Занятие "Имя доброе навек"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • Познакомить учащихся с значением и происхождением личных имен. Формировать умения и навыки работать со справочной литературой, выступать с сообщениями перед слушателями.
  • Воспитывать стремление совершать добрые поступки.
  • Развивать речь учащихся.

Работа справочного бюро.

Учащиеся заранее готовят сообщения, узнавая значение и происхождение имен – своих, родственников, соседей, знакомых.

Имя доброе навек

1. Вступление.

Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед,
Нивы – золото зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Лозы – пряное питье,
Овцы – тонкое руно,
Оставляет человек
Имя доброе навек. (О.Дриз)

При рождении каждому человеку дается имя. Каждое имя несет в себе запас энергии. Это как некий «проявитель» бесчисленных возможностей, дремлющих в нас. Чем «сильнее» имя, тем больше их будет проявлено, тем полнее реализуется личность. Никто не может лучше выбрать имя ребенку, чем та, что будет кормить малыша, заботиться о нем и воспитывать – его мать.

– Знаете ли вы, почему вас так назвали, и кто дал вам это имя?

Сегодня тема нашего разговора – «Имя». Мы постараемся заглянуть в тайну имени.

«Человеку трудно познать тайну имени, так же как и тайну собственного бытия».

 2. Сообщения. Конкурсы. 

1) Считают, что имя влияет на характер человека, его темперамент. Каждой букве соответствует ключевое слово, характеризующее человека.

– Запишите в столбик свое имя и напротив каждой буквы запишите соответствующее слово.

А – порыв, устремленность, поток энергии.

Б – «борюсь», «боюсь» – выбор, сомнение.

В – верю, владею – воля.

Г – горю, гневаюсь, горжусь – вспыльчивость, поток страсти.

Д – действую, думаю – деятельность.

Е – размышление, созерцание, интеллектуальная активность.

Ж – жалуюсь, жду – жалостливый склад характера.

Ё – необъяснимая, захватывающая радость, восторг.

З – злюсь, завидую.

И – ищу, состояние поиска, устремленность.

Й – неопределенность, необъяснимые страхи, раздражительность.

К – каюсь, состояние раскаяния.

Л – люблю, потребность в наличии такого чувства.

М – мечтаю, мучаюсь, могу.

Н – надеюсь, состояние надежды.

О – состояние восхищения, эмоционального горения, полета.

П – проповедую, стремление воспитывать, наставлять, стремление к знаниям.

Р – работаю, рву; человек все делает по максимуму.

С – смею, сомневаюсь; высокий потенциал возможностей, которые не находят должного развития. ( Лестница – отпиливание ступенек)

Т – твержу; упрямство, твердость, непреклонность.

У – устремленность, порожденная увлечением.

Ф – фантазирую, мираж, призрак.

Х – хочу; устойчивая гражданская незрелость.

Ц – цепляться; стремление к зависимости, защищенности.

Ч – чувствовать; глубокое понимание предмета их интереса.

Ш – шуметь; непоседливый характер человека, внутреннее одиночество, страдание.

Щ – щупать; полное растворение в материальном, конкретном ( Кощей).

Ь – мягкость, вкрадчивость, лукавство.

Э – растерянность, поиск покровителя, готовность уйти под начало сильной и влиятельной личности.

Ю – стремление отказываться от своих же собственных обязательств.

Я – эго личности человека; полагается исключительно на свои силы.

А теперь обратите внимание на свойства  характера по буквам своего имени.

Петр I – (П – стремление приобретать и копить, причем это качество проявляется с рождения)

Если есть уменьшительная форма имени, то человек изначально обладает способностью неосознанно для самого себя смягчать те или иные ситуации, более раскован и раскрепощен в общении и в отношениях. Если же имя не имеет общепринятой уменьшительной формы, такая ситуация ужесточает характер человека, делает его категоричным, резким. Это развивает в них замкнутость, постепенно снижает потребность в общении.

– Запишите свое имя или имя своего друга, подруги с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прочитайте их.

2) Самые разные имена есть в нашем языке.  Некоторые имена являются одновременно и названиями цветов. Приведите примеры таких имен.

Легенды.

Роза. Роза посвящена Афродите, ее высаживают вокруг храмов, а увядшие на ее челе цветы считают чудодейственными. «Радость Афродиты» назвал древнегреческий поэт Анакреонт. Розы оставались белыми до тех пор, пока не случилось несчастье с ее любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Из капель божественной крови и появились красные розы.

Трагическая история позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла ее Диана и бросила в куст колючего терновника. Не смогла несчастная выбраться, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал ее, а потом обратился  к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюбленных – и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слез влюбленных родилась роза.

Маргаритки. По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве, и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белой в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.

В честь известных истории людей названы города, озера, реки, горы. Какие географические названия в честь известных людей вы можете назвать?

Сообщение учителя географии об истории названий в честь известных людей.

Некоторые имена замечательных людей становятся нарицательными существительными. Назовите такие слова. За каждый ответ жетон.

Сообщение учителя математики, физики об известных именах.

Конкурс. Исполните песню, в которой есть собственное имя. Каждый участник получает жетон за песню. В итоге внеклассного мероприятия называется победитель.

Конкурс.

– Какими именами называли детей в давние времена? Как звали ваших прабабушек, прадедов?

Аверьян, Агап, Агафон, Аким, Андриан, Антип, Архип, Демид, Дорофей, Евлампий, Елистрат, Захар, Савва, Феоктист, Фекла, Авдотья, Агафья, Аграфена, Агриппина, Акулина, Варвара, Домна и др.

Некоторые имена пришли в наш язык из других языков. Например из греческого языка пришли имена: Александр, Андрей («мужчина»), Зоя («жизнь»), Виталий («жизнь»), Алла («Другой, иной»), Геннадий («род, происхождение»), Трофим ( «Питание»), Георгий («земля + работа»), София («мудрость») и др.

«Орфография. Этимология на службе орфографии». С.И. Львова, стр. 44

 – Как вы понимаете слова «имя доброе»? Что значит иметь «доброе имя»?

Имя человека – это и чувство достоинства, благородство человека, его добрые дела, поступки. Всей своей жизнью человек заслуживает достойное отношение людей к нему. Впишите в  историю своей жизни добрые дела.