Урок в 7-м классе, посвященный 65-летию Победы

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

Образовательные:

  • Повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.
  • Умение применять математические знания к решению текстовых задач.
  • Демонстрация тесной связи учебных предметов (математики, истории).

Развивающие:

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Повышение интереса к предметам.
  • Развитие потребности к самообразованию.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к Родине, к ее истории.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
  • Воспитание уважения друг другу, к старшему поколению.

Вид урока: Интегрированный, с применением проектора.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями.
  • Проектор.
  • Презентация.
  • Компьютер и медиапроектор.

Ход урока

Включается музыка военных лет "Журавли", которая настраивает учащихся на военную тематику.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ, важных для обороны и народного хозяйства страны. А через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с с поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству".Велик вклад ученых физиков, математиков, химиков, медиков, конструкторов, инженеров в общую Победу.

Сегодняшний урок посвящен ученым военного времени, тем, кто своим знаниями приближал эту Победу, взяв в руки не оружие, а ручку и карандаш.

Защита творческих проектов, каждой группы.

1 группа: Исследовать и сообщить исторические данные, показывающие роль ученых - математиков в укреплении обороной мощи нашей страны.

Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что "каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня" (Ю. Фучек. Избранное. М.,ГИХЛ, 1955.) Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело президент АН СССР С, И. Вавилов написал: "Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты - все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки" ("Вестник Академии наук СССР", 1947, №11). В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений. Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск - артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона "Государство" говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: "При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает". Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.

Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров.

Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема - обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.

2 группа: Изучить технико-эксплуатационные характеристики нашей военной техники и сопоставить с соответствующими показателями техники противника.

Перед нами задача которую надо решить: В годы Великой Отечественной войны советские конструкторы создали немало образцов первоклассной военной техники. К их числу принадлежит и самый быстрый в те годы истребитель "ЯК-3" - детище конструкторского бюро прославленного советского авиаконструктора Александра Яковлева. Превзойти его скоростные данные конструкторам других стран тогда не удалось. Максимальная скорость "ЯК-3" была720 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109" на 120 км/ч меньше скорости "ЯК-3" и на 30 км/ч больше другого истребителя "Фокке-Вульф-190-А". Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3".

По ходу решения задачи нам стало интересно , какие новые модели самолётов , танков , оружии были созданы в годы войны. Война требует от авиации больших скоростей самолетов. Но, при освоении больших скоростей, авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода - флаттера. За решение этой задачи берется группа ученых во главе с Келдышем. Она разработали сложную математическую теорию флаттера.

Совершенствование стрелкового оружия Накануне войны стрелковые войска оснащались автоматическим оружием. Конструкторы В.А.Дегтярев, Ф.В.Токарев, С.Г.Симонов, Г.С.Шпагин и другие в предвоенные годы создали различные виды автоматического оружия: самозарядные винтовки (СВТ), ручные и зенитные пулеметы, пистолет-пулемет (ППД и ППШ). К началу Великой Отечественной войны огневая мощь стрелкового батальона составила около 15980 выстрелов в минуту. Это значительно повысило огневые возможности стрелковых войск.

На вооружение Сухопутных войск поступили усовершенствованный ручной пулемет Дегтярева и станковый пулемет системы Максима.

Техническое переоснащение Вооруженных Сил нашей страны накануне Великой Отечественной войны также затронула и зенитную артиллерию. Примером может служить 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г., которая применялась для борьбы с низколетящими воздушными целями. Это был большой творческий успех коллектива конструкторов под руководством М.Н.Логинова и Л.А.Локтева. Пушка обладала высокой скорострельностью, из нее можно было вести огонь очередями.

Теоретические и экспериментальные исследования в области реактивного вооружения закончились созданием нового оружия-полевой реактивной артиллерии. Многозарядная боевая установка, получившая впоследствии наименВ предвоенные годы нашими конструкторами были созданы следующие типы минометов: 50-мм ротный миномет образца 1940 г. Был создан конструктором В.Н.Шамариным и предназначался для подавления огневых средств и живой силы противника на поле боя, на обратных скатах высот и в укрытиях. Многие детали его конструкции изготавливались методом глубокой штамповки, что упрощало и удешевляло производство миномета. В Красной Армии это оружие использовалось вплоть до 1943 года.

