Родители дают ребёнку модель отношения с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие. Силы родителя должны распределяться разумно: на своё счастье и счастье ребёнка. Ребёнок научиться быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным.
Ребёнок – самостоятельная судьба. Родители сопровождают его в этой жизни любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее, талантливое, способное. Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера души ребёнка, понимания жизни. Ребёнка важно не только понимать, но и уметь выразить своё понимание, чтобы ребёнок понимание чувствовал, словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное – неравнодушием и трудом.
Для ребёнка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают, милуют, а сколько знают! Ребёнок внимательно наблюдает за родителями: как и с кем разговаривают; как относятся к людям, к работе, к животным; чем увлекаются, что любят и не любят; о чём рассказывают, какими словами с какой интонацией.
Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Основная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница. Функция родителей – научить ребёнка жить.
Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребёнка, главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьётся великая личность.
Семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Характер эмоционального благополучия ребёнка определяется эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка.
Одна из форм работы с родителями – родительское собрание, на которых можно обсуждать любую тему как по инициативе родителей, так и по предложению педагога. Хотелось бы остановиться на одной теме “В каждом доме свои традиции”.
Собрание имеет дискуссионный характер, родители рассуждают и отвечают на вопросы:– Что, по-вашему, входит в понятие “семейные традиции”?
– Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
– Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка?
– Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка?
Семейные традиции – конечно это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую ёлку; заниматься разведением цветов, заниматься танцами и выступать на дне рождения. Это традиция – вместе с ребёнком сооружать постройки и приглашать других членов семьи на выставки. Это и совместные занятия спортом, где папа тренер. Это традиционные походы, пикники на природу, выезд к бабушке с дедушкой в деревню.
– Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Праздник – это событие в детской жизни, и ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного важного события до другого. И наоборот, тускло и серо было бы детство, если из него выбросить праздники.
– Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
Обязательно нужно оформить квартиру или комнату ребёнка. Это создаёт определённое настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и дети. Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы.
Отмечая общие праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Привлекайте детей к изготовлению подарков для родственников, пусть в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Это посеет семена доброты у Вашего ребёнка.
– Какие подарки Вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребёнок принимает подарок и как благодарит за него.
– Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное.
– В вашей семье существует традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребёнком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности ребёнка, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьёй за город, на дачу, где вместе с ребёнком побродить по лесным тропинкам, полюбоваться красотой окружающей природы, собрать природный материал, а затем изготовить поделки. Приучать ребёнка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатством.
– Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев, выставок должно стать праздником для всей семьи. Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то ещё не поздно начать собирать какие-то коллекции у себя дома. В результате чего у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.
– В какие игры и как часто Вы играете с ребёнком?
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребёнка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нём начала своё движение. И в этом нам помогает игра. Игра – это жизнь ребёнка, а не подготовка к жизни. Игра – должна стать традиционной в каждой семье. Взрослые не должны нарушать свободу игры ребёнка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.
И всё же , что означает слово – семья? Из словаря И.Даля: “Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми”.
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.
** В гостях хорошо, а дома лучше.
** Дети не в тягость, а в радость.
** Когда семья вместе, и сердце на месте.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, когда рядом семья, родные и близкие люди. Прежде всего только в семье ребёнок получает первичные азы духовности, нравственности, эмоционального восприятия окружающего мира.
Презентация “Семья, как система духовно-нравственного и эмоционального развития ребёнка – дошкольника.”