхаете".

В воде это упражнение выполняется с поддержкой под голову, таз.

"Горка" Познакомить детей с упором на руки сзади, приподнимая таз от дна. И.п.- сидя ноги прямые вперед, упор на руки сзади. 1-поднять таз, выпрямив ноги, 2-и.п. "Сделайте ровную горку, ноги прямые". "Я смотрю, кто едет по ровной горке!?"
"Скамейка" Познакомить детей с правильным положением таза у поверхности воды. И.п.- сидя ноги прямые вперед, упор на руки сзади. 1-поднять таз, переступая ногами, 2-и.п. "Скамейка должна быть ровной, не сломанной. На чьей скамеечке посидит лягушонок!?" посадить на живот ребенку надувного лягушонка.
"Крабик", "краб-носильщик", "крабик смотрит вверх" Закреплять у детей умение держать таз у поверхности воды. И.п.- упор на руки сзади и ноги, таз у поверхности воды, передвигаться в разных направлениях в этом положении. "Крабы ползают везде, таз не опускайте". На живот можно положить груз (игрушку, шайбу), "краб" должен перенести его и не уронить. "Посмотрите вверх".
"Покажите пальчики" Научить детей поднимать ноги к поверхности воды в положении на спине. И.п.- упор на руки сзади и ноги, таз у поверхности воды, поднимать поочередно ноги; две ноги одновременно. "Покажите пальчики из воды, посмотрите на них, таз не опускать! А теперь посмотрите вверх"
"Подушечка" Приучать детей не бояться ложиться на спину, головой назад с опорой, дышать ртом. И.п.- полный присед, держаться руками за поручень, голову положить на воду назад. "Положите голову на воду как на подушечку, смотреть вверх. На лицо вода не должна попасть. Дышите ртом".

II этап. Обучение принятию правильного положения на спине.

Задачи: научить детей самостоятельно принимать горизонтальное положение на спине (с опорой и без нее), скользить в таком положении на задержке дыхания.

На этом этапе мы обучаем детей непосредственно лежанию и скольжению на спине с опорой и без опоры. Этот этап соответствует возрасту детей 4-5 лет. При систематической работе дети к 5 годам осваивают лежание на спине без опоры. Упражнения в лежании на спине предлагаю детям практически на каждом занятии.

В начале учебного года я знакомлю детей с разными способами лежания на спине: с доской у живота, доска за головой, без опоры с поддержкой руками. Глубина воды на этом этапе небольшая (40-50 см), чтобы дети могли легко встать на ноги. Позднее, когда ребята будут смело выполнять лежание с подвижной опорой на спине, глубину можно увеличить. Постепенно следует предлагать детям более легкую опору (легкие доски, мячи разного диаметра, можно использовать нарукавники, круги), чтобы позднее совсем от нее отказаться. Поддержку руками также постепенно ослабляю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Хотя мы и выполняем с детьми имитационные упражнения в лежании на суше, детям сложно воспроизвести правильное положение тела в воде. Основные ошибки: сгибание в тазобедренных суставах, запрокидывание головы назад. Чтобы помочь ребятам почувствовать правильное положение тела на воде можно использовать специальный плавучий коврик. Лежание на таком коврике очень нравится, а главное помогает детям.

Упражнение в лежании на спине является для многих детей сложным как координационно, так и психологически. Это упражнение как индикатор выявляет наиболее боязливых ребят. Таким ребятам нужно уделять особое внимание, внушать им уверенность в своих силах, осуществлять поддержку руками, не торопясь отпускать и поднимать их по первому требованию. Очень важно, чтобы ребенок вам доверял, иначе в другой раз он откажется выполнять это упражнение.

В каждой группе обычно есть смелые ребята, которые первыми начинают выполнять упражнение нужно обязательно обратить внимание на них других детей, похвалить их за решительность и смелость. За этими смельчаками будут стремиться остальные дети.