БМ-13 ("Катюша") Бронетанковое вооружение и техника специальных войск В начале 30-х годов на вооружение Красной Армии стали поступать легкие танки Т-26, танкетки Т-27, плавающие танки Т-37, а затем средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. По огневой мощи и броневой защите средние и тяжелые танки превосходили однотипные образцы бронетанковой.В 1940 г. появился средний танк Т-34 конструкции М.И.Кошкина,А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко. Он стал лучшим средним танком второй мировой войны, на много лет вперед определившим пути развития мирового танкостроения. Весной 1940 года два танка Т-34 первого выпуска совершили пробег по маршруту Харьков-Москва и 17 марта в Кремле продемонстрированы членам советского правительства. Тогда же было подписано постановление о начале серийного производства этих боевых машин. Создатели этого танка установили на среднем танке длинноствольную 76-мм танковую пушку с большой начальной скоростью снаряда и специальный дизельный двигатель В-2 мощностью 500 л.с., который был экономичен, надежен в эксплуатации и позволял развивать скорость до 55 км/час. Широкие гусеницы намного повышали проходимость танка. При сравнительно небольшом весе (28 т) толщина брони была доведена до 45-52 мм. В сочетании с обтекаемой формой корпуса и оптимальным углом наклона броневых листов Т-34 был малоуязвим для противотанковых пушек того времени.

Развитие авиационной техники.Военно-Воздушные силы развивались на базе создания авиационной промышленности. В годы первой пятилетки на вооружение авиации поступил истребитель И-15 конструкции Д.Л.Григоровича, который имел пулеметное вооружение и развивал скорость до 500 км/ч. Затем появились новые типы самолетов дальней авиации - ТБ-1 и ТБ-3 конструкции Д.Л.Туполева, истребители И-15, И-153, созданные конструкторским бюро Н.Н.Поликарпова. В 1935 г. был принят на вооружение скоростной бомбардировщик СБ конструкции А.А.Архангельского. В это же время был создан новый самолет дальней авиации ДБ-3 конструкции С.В.Ильюшина. Дальность его полета достигала 4000 км, а бомбовая нагрузка 4000 кг.

Совершенствование военно-морского флота. Новые крейсеры стали вооружаться 180-мм орудиями с дальностью стрельбы до 207 кабельтовых (38.3 км) и скорострельностью до 3 выстрелов в минуту, а эскадренные миноносцы- 130-мм орудиями с дальностью стрельбы до 139 кабельтовых (25.7 км) и скорострельностью до 10 выстрелов в минуту. Такие артиллерийские системы широко применялись и в береговой обороне Большие подводные лодки и надводные корабли среднего водоизмещения вооружались новыми 100-мм орудиями с дальностью стрельбы 118,5 кабельтовых (22 км). На вооружение речных кораблей в конце 30-х г. поступили 82-мм реактивные установки.

Накануне Великой Отечественной войны проводилась большая работа по созданию новых военно-морских баз в Балтийском и Черном морях. На эти базы передислоцировались основные соединения флотов. Значительное развитие получила морская авиация. К началу 1941 г. в составе ВВС флота истребительная авиация составляла 45.3%, бомбардировочная - 14%, торпедоносная-9.7%, разведывательная-25% и авиация специального назначения-6%.

Т-34, наименование среднего советского танка, применявшегося в Великой Отечественной войне. Масса 28,5 (32) т, экипаж 4-5 человек, пушка 76 (85) мм, 2 пулемета, броня 45-90 мм, скорость до 55 км/ч. Был лучшим танком периода 2-й мировой войны (с 1940).

"ТИГР", наименование немецкого танка Т-VI, применявшегося во 2-й мировой войне с 1943. Масса 56 т, экипаж 5 человек, пушка 88-мм, 2 пулемета, броня до 100 мм, скорость до 38 км/ч. Задание сравнить скорости танков Т-34 и "Тигр".

3 группа. Исследовать и сообщить классу историю нашей школы. Рассказать о учителях математики участниках ВОВ, работавших в нашей школе.

Герой Советского Союза Гнусин А. Ф

Александр Федорович Гнусин родился 24 декабря 1919 в небольшом поселке Топкий Ключ Краснознаменского сельсовета. До 1938 года он учился в школах своего поселка, Знаменки, Усень- Ивановского, работал в колхозе "Труд". Но, видно, внутренний голос побуждал его тянуться к знаниям, поэтому юноша в 1938-1939 годах учился в средней школе №1 г.Белебея и одновременно на десятимесячных преподавательских курсах.

