Классный час "Хлеб всему голова"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • Расширить знания  детей о значении хлеба в жизни  каждого человека.
  • Воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к людям, вырастившим его.

Оборудование: плакаты с пословицами о хлебе: «Хлеб в закромах – счастье в домах», «Худ обед, коли,  хлеба нет», «У кого хлебушко, у того и счастье», различные хлебобулочные изделия, на рушнике каравай с солью, колоски пшеницы, запись песни «Хлеб всему голова» музыка  Н. Кудрина, слова В. Гундарева, слайд-шоу (Приложение 1).

(Слайд 1) Звучит песня «Хлеб всему голова». Музыка: Н. Кудрин. Слова: В. Гундарев. Исполняет: Людмила Зыкина (Слайд 2)

Учитель: Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей,  живущих  на  земле.

В нашей стране хлеб стоит недорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученик 1: Слыша добрые вести,
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны.

Ученик 2: Нужны нам и мясо, и фрукты...
Однако коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нём труд хлеборобов, их пот.
И хлебушком – ласковым словом –
Зовёт его часто народ.
Какое без хлеба застолье?  (Слайд 3)
Ещё с незапамятных дней               
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

Ученик 3: На Руси всегда было особое, почтительное отношение к  хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.

Ученик 4: Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно. Если остались не съеденные куски, сделайте из них сухарики, испеките запеканку, оладьи.

Ученик 5: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика  хлеба, то за год наберётся 7 кг, или 15 батонов.

Ученик 6: Мальчишке было десять лет,
Он шёл по переулку
И нёс домой в плетёнке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, гружёную песком,
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку…  (Слайд 4)

Ученик 7: Но если б думал мальчик тот
О зёрнышке – о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке;
О том, что хлеб пришёл не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых…
А вот сбирал бы паренёк
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами…    (Слайд 5)

Ученик 8: Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Её просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

Ученик 9: Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней…
Снарядов свист… Воздушные тревоги…

Ученик 10: Мела метель колючая, мела…
За нею голод шёл в дома по следу…
И не было ни хлеба, ни тепла.

Учитель: Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. Они 900 дней жили в условиях вражеской блокады. В это время рабочие и   
инженерно-технические работники получали по 250 г, а остальные жители  города – всего по 125 г хлеба. Он состоял  из  муки  низкого  качества,  мякины, отрубей,    
жмыха, целлюлозы. И всё-таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Учитель: 641 803  ленинградца  умерли  во  время  блокады от  голода. На Пискарёвском  кладбище – тысячи  могил. Около одной всегда много людей. Они  стоят, молча, и  
плачут. На могиле среди  цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом  записка: «Доченька, если б я могла дать тебе его тогда…»

А в 50-е годы – на Невском проспекте в Ленинграде, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом, Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

Ученик 11: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева: «Поклонитесь же человеку,         
вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом,  (Слайд 6) перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб». (Слайд 7)

Ученик 12: Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – тёплый, золотистый –
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришёл.

Ученик 13: В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло! (Слайд 8)
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле. (Слайд 9)

Ученик 14: К хлебу все имеет отношение –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций,  спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.
Выходят учащиеся с караваем хлеба. (Слайд 10)

Ученик 15: Всему начало –
плуг и борозда,
Поскольку борозда
под вешним небом
Имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом
никогда:
Всему начало – плуг и борозда.

Дети угощают хлебом учащихся. (Слайд 11)

Вспоминают правила обращения с ним. (Слайд 12)

Мероприятие заканчивается чаепитием.