«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
1. Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образовании наиболее четко выразил русский педагог – исследователь К.Н.Вентцель (1857 - 1947), говоривший, что «ребенок по натуре своей утилитарист и практик» и утверждавший, что обучение и познание должны быть максимально близки. Поэтому необходимо включать самого ребенка в поиск.
Это утверждение не потеряло актуальность и в наше время, так как окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным и требующим от детей поисковой активности. В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Минобразованием России 17.06.2003г, ясно сформулировано, что одним из оснований преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников, выделяют развитие любознательности как основу познавательной деятельности. Известно, что любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность, когда у него проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы являются объектами наблюдения и игр уже с рождения.
Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой? Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.
2.
Познавательная экспериментальная деятельность идёт от самого ребёнка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности.
Из утверждений академика Н.Н.Поддьякова («Мышление дошкольника») следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
Это подтверждают и результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Запорожец, И.Я.Лернер, А.И.Савенков, Г.И. Щукина), которые показывают, что возможности
умственного развития ребёнка дошкольного возраста напрямую зависят от потребностей в познании окружающего мира.
Это проявляется у детей, на мой взгляд, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ведь «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь», - как считает Н.Н. Поддьяков. Он доказал, что лишение ребенка возможности экспериментировать,
постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка и на способности обучаться в дальнейшем.
Опираясь на мнения отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П.Усовой, Е.А.Панько, я пришла к выводу о необходимости включения дошкольников в экспериментальную деятельность, в процессе которой дети смогли бы постоянно обнаруживать новые знания, т.к. именно в дошкольном возрасте полученные сведения они заносят в свой банк памяти. Ребёнок занимается именно познанием мира через экспериментирование, где природа поставила перед ним задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов, без какой бы то ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.
Из своего небольшого опыта работы с детьми я заметила, что в обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами («тонет или не тонет»), определяют на вкус, например, «сладкое-горькое», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Это и побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности.
3. В процессе экспериментальной деятельности дети с удовольствием сами обследуют предметы и приобретают опыт пользоваться ими. Все это помогает активно развивать у детей мышление, воображение и речь, интерес к внутренней и содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Это побудило меня направлять активность детей на дальнейшую исследовательскую деятельность - формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения путем совершенствования чувственного аппарата, развивая зрительное восприятие, слух, обоняние и осязание.
Зная о том, что от грамотного построения образовательного процесса зависит эффективность любого развития дошкольников, я изучила методическую литературу по организации познавательного развития в детском саду с использованием детского экспериментирования. После чего определила тему работы: «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников»и наметила основные задачи:
- Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов.
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи, я составила перспективное планирование по возрастным группам (приложение 1)
Во второй младшей группе, опираясь на предшествующий, пусть маленький, но опыт детей, проводила работу по темам: «Форма, Цвет, Величина», «Времена года», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».
Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару» «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус.
При изучении темы «Вода» я помогла детям сделать вывод о том, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: прозрачная
<рисунок 1>
не имеет вкуса и запаха
< рисунок 2>
бывает холодной, теплой и горячей
< рисунок 3>
в воде растворяются соль и сахар
<рисунок 4 >.
А также увидели такие свойства воды, когда она льется, когда капает. Чтобы дети лучше усвоили материал этой темы, я провела беседу «Как человек использует воду». В ходе проведения опытов со снегом: «Как снежинки превращаются в капельки», «Как снег становится водой» и
«Морозные узоры» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина.
В процессе экспериментирования с продуктами питания у детей накопились конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта «Компот для Хрюши» дети узнали, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука
< рисунок 5>.
При проведении опыта «Угощение для дяди Федора» я предложила детям проблему: «Как сделать молоко вкусным?» и предложила выбрать варианты решения данной задачи: пить с конфеткой, насыпать сахар, добавить варенье. В результате чего дети сами попробовали сделать молоко вкусным по своему усмотрению
<рисунок 6>.
Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, ткань, семена). Например, я предлагала детям поэкспериментировать с луком. В ходе неоднократных наблюдений за ростом лука дети пришли к выводу, что лук лучше растет и имеет ярко зеленый цвет в светлом месте. Дети заметили также, что в темном месте перья
лука короткие и имеют бледный цвет. А в холодном месте лук рос, но очень медленно
< рисунок 7>
При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Сыпем, сыпем, посыпаем» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.
В среднем дошкольном возрасте, продолжая работу по обучению детей элементарному экспериментированию, мы изучали темы: «Чудесные зёрнышки», «Воздух», «Вода», «Ветер», «Песок и Глина».
Через элементарные опыты у детей формировались представления о физических свойствах жидких и твёрдых тел. Ребята не только учились определять физические свойства тел, но и самостоятельно делать простейшие умозаключения.