Не успел проявить себя как учитель, не увидел плоды своей работы. В сентябре 1939 года А.Гнусина призывают в Красную армию. Но и на воинской службе Александр Федорович воспользовался возможностью постичь что-то новое, расширить знания. На Дальнем Востоке окончил танковую школу, оттуда в мае 1941 года был послан на учебу в Рязанское артиллерийское училище, где он прошел ускоренный курс обучения. В декабре этого же года А.Гнусин получает звание младшего лейтенанта и направляется в распоряжение командования Закавказского фронта.

Годы войны А.Ф.Гнусин провел на фронте в ожесточенных боях с фашистскими захватчиками. Он сражался на Донском, 1-м, 2-м, 3-м Украинских фронтах. Участвовал в обороне Крыма Кавказа, в освобождении Таманского полуострова, Западной Украины, Польши, Румынии, Венгрии и Австрии. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года Александру Федоровичу Гнусину было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден многими орденами и медалями.

Александр Фёдорович был в Белебее в дни 40-летия Великой Победы, встречался тогда со своими земляками в Усень-Ивановском, учащимися и учителями средней школы №1, трудовыми коллективами. Незабываемая встреча с земляками произошла в декабре 1989 года, когда Герою исполнилось 70 лет. В учебных заведениях и историко-краеведческом музее он рассказывал о своих фронтовых буднях. На встречу с А.Ф. Гнусиным и его супругой Анастасией Михайловной в музей пришли участники Великой Отечественной войны. Александр Фёдорович сказал им: "Преклоняю перед вами колени, земляки".

В 1989 году (это был последний приезд Героя в Белебей) ему было присвоено звание почётного гражданина города.

В декабре 1999 года Александр Фёдорович отметил два юбилея в своей биографии - 55-летие подвига на Дунае и 80-летие со дня рождения. Белебеевские друзья тепло поздравили его с этими датами.

20 июля 2007 года в Одессе на 88 году жизни скончался Герой Советского Союза А.Ф.Гнусин, выпускник Первой средней школы. Светлая ему память.

Митюгов Александрд Иванович.

Митюгов Александр Иванович выпускник1929 года, родился 8/IV- в селе 1912г в селе Усень-Ивановское в бедной крестьянской семье. В 1925году закончил Усень-Ивановскую начальную школу и поступил в Белебеевскую Единую трудовую школу II степени (СОШ №1).С теплотой вспоминает своих учителей В.С.Танкеевского, В.Я.Голова, В.С.Митичкину, П.И.Эделева.

После окончания школы поступает в институт, там во время учебы заведовал кружком ИЗО. Учебно-производственную практику Митюгин проходил в Кагоргозинском сельско хозяйственно техникуме, Мелеузовского района, где продолжает работу и после окончания института (192г).

В 10.1932 завуч техникума, а в марте 1934г. заведующий Районо Мелеузовского района, но эта работа ему не нравилась, он перевелся на любимую работу, преподователя математики в г.Давлеканово. Поступил в заочное отделение механико- матиматического факультета Московского института. Пишет: "Начались годы творческих увлечений и платной научной рабтоы. Это цель моей жизни." Закончить институт не получилось, ушел на фронт. В 1946г. возвращается и начинает работать учителем математики Усень-Ивановской средней школы.

В 1965 г Александр Иванович перешел в Московский областной институт усовершенствования учителей-методистов.

Тоцкий Игорь Евгеньевич.

Тоцкий Игорь Евгеньевич родился 1921г. Учился в СОШ №1 с 1933-1939г. В 1939г закончил школу на отлично, т.е. получил аттестат отличника. Поступил на физико-математический факультет Казанского государственного университета.

В сентябре 1939г был призван в Красную армию, а в феврале 1940г проучившись 1 семестр на физмате КГУ, я уехал в свою часть. На фронт попал в июне 1942г в составе специальной части по уничтожению танков-иистрибительно противотанковой бригады. Бригада была направлена на один из участков фронта под город Харьков. Они попали в окружение, а затем попал в плен. В плену находился около полугода. И когда немцы собирались эвакуировать лагерь военнопленных, они с двумя товарищами совершили побег. Он снова в Красной Армии, был командиром отделения танко- десантной роты мотострелкового батальона отдельной танковой бригады, через некоторое время воинскую профессию и стал связистом, стал телефонистом, а затем радистом.

