Цели занятия:
- Познакомить учащихся с значением и происхождением личных имен. Формировать умения и навыки работать со справочной литературой, выступать с сообщениями перед слушателями.
- Воспитывать стремление совершать добрые поступки.
- Развивать речь учащихся.
Работа справочного бюро.
Учащиеся заранее готовят сообщения, узнавая значение и происхождение имен – своих, родственников, соседей, знакомых.
Имя доброе навек
1. Вступление.
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед,
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Лозы – пряное питье,
Овцы – тонкое руно,
Оставляет человек
Имя доброе навек. (О.Дриз)
При рождении каждому человеку дается имя. Каждое имя несет в себе запас энергии. Это как некий «проявитель» бесчисленных возможностей, дремлющих в нас. Чем «сильнее» имя, тем больше их будет проявлено, тем полнее реализуется личность. Никто не может лучше выбрать имя ребенку, чем та, что будет кормить малыша, заботиться о нем и воспитывать – его мать.
– Знаете ли вы, почему вас так назвали, и кто дал вам это имя?
Сегодня тема нашего разговора – «Имя». Мы постараемся заглянуть в тайну имени.
«Человеку трудно познать тайну имени, так же как и тайну собственного бытия».
2. Сообщения. Конкурсы.
1) Считают, что имя влияет на характер человека, его темперамент. Каждой букве соответствует ключевое слово, характеризующее человека.
– Запишите в столбик свое имя и напротив каждой буквы запишите соответствующее слово.
А – порыв, устремленность, поток энергии.
Б – «борюсь», «боюсь» – выбор, сомнение.
В – верю, владею – воля.
Г – горю, гневаюсь, горжусь – вспыльчивость, поток страсти.
Д – действую, думаю – деятельность.
Е – размышление, созерцание, интеллектуальная активность.
Ж – жалуюсь, жду – жалостливый склад характера.
Ё – необъяснимая, захватывающая радость, восторг.
З – злюсь, завидую.
И – ищу, состояние поиска, устремленность.
Й – неопределенность, необъяснимые страхи, раздражительность.
К – каюсь, состояние раскаяния.
Л – люблю, потребность в наличии такого чувства.
М – мечтаю, мучаюсь, могу.
Н – надеюсь, состояние надежды.
О – состояние восхищения, эмоционального горения, полета.
П – проповедую, стремление воспитывать, наставлять, стремление к знаниям.
Р – работаю, рву; человек все делает по максимуму.
С – смею, сомневаюсь; высокий потенциал возможностей, которые не находят должного развития. ( Лестница – отпиливание ступенек)
Т – твержу; упрямство, твердость, непреклонность.
У – устремленность, порожденная увлечением.
Ф – фантазирую, мираж, призрак.
Х – хочу; устойчивая гражданская незрелость.
Ц – цепляться; стремление к зависимости, защищенности.
Ч – чувствовать; глубокое понимание предмета их интереса.
Ш – шуметь; непоседливый характер человека, внутреннее одиночество, страдание.
Щ – щупать; полное растворение в материальном, конкретном ( Кощей).
Ь – мягкость, вкрадчивость, лукавство.
Э – растерянность, поиск покровителя, готовность уйти под начало сильной и влиятельной личности.
Ю – стремление отказываться от своих же собственных обязательств.
Я – эго личности человека; полагается исключительно на свои силы.
А теперь обратите внимание на свойства характера по буквам своего имени.
Петр I – (П – стремление приобретать и копить, причем это качество проявляется с рождения)
Если есть уменьшительная форма имени, то человек изначально обладает способностью неосознанно для самого себя смягчать те или иные ситуации, более раскован и раскрепощен в общении и в отношениях. Если же имя не имеет общепринятой уменьшительной формы, такая ситуация ужесточает характер человека, делает его категоричным, резким. Это развивает в них замкнутость, постепенно снижает потребность в общении.
– Запишите свое имя или имя своего друга, подруги с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прочитайте их.
2) Самые разные имена есть в нашем языке. Некоторые имена являются одновременно и названиями цветов. Приведите примеры таких имен.
Легенды.
Роза. Роза посвящена Афродите, ее высаживают вокруг храмов, а увядшие на ее челе цветы считают чудодейственными. «Радость Афродиты» назвал древнегреческий поэт Анакреонт. Розы оставались белыми до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Из капель божественной крови и появились красные розы.
Трагическая история позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла ее Диана и бросила в куст колючего терновника. Не смогла несчастная выбраться, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал ее, а потом обратился к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюбленных – и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слез влюбленных родилась роза.
Маргаритки. По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве, и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белой в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.
В честь известных истории людей названы города, озера, реки, горы. Какие географические названия в честь известных людей вы можете назвать?
Сообщение учителя географии об истории названий в честь известных людей.
Некоторые имена замечательных людей становятся нарицательными существительными. Назовите такие слова. За каждый ответ жетон.
Сообщение учителя математики, физики об известных именах.
Конкурс. Исполните песню, в которой есть собственное имя. Каждый участник получает жетон за песню. В итоге внеклассного мероприятия называется победитель.
Конкурс.
– Какими именами называли детей в давние времена? Как звали ваших прабабушек, прадедов?
Аверьян, Агап, Агафон, Аким, Андриан, Антип, Архип, Демид, Дорофей, Евлампий, Елистрат, Захар, Савва, Феоктист, Фекла, Авдотья, Агафья, Аграфена, Агриппина, Акулина, Варвара, Домна и др.
Некоторые имена пришли в наш язык из других языков. Например из греческого языка пришли имена: Александр, Андрей («мужчина»), Зоя («жизнь»), Виталий («жизнь»), Алла («Другой, иной»), Геннадий («род, происхождение»), Трофим ( «Питание»), Георгий («земля + работа»), София («мудрость») и др.
«Орфография. Этимология на службе орфографии». С.И. Львова, стр. 44
– Как вы понимаете слова «имя доброе»? Что значит иметь «доброе имя»?
Имя человека – это и чувство достоинства, благородство человека, его добрые дела, поступки. Всей своей жизнью человек заслуживает достойное отношение людей к нему. Впишите в историю своей жизни добрые дела.