Урок "Как могут эти дни забыться…"

Разделы: Внеклассная работа


Тема урока: Борис Константинович Макаров «Гераньки». «Как могут эти дни забыться…»

Цель урока: К концу урока учащиеся задумаются о ценности человеческой жизни, о жестокости, пагубности войны.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством забайкальского писателя Б. К. Макарова, продолжить обучение анализу художественного произведения, раскрытия внутреннего мира героев. Формировать умения и навыки оценивать поступки героев; выражать свое отношение к проблемам, поднятым автором в произведении; внимательно относиться к писательскому слову.
  • Воспитывать уважение к людям, пережившим войну, отрицательное отношение к предательству.
  • Развивать навыки вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову. Развивать исследовательские способности учащихся.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации картин художников о войне.

План урока:

  1. Слово учителя.         
  2. Сообщение о писателе.   
  3. Беседа.          
  4. Выразительное чтение.
  5. Исследование текста.
  6. Обобщение.
  7. Д/з.

Ход урока

1. Слово учителя.

Борис Константинович Макаров «Гераньки».

«Как могут эти дни забыться…»

Слезы вдов и сирот России –
Сердцем выстраданная быль.
Н. Полякова.

«Как могут эти дни забыться…» Эти слова поэта Николая Рыленкова о войне. Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины, но и хрупкие, нежные девушки, женщины.

Она в войну четыре года
Травой кормила сыновей.
Она ночей недосыпала
И, забывая о себе,
Пахала, сеяла, копала,
Латала щели на избе.
И если б вдруг такое счастье –
Вернулся муж (под Брестом пал),
Он у своей старушки Насти
Всю жизнь бы руки целовал. 

Б. Макаров

Суровую тяжесть войны пришлось переживать и детям.

2. Сообщение о писателе.

Какой же запомнилась та война, послевоенные годы детям тех лет?! Сегодня на уроке мы узнаем о войне, о послевоенных годах от человека, родившегося за два года до начала войны. Сегодня познакомимся с забайкальским писателем Борисом Константиновичем Макаровым, его творчеством. Он по профессии педагог, работал учителем в поселке Холбон Забайкальского края. Сейчас это известный писатель, редактор районной газеты в селе Акша. Многие его произведения – это горькие воспоминания о трудных послевоенных годах.

3. Беседа.

Прочитан рассказ-быль Б.К.Макарова «Гераньки».

– В какое время и где происходит действие рассказа-были? (деревня, «шесть лет как война кончилась»)

– С какими героями вы познакомились в начале рассказа? Что отличает их друг от друга?

– Какие ключевые слова помогают раскрыть характер Вальки и Саньки? Перечитайте диалог Вальки и Саньки и назовите слова, характеризующие героев рассказа-были.

Валька

Санька

По-старушечьи вздохнул, явно подражая кому-то;

Важно, неторопливо подтянул штаны;

Перешел в седьмой – выпускной. Загордился…

Под вечер геранек пойдем дразнить;

Вчера целый час Аньку Разумиху дразнили…– Веселуха! Обхохочешься.

Ну, держись, гераньки!..

…взял на себя роль командира.

Почему гераньками зовут?

Может, их не надо дразнить, раз больные;

Санька – пятиклассник, и то ничего не боится;

Мать вокруг пальца обвел

Валька стремится подражать взрослым, верховодить над всеми, не задумывается о своих поступках. Главное для него – весело провести время.

Санька находится под влиянием Вальки. Он безвольный, обманывает мать по совету Вальки, но испытывает сочувствие к больным девочкам.

– Попробуйте с помощью прилагательных дать характеристику каждому мальчику.

Бездушный – бессердечный, бесчувственный, черствый, каменный.

Добрый – добродушный, благодушный, добросердечный, отзывчивый.

Безвольный – слабовольный, слабодушный, слабый, бесхарактерный,  слабохарактерный, мягкотелый.

Неустойчивый – ненадежный, непостоянный.

4-5. Выразительное чтение. Исследование текста.

– Выразительно перечитаем сцену мероприятия по ролям. (автор, Валька, Санька, дядя Ганя). Проследите за состоянием мальчиков во время «мероприятия».

1 группа

Выпишите ключевые слова, помогающие раскрыть характер Вальки.

(тонкая, длиннопалая рука; резко толкнула меня навстречу дяде Гане; визгливый голос Вальки; предательский толчок Вальки; на фронте таких предателями считали (д. Ганя); Валька был моим другом; за друзей иногда бывает стыдно сильнее, чем за себя (Санька))

2 группа

Выпишите ключевые слова, помогающие раскрыть характер Саньки.

(перекошенное от страха лицо; ошарашенный спокойствием сразу подчинился. Подал костыли. Помог встать. Мучительно ждал, когда начнет прорабатывать меня – ругать, грозить; Опешил)

– Назовите слова, какими называют издевательства над больными девочками. Почему так называют герои, автор?

  • под вечер геранек дразнить пойдем; веселуха; запланировали, ну, это… мероприятие… надо провести – Валька
  • мероприятие, «мероприятие» – автор.

Из толкового словаря. Мероприятие – организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление определенной цели.

– Как ведет себя дома Санька после «мероприятия»?

(Отказавшись от еды, быстро юркнул в постель; проснулся рано; вспомнив вчерашнее «мероприятие» снова струхнул; решил на время быть паинькой; мог бы сочинить душещипательную историю, но вдруг вспомнил бледное лицо гераньки Галины. Летящего по воздуху одноногого бескостыльного дядю Ганю, тонкую, длиннопалую руку Вальки и даже неожиданно для самого себя… заплакал; рассказал маме все – о «мероприятии»)

– Отчего так тяжело переживает Санька? (предательство друга, чувство угрызения совести, чувство стыда перед дядей Ганей, родителями)

– Автор пишет: «в тот летний день состоялся наш первый взрослый разговор с мамой». Как вы думаете, почему этот разговор он назвал «взрослым»?

Взрослыми считаются те люди, которые могут отвечать за свои поступки. Из безвольного мальчишки, который, раскрыв рот, слушает Саньку, он превращается в мальчишку, который готов отвечать за свои поступки, принимать решения.

– Как автор относится к герою?

– Почему рассказ-быль назван «Гераньки»?

(Девочки выживали, но росли худыми, бледными, как травинки на сухой, каменистой земле. Некоторые из них не могли учиться, а когда подросли, не смогли работать. Их выпил голод, выпила война. Они стали инвалидами войны с детства.)

– Прочитайте слова матери о «гераньках». (стр.27).

– Б.К.Макаров рассказал о своих земляках, а что вы знаете от своих дедушек, бабушек о том времени?

6. Обобщение.

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?!... И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу…» – через десятки лет после войны напишет писатель Виктор Петрович Астафьев, прошедший дорогами той жестокой войны. Война принесла много горя людям, и мы не должны забывать об этом, чтобы сохранить мир на земле. Мы должны уважительно относиться к людям, пережившим войну.

7. Д/з.

Подготовьте творческую работу (рисунок, сочинение и др.), в которой выразите свое отношение к войне.