Цели урока:
- Создать условия для осознания учащимися языковых особенностей обособленных определений. Показать учащимся коммуникативно-стилистические возможности обособленных членов предложения, употребляемых в текстах разных стилей. Формировать умения и навыки опознавать обособленные определения, выделять знаками препинания на письме.
- Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру.
- Развивать практические навыки учащихся, речь учащихся.
Оборудование: презентация «Обособленные члены предложения» (Приложение 1), тесты.
План урока:
- Тестирование.
- АЗУ
- Усвоение нового. Работа в группах.
- Презентация работ.
- Обобщение.
- Д/з.
Ход урока
1. Тестирование.
1) Из «перепутанных» предложений соберите текст.
(А) Однако правила и практика печати не всегда совпадают.
(Б) Устойчивость пунктуации поддерживается правилами, знание которых помогает ученикам писать грамотно.
(В) Несовпадение это, исторически объяснимое, может быть более существенным или менее существенным.
(Г) Эти правила объединяют все звенья пунктуационной системы.
Выберите вариант ответа:
- Б, А, Г, В
- Б, В, А, Г
- Б, Г, А, В
- Г, Б, А, В
2) Какие языковые средства усиливают смысловую связь между предложениями в тексте?
- лексический повтор
- вводные слова
- местоимения
- союзы
- однокоренные слова
3) Определите стиль текста:
- официально-деловой
- публицистический
- научный
- разговорный
4) В каком слове звуков больше, чем букв?
- всегда
- звенья
- писать
- знание
5) В каком предложении есть причастный оборот?
2. АЗУ
– Какие морфологические признаки свойственны причастию?
– В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми?
Работа по таблице (морфологические признаки причастия).
(Слайд 1)
Обособленные определения.
Обособленный – 1) Расположенный отдельно от других, стоящий особняком; 2) Являющийся относительно самостоятельной (по интонации и отношению к другим членам предложения) составной частью предложения. (Обособленные определения)
3. Усвоение нового. Работа в парах.
Работа по карточкам в группах. Каждая группа получает отдельное задание: провести наблюдение над текстом и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
(Слайд 2)
1 группа.
Распространите выделенные существительные причастными оборотами. Сравните тексты и сделайте вывод о значении причастных оборотов.
Ветер, ….., наполнял все существо радостью недалекого лета. Листья трепетали под солнцем, как пчелы, а в стволах берез, ……, так и чувствовалось биение сладкого, душистого сока. Елки, ….., казались праздничными. Певчие птицы перед сумерками пели все звонче.
(Слайд 3)
2 группа.
Найдите в тексте обособленные определения и определите способы обособления.
Степь становилась меж тем все светлее и просторнее. Только на западе стояла еще стеной синева уходящей ночи. Из-за голубой черты на востоке стремительно выплыло солнце, веселое и большое. Широкий веер, брызжущий и слепящий, развернулся над всей огромной степью, уперся в синюю стену на западе, растопил ее. И сразу же то тут, то там стали круто взмывать голосистые жаворонки, весело затявкали тарбаганы, повылезшие из нор.
К. Седых «Даурия»
Тарбаган – млекопитающее рода сурков. Длина до 60 см. В России (в степях Забайкалья и Тувы), Монголии, Северо-Восточном Китае. Носитель возбудителя чумы.
(Слайд 4)
3 группа.
Запишите текст, вставьте буквы, объясните орфограммы. Расставьте знаки препинания.
С каждым днем ясней и выше становилось мартовское небо и солнце все пристальней и дольше ра..глядывало тайгу, словно прим..ряясь, откуда принят?ся за дело. После буйных в..тров и метелей деревья стояли пасмурные и голые, с ветвями покрытыми коркой льда. В самый тихий безоблачный (пол)день до каждого дерева д..тронулось с доброй улыбкой солнце и оттаяли ра..прямились ветви обрадованно пот..нулись навстречу его лучам. По всем солнцепекам запахло смолистой горечью ви(н, нн)ым духом багульника и по..талым снежком.