При обучении лежанию на спине, крайне важно научить ребят вставать из этого положения, так как некоторые дети не могут решить самостоятельно эту задачу. Для этого я использую следующий прием. Предлагаю детям принять положение на спине, а потом встать на ноги. Внимательно слежу за детьми, если ребенок не может встать - помогаю ему. Далее прошу детей, успешно справившихся с задачей, продемонстрировать, как они встают на ноги из этого положения. Еще раз объясняю на словах, как это нужно сделать и предлагаю всем ребятам выполнить это движение.

При каждом выполнении упражнения в лежании на спине использую следующие методические указания: "смотри вверх, носик вверх", "живот "приклей" к доске", "не сиди на стульчике", "живот вверх", "выпрямись, вытянись, стань как палочка".

Очень важно объяснить детям необходимость задержать дыхание в начале упражнения, а затем дышать ртом ("как рыба").

После того как ребята стали уверенно выполнять упражнение в лежании на спине, предлагаем упражнение в скольжении.

Знакомлю детей с двумя способами скольжения: из положения, стоя, руки вдоль туловища - "солдатик"; стоя, руки вверх - "стрела".

Объяснение упражнения в скольжении: "Сделайте вдох, задержите дыхание, присядьте в воду и лягте на спину так, чтобы на лицо не попала вода, слегка оттолкнитесь ногами и выпрямитесь".

При выполнении скольжения "солдатиком" использую поддержку под голову ребенка, осуществляю проводку по воде, в конце отпускаю.

Если выполняем "стрелу", говорю, что нужно зажать голову руками, присесть и положить руки на воду, ладошки вверх. При первых попытках придерживаю за пальчики руки детей и помогаю им принять правильное положение и осуществляю проводку.

Чтобы ребята сразу после начала выполнения упражнения не вставали, использую соревновательный момент: "Кто дальше проскользнет?" Обязательно определяем победителей.

III этап. Обучение работе ног в положении на спине.

Задачи: обучить детей работе ног на спине.

Начиная с самых первых занятий в бассейне, я предлагаю детям подготовительные упражнения для обучения работе ног: ходьба, бег на носках маленькими шагами "как мышки"; махи ногами вперед - назад - "качели"; "пни мяч", "фонтаны" - пнуть мяч на воде, саму воду, делая брызги.

Этот этап по времени как бы "наслаивается" на предыдущий - обучать работе ног можно начинать, как только дети научились уверенно держаться на воде в положении на спине с опорой. Упражнения в скольжении на спине с работой ногами можно предлагать детям на пятом году жизни.

Работу ног следует отрабатывать сначала на суше, при этом обращая внимание детей на то, какие ровные должны быть ноги ("как палочки"). Сначала нужно добиваться от детей работы прямыми (напряженными) ногами, темп движений - медленный. Когда дети освоят это упражнение, темп следует увеличить. В процессе движения ногами в ускоренном темпе ("заводим мотор") ноги у ребят будут немного сгибаться, это позволит добиться нужного эффекта. Важно также регулировать амплитуду движения ног. Для этого я предлагаю при работе ногами коснуться ("пнуть") пальцами ног мою ладонь, поставленную на нужной высоте. Вместо ладони можно подставлять любой мягкий предмет: мяч, аквапалку, плавательную доску из мягкого материала. Такая работа проводится на каждом занятии, на этапе обучения.

Изучать работу ног также следует и на мелководье с упором на руки и в положении сидя. При этом акцент делается на то, что ноги из воды не показываются ("прячутся под водой"), а на воде от ног получается небольшой "бурун", пенка, водоворот. В положении сидя дети могут наблюдать за движениями ног и воды.

Упражнения для обучения работе ног на суше:

1."Плывем" - лежа на груди совершать попеременные движения ногами вверх-вниз.

2. "Плывем быстро и медленно" - те же движения с изменением темпа.

3."Ножницы" - сидя, упор руками сзади, совершать попеременные движения ногами вверх вниз, носки вытянуты. Обратить внимание детей на то, что "ножницы острые и прямые". Когда дети видят правильную работу ног, они лучше понимают, что надо делать.

