Потребность в профессионализации управленческой деятельности в сфере образования начала осознаваться на Западе в 60–70-х гг. прошлого века. В нашей стране вопросы профессиональной подготовки руководителей стали решаться лишь в 90-х гг.
Современная теория управления дошкольным учреждением развивается как часть общей теории управления социальными организациями. Она имеет свои существенные особенности, отличающие ее от теорий управлений организациями других видов, например производственными, но в ее основе лежат также общеуправленческие подходы.
Управление предполагает постановку цели, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способного к преднамеренным действиям.
В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано:
-с развитием вариативности содержания дошкольного образования;
-расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами;
-включением в систему непрерывного дошкольного образования;
-повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров;
-с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.
Без целенаправленного и научного обоснования управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ.
Под управлением дошкольным образовательным учреждением К.Ю. Белая, Т.С. Комарова и Л.В. Поздняк понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. Иначе говоря, организационная структура – это способ разделения управляющей системы на части и одновременно ее интеграции в целом.
Различают следующие типы организационных структур: линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная.
В зависимости от того, как распределены полномочия принятия решений, различают централизованные и децентрализованные структуры управления.
Централизованные – это концентрация права принятия решений, сосредоточенных полномочий на верхнем уровне управления.
Децентрализованная передача (делегирование) ответственности за принятие ряда решений – значит и делегирование соответствующих этой ответственности нижним уровням управления.
В нашем случае модернизированная структура управления – это проектная, децентрализованная структура управления ДОУ.
В ходе организации деятельности дошкольного учреждения нами выбрана система управления ДОУ, предполагающая сочетание жесткой структуры управления функционированием и гибкой – управление развитием. Структура управления нашим дошкольным учреждением является проектной, децентрализованной структурой управления, включающей два уровня: стратегический и тактический.
Стратегический уровень состоит из двух ступеней:
1 – взаимосвязь городского управления образования, городского методического кабинета и непосредственно руководителя ДОУ;
2 – объединяет работу органов самоуправления, таких как педагогический совет, Совет учреждения, родительский совет.
Тактический уровень предполагает работу пяти взаимосвязанных служб: медицинской, методической, психолого-педагогической, административно-хозяйственной и нормативно-правовой.
Руководителем медицинской службы является старшая медицинская сестра ДОУ, работающая в тесном сотрудничестве с врачом поликлиники, инструктором по физической культуре.
Основные задачи медицинской службы:
-расширить диапазон медицинских и профилактических оздоровительных мероприятий;
-контролировать соблюдение реализации средств педагогики оздоровления;
-расширить систему взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогическим коллективом по созданию единого здоровьесберегающего пространства: ДОУ – семья – социум;
-провести мониторинг состояния здоровья дошкольников.
Руководитель методической службы – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе. Структура службы предполагает функционирование трех взаимосвязанных секторов: научно-методического, информационно-аналитического и диагностического центра.
Основные задачи методической службы:
-расширить и систематизировать знания педагогов по актуальным направлениям психолого-педагогической науки и практики в педагогике оздоровления, модернизация образования в целом;
-создать эффективную систему методической помощи в ДОУ по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов, обобщению и распространению передового педагогического опыта по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления;
Направления деятельности:
-изучение информационных потребностей педагогических кадров ДОУ с целью формирования информационного массива по организации воспитательно-образовательного процесса в режиме педагогики оздоровления;
-повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, расширение теоретических и практических знаний педагогов в области здоровьесбережения;
-мониторинг эффективности организации деятельности в ДОУ по внедрению здоровьесберегающих технологий.
Педагог-психолог ДОУ руководит психолого-педагогической службой.
Основная цель функционирования службы – обеспечения психолого-педагогического сопровождения и контроля деятельности в дошкольном учреждении.
Неотъемлемым условием результативности и успешности реализации проектно-децентрализованной структуры управления является работа административно-хозяйственной службы под руководством заместителя заведующего по хозяйственной работе.
Основные задачи административно-хозяйственной службы:
-создать материально-технические условия реализации деятельности в ДОУ;
-обеспечить охрану жизни и здоровья детей и сотрудников ДОУ;
-организовать производственный контроль в ДОУ.
Мы убеждены, что успеха возможно достичь только при условии постоянного самообразования, самоизменения, соответствующего требованиям времени и концепции модернизации системы образования. В нашем педагогическом коллективе существует алгоритм достижения успеха, состоящий из афоризмов.
Необходимо твердо знать, чего ты хочешь.
Необходимо вообразить желаемый результат.
Важно верить в себя.
Научиться уважать окружающих.
Превращать препятствия в трамплин для нового прыжка к цели.