Так, работая над темой: «Чудесные зёрнышки» через игры – опыты: «Где живут зёрнышки?», «Как зёрнышки превращаются в муку?», «Как получить тесто?», ребята поэтапно выяснили, что зёрнышки живут в колоске<рисунок 8>; как зёрнышки могут превратиться в муку<рисунок 9>; как из муки можно замесить тесто; что можно приготовить из теста < рисунок 10>. Научились определять физические свойства муки: белая, без запаха, может сыпаться < рисунок 11>
Работая по теме «Воздух», я знакомила детей с его свойствами и ролью в жизни человека. Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска»открывали для себя элементарную закономерность - мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха - это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда я предложила провести опыт «Воздух поёт и свистит»,< рисунок 12> в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.
Планируя работу с детьми по теме «Вода», я ориентировалась на уже имеющиеся знания детей. Я убедилась в том, что игры - эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд - это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой - в виде льда и в виде подвижного
летучего пара <рисунок 13>; а также, что может произойти с водой, когда становится холодно - она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились
в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает – тает <рисунок 14 >.
О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар - это тоже вода»,когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды <рисунок 15 >.
Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.
Например, наблюдая за сосновой шишкой, найденной на земле, я предложила детям подумать, чем отличаются шишки, висящие на сосне и лежащие на земле? И ответить на вопрос: «Почему они разные?», Ребята предлагали свои варианты ответов: «Белка раскрыла», «Упала, ударилась о землю и раскрылась», «Ветерок сорвал». Тогда я предложила им узнать «Секрет сосновой шишки», < рисунок 16, 16.1 > где дети смогли наблюдать за тем, как под воздействием воды изменяется ее форма - чешуйки раскрылись. Также они увидели, что шишки не тонут, плавают на поверхности. А через некоторое время, дети увидели, что шишки изменили форму и опустились на дно. На мой вопрос: «Как вы думаете, почему шишки изменили форму и опустились на дно»? Детиответили: «Промочились водой». В результате данного опыта я помогла детям осознать, что вода изменяет форму предметов.
Я удивилась, когда на следующий день родители Игоря С. рассказали мне, что их сын показал дома опыт с шишкой. И попросили рассказать, какие еще опыты можно проводить с детьми дома. Это привело меня к мысли о том, чтобы приготовить консультацию для родителей по организации экспериментальной деятельности детей в домашних условиях. С этой целью я провела подгрупповую консультацию < рисунок 17,17.1 > и оформляла информационные папки-передвижки на темы: «Познание – в действие, или как провести эксперимент с малышом», «Занимательные эксперименты для пап и любознательных дошколят». Подготовила для родителей буклет: «Школа маленького исследователя» это дало положительные результаты, так как дети с удовольствием рассказывали о том, какие опыты они проводили с родителями, например, с кляксой, или красками; определяли плавучесть предметов; с собственным отражением и др.
Продолжая работу с детьми старшей группы, мы изучили темы: «Почва», «Камни», «Воздух», «Вода», «Вулканы», «Растения», «Природные явления».
Хочется отметить, что сложность опытов в этом возрасте возрастает. У детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. Например, при проведении опытов «Из чего состоит почва», «В почве есть воздух» - дети поняли, что почва - это верхний слой земной поверхности - «живая земля», что в этой земле протекает жизнь обитателей почвы. А так же самостоятельно пришли к выводу о необходимости охраны почвы
< рисунок 18,18.1>. Работая над темой «Камни»,< рисунок 19,19.1,19.2> ребята знакомились с разнообразием камней в природе, с их отличительными признаками (они бывают разного размера, имеют разную структуру, различаются по цвету). Показывая детям презентацию, и в ходе опытов с камнями ребятам стало понятно, почему они разные, как человек использует камни.Познакомились с ландшафтом родного края - из опытов «Извержение вулкана», «Как у вулкана вытекает лава».
Таким образом, я могу с уверенностью сказать, что специально организованное исследование свойств и качеств жидких и твёрдых тел - это грандиозное открытие для детей и неиссякаемый источник новой информации. Проводимая мною работа с детьми по элементарному экспериментированию дала положительные результаты. Дети активно проявляли познавательный интерес, который заметно возрастал с каждым днем. Что, в свою очередь помогло детям усвоить весь материал. По разработанной мною карте требований к знаниям, умениям и навыкам детей по теме: «Экспериментирование - источник познавательного развития дошкольников», (приложение 2) я провела диагностику и получила следующие результаты, которые показывают положительную динамику развития детей по данной теме. В целом результаты за год возрастают в
среднем на 4,7% и на конец года составляли: во второй младшей группе – 78,7%, в средней группе – 81,3%, в старшей группе -84%, что соответствует среднему уровню развития ЗУН детей и подтверждают высокий уровень познавательного интереса – в среднем - 100% (приложение 3).Конечно, как и в любой работе, я столкнулась с рядом трудностей: мало литературы по
детскому экспериментированию; недостаток специального оборудования для проведения опытов; отсутствие укомплектованной и оснащенной мини-лаборатории.
Но, тем не менее, меня не пугают эти трудности, я буду проводить эту работу, потому что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - необходимое условие успешного становления личности дошкольника.
При организации детской экспериментальной деятельности, я постоянно ставлю перед собой вопрос: А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого, он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни, как считает выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».