Следующий шаг: обучение работе ног в ластах. Это позволяет детям при плавании почувствовать продвижение вперед, к тому же ласта оттягивает и помогает выпрямить стопу. При неправильной работе ногами в ластах плыть ребенку очень трудно и на это нужно указать. Во избежание ошибок сначала следует работать ногами медленно, при правильном выполнении упражнения темп можно увеличить. Часто ребята не могут выпрямить ноги в воде, в этом случае нужно предложить поработать ногами на суше, либо войти в воду и вручную исправлять положение ног ребенка.

Методические указания при обучении работе ногами: "Носки вытянуть; ноги прямые; колени прячем под водой; ноги у поверхности воды; ноги сильные; толкаем воду ластами".

Очень часто, начиная работать ногами, дети забывают о правильном положении тела и дыхании. Следует постоянно напоминать детям: "Живот у поверхности воды", "Дышим ртом".

Плавание в ластах следует чередовать с плаванием без них. Вместе с детьми необходимо прийти к выводу, что когда мы плаваем без ласт, то ногами нужно работать быстрее.

При систематической работе дети к концу старшего дошкольного возраста успешно выполняют упражнение в скольжении на спине с работой ногами стилем кроль ("торпеда").

IV этап. Обучение согласованному плаванию на спине.

Задачи: учить согласованному плаванию на спине.

Этап соответствует подготовительному возрасту.

Обучение начинаем с имитации работы рук на суше. Сначала выполняем поочередные движения руками в положении стоя с проговариванием основных опорных точек: "Рука вперед, к уху, назад, к ноге"; темп медленный. Потом дети выполняют это упражнение самостоятельно. Акцент делаем на том, что рука прямая ("посмотри на руку").

Это же упражнение следует выполнять и в положении лежа на спине, если позволяют условия.

В воде работать руками также начинаем в медленном темпе ("медленное плавание"). Сначала нужно начать скольжение с работой ног, только после этого начинать работать руками.

Ошибки в работе рук: быстрый темп, согнута рука, гребок в стороне, укороченный гребок. Исправить эти ошибки можно при помощи имитации на суше, самоконтроля при плавании, используя "медленное плавание".

Когда дети усвоят общую схему движений и смогут уверенно проплывать на спине некоторое расстояние, следует обратить их внимание на кисть. Пальцы рук должны быть плотно прижаты друг к другу "как у уточки", а не как у "курочки", а также на то, что первым из пальцев в воду входит мизинец ("самый маленький палец").

После того как дети освоили упражнение в плавании на спине с работой руками и ногами, следует объяснить им, что дыхание должно быть ритмичным. Этот процесс также происходит на суше. В положении стоя под счет выполняем работу руками, в согласовании с дыханием: 1 - правая рука вверх к уху - вдох; 2 - правая рука вниз к ноге - выдох; 3 левая рука вверх к уху - выдох; 4 - левая рука вниз - выдох.

В воде сначала плаваем в ластах, сочетая работу рук и ног с дыханием. Через некоторое время ласты снимаем и плаваем уже без них на спине, согласовывая работу рук и ног с дыханием.

Таким образом, дети дошкольного возраста осваивают плавание на спине наряду с другими способами плавания. Это новое умение позволяет педагогу разнообразить задания по плаванию, усложняя их. На занятиях я предлагаю ребятам, уверенно плывущим на груди и спине, задания повышенной сложности, например, плыть кролем круг по бассейну, перевернуться на спину - отдохнуть и плыть дальше. Выигрывает тот, кто дольше проплывет, не вставая на ноги. Плыть с изменением стиля плавания - грудь - спина. Плыть кролем, коснуться стены руками, поставить стопы возле рук, оттолкнуться ногами, плыть на спине и другие. Многим ребятам сложно сначала выполнить эти задания, но постепенно все справляются с ними.

Регулярно посещая занятия плаванием, проявляя настойчивость, решительность и терпение, ребята при поддержке инструктора, воспитателей детского сада и родителей успешно овладевают жизненно важным навыком плавания кролем, на спине и другими стилями (на усмотрение педагога). Этот навык сохраняется у детей навсегда, делая жизнь растущего человека более насыщенной и интересной, приобщая его к такому богатому миру физкультуры и спорта. А нам, родителям и педагогам, позволяет воспитывать физически и нравственно здоровое поколение граждан нашей огромной страны.