В августе 1943гза освобождение Харькова награжден медалью "За отвагу". С 02.1944г служил в отдельном огнеметном танковом полку. В 02.1944г участвовал в боях в районе города Насельники, был награжден медалью "З боевые заслуги". Участвовал при освобождении городов Оршу, Борисов, Молодечно, Мареамполь, и получил 2 медаль "За отвагу". В 1942г- прорыв немецкой обороны на границе, взятие г. Кенигсберг, ПИЛЛАТУ награжден "Красная звезда, за взятие Кенигсберга". В мае1946г демобилизован и продолжил учебу в Московском электротехническом институте связи, на радиофакультете.С 1952-1958г. работал инженером в лаборатории Московского областного управления связи и занимался настройкой и наладкой мощных трансляционных узлов. В 1958г пришел работать в одно из предприятии Министерства Авиационной промышленности.

Работа в группах. Задание учащимся: поставить недостающие цифры в тексте.

ВОВ в цифрах. Все понимали, что не только Храбрость армии, число пушек и искусство маршалов определяют успешный исход военных действий: он в немалой степени зависит от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем параметрам. Только для боевой авиации за годы войны авиации за годы войны нашими авиаконструкторами было создано и модернизировано ? новых видов самолётов. Моторостроителями- ? вида авиационных двигателей, а конструкторами танков- ? образца новых машин и самоходных артиллерийских установок: среди них всемирно известная модернизированная " тридцатьчетверка" ( Т-34-85).

Задания к тесту:

1 группа учащихся: Определите количество новых видов самолётов:

Найдите сумму корней системы уравнений:

х+5у=45,

3х-2у=50;

Ответ: _____новых видов самолётов.

2 группа учащихся: Определите количество видов авиационных двигателей:

Найдите частное корней системы уравнений:

2х+у =94,

3х - 2у=134;

Ответ: _________вида авиационных двигателей.

3 группа учащихся: Определите количество новых танков и самоходных артиллерийских установок:

Найдите произведение корней системы уравнений:

х=18у,

х+2у=40;

Ответ: __________образца новых машин.

Ответы: 25 новых видов самолетов; 23 вида авиационных двигателей; 72 образца новых машин (танки и самоходные артиллерийские установки).

II. Решение задач

1. В октябре 1941 года враг совершил на Москву 31 налет. В этих налетах участвовало 2000 немецких самолетов, из них было сбито 278, к городу прорвалось только 72 самолета. Сколько вражеских самолетов не сумели прорваться к Москве?

2. С 30 сентября по 5 декабря 1941 года Красная Армия вела тяжелые, кровопролитные бои под Москвой. Сложная обстановка потребовала эвакуации из Москвы ряда важнейших предприятий. Создавались новые рубежи обороны на ближних подступах к Москве. Формировались дивизии народного ополчения, город готовился к уличным боям. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 450 000 жителей столицы, 75% из них составляли женщины. Сколько женщин участвовало в этом строительстве?

3. На завершающем этапе Московской битвы Советская Армия нанесла противнику тяжелое поражение: из строя были выведены 16 дивизий и 1 бригада. 1 дивизия состоит из 17000 человек, а 1 бригада из 3000 человек. Сколько живой силы было потеряно противником?

Домашнее задание.

Задача 1. Используя ответ 1 ой задачи, сравните максимальные скорости советских истребителей "МИГ-3", "Ла-7" - 640 и 680 км/ч соответственно со скоростью немецких истребителей. После решения таких задач можно провести небольшую беседу о том, что в увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных показателей большую роль сыграли работы в области аэродинамики таких выдающихся математиков, как М. В. Келдыш, С. А. Християнович, Н. Е. Когин, А. А. Дорошницин, Н. Т. Четаев.

Задача 2. Шофер выполнял задание: 12 солдат одновременно были доставить в пункт назначения, в 20 км от их места расположения, при помощи маленького автомобиля, вмещающего 4 солдата и движущегося со скоростью 20 км\ч. скорость движения солдат 4 км\ч. шофер автомобиля хорошо знал математику и задание очень легко выполнил.Как?.

Итог урока. Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом , талантом, самоотверженным трудом.

Русский человек всегда был мирным жителем планеты. просторна и прекрасна его родная земля.на ней добросовестно трудился, растил детей, радовался солнцу, протягивал руку дружбы соседям. Он мужественно защищал свою землю, свою семью, свой дом от захватчиков. Ему чужого не нужно. Он хочет жить мирно, спокойно.

Сделай все возможное для блага Отчизны! Помни: нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны.