Урок "Число 10". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи урока:

  • Ввести число 10, рассмотреть состав числа 10, учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав; закрепить умение решать задачи и уравнения.
  • Создать условия ощущения радости у детей в процессе обучения с помощью выполнения  упражнений, эффективных для сохранения и укрепления здоровья.
  • Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину.

Формы работы:

  • индивидуальная
  • фронтальная
  • групповая
  • дифференцированная

Оборудование: карточки с инструкциями, карточки для групповой и дифференцированной работы, геометрический материал, ТСО (магнитофон), CD-диск с песней «Улыбка»,  «цифровик», эмблемы настроения.

Ход урока

I. Организационное начало.

Цель: настроить учащихся для плодотворной работы на уроке, организовать внимание учащихся.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тихо сели девочки –
Тихо сели мальчики.

– Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ученики поднимают эмблемы настроения).

– А для работы, как вы думаете, какой настрой лучше выбрать? Давайте создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнёмся друг другу и нашим гостям.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.

Цель: проверить умение решать задачи, повторить состав числа 7, определить проблему, поставить цели урока.

1. Задачи (блиц-турнир) (дети показывают ответы с помощью «Цифровика»)

  1. У пеликана в гнезде 2 птенца, а у аиста 4 птенца. Сколько птенцов у этих птиц? (6)
  2. Пеликан весит 9 кг, а гриф на 2 меньше. Сколько весит гриф? (7)
  3. Кенгуру в зоопарке ежедневно добавляют в пищу 3 кг травы и зелёных веток. Травы 2 кг. Сколько килограммов зелёных веток дают кенгуру? (1)
  4. В гнезде у тетерева сначала вылупилось 2 птенчика, а потом ещё 5. Сколько всего птенцов в гнезде у тетерева? (5)

На доске ответы: 6, 7, 1, 5.

– Прочитайте ответы в порядке возрастания (1, 5, 6, 7). Какое число лишнее и почему? Какие равенства можно составить с этими числами? (1+5=6  1+6=7  7-6=1    6-5=1  6-1=5    7-1=6 – выражения записываются на доске)

2. Повторение состава числа 7.

– Ещё одна задача. Речь пойдёт о поленьях дров. А что такое полено, объясните значение слова? (Это кусок распиленного и расколотого бревна для топки).

Для растопки печи нужно 9 поленьев. У бабушки всего 2 полена, и она попросила внуков принести несколько поленьев дров. По сколько поленьев могли принести Петя и Маша?

На доске равенство: 2 +      +     = 9. (Возможные варианты: 6+1, 5+2, 4+3, 3+4, 2+5, 1+6, 7+0, 0+7, записываю под окошками на доске)

– Посмотрите внимательно и скажите сколько всего поленьев прибавляли к 2, чтобы получить 9? (Мы повторили состав числа 7)

3. Практическая работа.

Работа в группах. Каждая группа получает конверт с большим по размеру треугольником и 10 кружками двух цветов определённого количества.

– Внимательно прочитайте инструкцию и выполните все задания.

– Приклеили кружки на треугольнике. Что заметили? (Кружков всего 10, они разного цвета и количества, следовательно можно указать состав числа 10.)

– Какой вариант состава числа 10 встретился в каждой группе? Запишите на доске. (Таким образом, каждая группа записывает свой вариант.)

– Составьте все возможные равенства для своего варианта разбивки, укажите в равенствах целое и части. (Например, 6+4=10        4+6=10     10-4=6       10-6=4 – целое обводят кружком, части подчёркивают в каждом выражении. Записывают в тетради в клетку)

4. Определение темы урока. Постановка целей.

– Проанализируйте выполненные задания.

– Попробуйте определить тему урока. («Число 10» – пишу на доске)

– Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Познакомиться с числом  10, с его частями, научиться писать это число, составлять выражения с этим числом, будем сравнивать с другими числами.)

5. Число 10.

– Чем число 10 отличается от остальных? (При записи используем два знака – 1 и 0.)

– Покажите место числа 10 на числовом отрезке. Что можете рассказать об этом числе?

– Откройте учебник на с.39, на клетчатом поле найдите число 10, пропишите строчку до конца.

– Сколько всего десятков получилось? (11). Кто-нибудь может сказать какое это число получается? (110)

III. Первичное закрепление. Повторение пройденного.

Цель: закрепить знание состава  числа 10, продолжить формирование умения решать задачи на нахождение целого  и части, умения решать открытые задачи.

1. Продолжение знакомства с 10.

Работа с учебником. Стр.38 – демонстрационное табло.

– Сколько рыбок на сюжетной картинке?

– Как обозначить количество рыбок на рисунке? (Число10. X – римская цифра; десять кружочков – точек в форме треугольника.)

2. Состав числа 10.

– Что нужно сделать? Объясните. (С помощью рисунка-чертежа составить выражения-суммы, равные 10, используя  натуральный ряд чисел)

Физкультминутка.

Цель: восстановить работоспособность учащихся, снять эмоциональную нагрузку.

Девочка и мальчик проводят физкультминутку с учащимися класса. По очереди говорят такие слова:

М: Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Д:  Спинки дружно все прогнули –
Вот и мышцы отдохнули.
М: Нашей матушке-землице
В пояс нужно поклониться.
Д:  Повернулись влево-вправо –
Стало гибким наше тело.
М: Поднимаемся всё выше –
Выше дома, выше крыши.
Д: Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
М: носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
М и Д: Раз-два,
Дети: Выше голова!
М и Д: Три-четыре,
Дети: Руки шире!
М и Д: Пять-шесть,
Дети: Тихо сесть!
М и Д: Семь-восемь,
Дети: Лень отбросим!

3. Решение задач.

№ 7, с.39.

Дети читают задачу, выбирают нужную схему и решение записывают в тетради в клетку.

Анализ задач:

– Что известно в задаче? Что ищем? Как найдём?

– Какая задача отличается выбором действий? Почему? (Задача а), так как нужно найти целое.)

4. Дифференцированная работа.

Пользуясь составом числа 10, выполните самостоятельную работу по карточкам (2 человека у доски).

рис.1

– Проверка. Объясните, какие числа вставили в «окошки»?

5. Задачка для математиков.

«В классе было 3 больших и 4 маленьких обруча. На урок физкультуры взяли 4 обруча. Сколько и какие обручи могли быть?». Рассмотрим возможные случаи.

Возможные случаи

3 больших обруча

4 маленьких обруча

По 4 обруча                           1)

                                 +   +   +

 +

                                               2)

                                        +                

 +    +    +

                                               3)

                    +     +   

+ +

                                               4)

 

  +    +    +     +

IV. Итог урока.

– Что узнали о числе 10?

– Чем оно отличается от остальных?

– Повторим состав числа 10.

– Какое задание вам понравилось?

– Какое задание на уроке было самым интересным? А самым трудным?

– С каким настроением заканчиваете урок? Поднимите эмблему настроения.