К.Ф. Седых «Даурия»
(Слайд 5)
4 группа.
Определите роль обособленных определений в тексте, записав отрывок, опуская все обособленные члены предложения.
В марте мороз еще властвует, но постепенно начинает сдавать свои позиции. Солнце все дольше и дольше задерживается в бездонно-голубом небе, лучи его становятся ласковее, теплее… На полях появляются проталины, а в лесу снег чистый, с голубоватым оттенком. Все чаще случаются оттепели, сопровождаемые веселым перезвоном капели. Хрустальные сосульки, вдосталь покрасовавшиеся на карнизах крыш, с бесшабашной удалью падают на завалинки.
А на полянках, где солнце пригревает сильнее, пробивается первая зелень, и расцветают подснежники-ургуйки.
(Слайд 6)
5 группа.
Определите роль обособленных определений в тексте, записав отрывок, опуская все обособленные члены предложения.
Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку, спокойно смотревшую на нас. В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим доверчивых птиц и зверей. Сомнения нет, что живущие на воле лисицы нередко ловят зазевавшихся крупных птиц, изредка таскают домашних уток и кур, любят зайцев-беляков и русаков. Лисицы помнят свои кладовые и, когда нет добычи, доедают спрятанное про запас мясо. Они разоряют гнезда птиц, свитые на земле, ловят подростков-птенцов, не умеющих хорошо летать.
(Слайд 7)
6 группа.
Сравните тексты, определите стиль и сделайте вывод о том, для каких стилей характерно употребление обособленных определений.
1) Жаворонок – певчая птица отряда воробьиных, обитающая преимущественно в полях и лугах. Длина 11-23 см. Песня у многих видов звонкая и мелодичная.
2) – Здорово, дед.
– Будь здоров, мил человек.
– Ты, дед, здешний абориген?
– Кто такой, говоришь?
– Ну… из этой деревни?
– Другой тут, вроде бы, и нету-ка.
3) Кедр! Суровый властелин северных лесов!
На первый взгляд кедры-подростки походили на сосну, но стоило приглядеться внимательнее, как всякое сходство пропадало. У сосенок ветви задорно и радостно тянутся вверх, к солнцу, сосенки всегда кажутся веселыми, жизнерадостными. Приятно пройтись по сосняку: там весело, сухо, почти не умолкают птичьи голоса.
Кедрач встречает пришельца глухим безмолвием, предостерегающим шумом ветра в вершинах. Мрачным полусумраком.
4) 1 марта в 11 часов на Театральной площади будет объявлено об образовании Забайкальского края. Праздничные торжества будут длиться весь день.
Торжественные мероприятия, посвященные именинам Забайкальского края, пройдут и в районах области.
(Слайд 8)
7 группа.
Напишите текст на тему «Весна», используя предложения с обособленными определениями.
4. Презентация работ.
(Слайд 9)
– Особую смысловую емкость и выразительность придают тексту обособленные причастные обороты. А.М. Пешковский говорил, что они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения». Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность.
– Обособляются определения после определяемого слова, состоящие из двух нераспространенных однородных прилагательных или причастий.
– С помощью обособленных определений вносятся дополнительные сведения в предложения. Обособленные определения придают речи особую выразительность, с особой экспрессией выделяют важные детали.
– Обособленные определения характерны для всех стилей, кроме разговорного. Обособленные определения в научной и деловой речи – прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.
5. Обобщение.
– А теперь обсудите в группах, что сегодня изучили на уроке, составьте визитную карточку урока.
(Слайд 10)
Визитная карточка урока.
– Что нового вы сегодня узнали?
Что удалось / не удалось на уроке?
6. Д/з
(Слайд 11)
Выпишите текст из книги или напишите свой текст на свободную тему с обособленными определениями.