Цели и задачи урока:
- Ввести число 10, рассмотреть состав числа 10, учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав; закрепить умение решать задачи и уравнения.
- Создать условия ощущения радости у детей в процессе обучения с помощью выполнения упражнений, эффективных для сохранения и укрепления здоровья.
- Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
- Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину.
Формы работы:
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая
- дифференцированная
Оборудование: карточки с инструкциями, карточки для групповой и дифференцированной работы, геометрический материал, ТСО (магнитофон), CD-диск с песней «Улыбка», «цифровик», эмблемы настроения.
Ход урока
I. Организационное начало.
Цель: настроить учащихся для плодотворной работы на уроке, организовать внимание учащихся.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тихо сели девочки –
Тихо сели мальчики.
– Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ученики поднимают эмблемы настроения).
– А для работы, как вы думаете, какой настрой лучше выбрать? Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Цель: проверить умение решать задачи, повторить состав числа 7, определить проблему, поставить цели урока.
1. Задачи (блиц-турнир) (дети показывают ответы с помощью «Цифровика»)
- У пеликана в гнезде 2 птенца, а у аиста 4 птенца. Сколько птенцов у этих птиц? (6)
- Пеликан весит 9 кг, а гриф на 2 меньше. Сколько весит гриф? (7)
- Кенгуру в зоопарке ежедневно добавляют в пищу 3 кг травы и зелёных веток. Травы 2 кг. Сколько килограммов зелёных веток дают кенгуру? (1)
- В гнезде у тетерева сначала вылупилось 2 птенчика, а потом ещё 5. Сколько всего птенцов в гнезде у тетерева? (5)
На доске ответы: 6, 7, 1, 5.
– Прочитайте ответы в порядке возрастания (1, 5, 6, 7). Какое число лишнее и почему? Какие равенства можно составить с этими числами? (1+5=6 1+6=7 7-6=1 6-5=1 6-1=5 7-1=6 – выражения записываются на доске)
2. Повторение состава числа 7.
– Ещё одна задача. Речь пойдёт о поленьях дров. А что такое полено, объясните значение слова? (Это кусок распиленного и расколотого бревна для топки).
Для растопки печи нужно 9 поленьев. У бабушки всего 2 полена, и она попросила внуков принести несколько поленьев дров. По сколько поленьев могли принести Петя и Маша?
На доске равенство: 2 + + = 9. (Возможные варианты: 6+1, 5+2, 4+3, 3+4, 2+5, 1+6, 7+0, 0+7, записываю под окошками на доске)
– Посмотрите внимательно и скажите сколько всего поленьев прибавляли к 2, чтобы получить 9? (Мы повторили состав числа 7)
3. Практическая работа.
Работа в группах. Каждая группа получает конверт с большим по размеру треугольником и 10 кружками двух цветов определённого количества.
– Внимательно прочитайте инструкцию и выполните все задания.
– Приклеили кружки на треугольнике. Что заметили? (Кружков всего 10, они разного цвета и количества, следовательно можно указать состав числа 10.)
– Какой вариант состава числа 10 встретился в каждой группе? Запишите на доске. (Таким образом, каждая группа записывает свой вариант.)
– Составьте все возможные равенства для своего варианта разбивки, укажите в равенствах целое и части. (Например, 6+4=10 4+6=10 10-4=6 10-6=4 – целое обводят кружком, части подчёркивают в каждом выражении. Записывают в тетради в клетку)
4. Определение темы урока. Постановка целей.
– Проанализируйте выполненные задания.
– Попробуйте определить тему урока. («Число 10» – пишу на доске)
– Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Познакомиться с числом 10, с его частями, научиться писать это число, составлять выражения с этим числом, будем сравнивать с другими числами.)
5. Число 10.
– Чем число 10 отличается от остальных? (При записи используем два знака – 1 и 0.)
– Покажите место числа 10 на числовом отрезке. Что можете рассказать об этом числе?
– Откройте учебник на с.39, на клетчатом поле найдите число 10, пропишите строчку до конца.
– Сколько всего десятков получилось? (11). Кто-нибудь может сказать какое это число получается? (110)
III. Первичное закрепление. Повторение пройденного.
Цель: закрепить знание состава числа 10, продолжить формирование умения решать задачи на нахождение целого и части, умения решать открытые задачи.
1. Продолжение знакомства с 10.
Работа с учебником. Стр.38 – демонстрационное табло.
– Сколько рыбок на сюжетной картинке?
– Как обозначить количество рыбок на рисунке? (Число10. X – римская цифра; десять кружочков – точек в форме треугольника.)
2. Состав числа 10.
– Что нужно сделать? Объясните. (С помощью рисунка-чертежа составить выражения-суммы, равные 10, используя натуральный ряд чисел)
Физкультминутка.
Цель: восстановить работоспособность учащихся, снять эмоциональную нагрузку.
Девочка и мальчик проводят физкультминутку с учащимися класса. По очереди говорят такие слова:
М: Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Д: Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
М: Нашей матушке-землице
В пояс нужно поклониться.
Д: Повернулись влево-вправо –
Стало гибким наше тело.
М: Поднимаемся всё выше –
Выше дома, выше крыши.
Д: Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
М: носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
М и Д: Раз-два,
Дети: Выше голова!
М и Д: Три-четыре,
Дети: Руки шире!
М и Д: Пять-шесть,
Дети: Тихо сесть!
М и Д: Семь-восемь,
Дети: Лень отбросим!
3. Решение задач.
№ 7, с.39.
Дети читают задачу, выбирают нужную схему и решение записывают в тетради в клетку.
Анализ задач:
– Что известно в задаче? Что ищем? Как найдём?
– Какая задача отличается выбором действий? Почему? (Задача а), так как нужно найти целое.)
4. Дифференцированная работа.
Пользуясь составом числа 10, выполните самостоятельную работу по карточкам (2 человека у доски).
– Проверка. Объясните, какие числа вставили в «окошки»?
5. Задачка для математиков.
«В классе было 3 больших и 4 маленьких обруча. На урок физкультуры взяли 4 обруча. Сколько и какие обручи могли быть?». Рассмотрим возможные случаи.
Возможные случаи |
3 больших обруча |
4 маленьких обруча |
По 4 обруча 1) |
+ + + |
+ |
2) |
+ |
+ + + |
3) |
+ + |
+ + |
4) |
|
+ + + + |
IV. Итог урока.
– Что узнали о числе 10?
– Чем оно отличается от остальных?
– Повторим состав числа 10.
– Какое задание вам понравилось?
– Какое задание на уроке было самым интересным? А самым трудным?
– С каким настроением заканчиваете урок? Поднимите эмблему настроения.