Приобщение детей к русскому народному творчеству через изобразительную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Только  в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из его функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

Устное, прикладное народное творчество в дошкольной педагогике давно признано незаменимым источником формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развитие чувства юмора и элементарных навыков рукоделия.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основаны на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов  писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему развитию личности».

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова,  Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Холезова и многие другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М. Василенко, В.С. Воронов, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенствование языка, связь с окружающей жизнью.

В дошкольном учреждении, в котором я работаю, основной программой является программа «Развитие». Она направлена на развитие художественных и творческих способностей у детей, а так же воспитание нравственности. Я думаю, что именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них  те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который мне показался самым верным – знакомство детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Знакомить детей с народным творчеством я начала с I младшей группы. Конечно же, это знакомство шло через устное народное творчество, что всегда вызывает у малышей эмоциональный отклик. Знакомство проходит  очень непринужденно в процессе всего дня. Разучивая с детьми множество потешек, прибауток, закличек, проговаривая их часто и к месту, мы не только развиваем речь, но и  расширяем знания детей: из муки делают тесто, корова дает молоко, пастух пасет корову и т.д., конечно же мы играли и в народные игры: «Пузырь», «Колпачок», «Ходит Ваня», «Заинька» и многие другие. Ну, а сказки малышам нужно не только рассказывать, но и показывать. Дети, зная сказку, с удовольствием принимали участие в драматизациях.

Начиная с I младшей группы я знакомила детей не только с пластилином, но и с глиной. Ребята смотрели, как я развожу порошок, как хорошо она потом смывается водой. Детки пробовали помять глину, раскатать ее. А уже во II младшей группе, мы пробовали лепить. Ребятам очень понравилось, что поделку из глины можно потом расписать красками. Во II младшей группе ребята познакомились с дымковской росписью. Они хорошо отличали народные игрушки от других, знали основные элементы росписи и использовали их в своих работах. В средней группе ребята продолжают знакомство с дымковской росписью, а так же узнают новый вид народной игрушки – филимоновской. В старшей и подготовительной группе дети познакомились с Гжельской, Хохломской росписью. Познакомились с Похлов-Майданскими матрешками, Жостовскими подносами, так же ребята познакомились с вышивкой и овладели способами вышивки.

Знакомясь с народно-декоративным искусством, ребята получали научные знания – истории того или иного промысла.

Знакомить детей с народно-декоративным искусством можно практически через все виды деятельности. В работе по русскому народному творчеству во всех видах изодеятельности можно дополнять и музыкальным воспитанием. Знакомство происходит и с фольклором, обычаями, обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Несомненно развивается речь детей, так как ребята узнают множество новых слов, разучивают наизусть фольклор, слова к народным подвижным играм. В игре-драматизации начинают участвовать даже застенчивые дети, которые замкнуты при обычных ситуациях.

Занимаясь декоративным творчеством, ребенок овладевает необходимыми для него техническими приемами, что способствует развитию двигательных ощущений, а главное– мелкой моторикой, ведь детям приходится прописывать мелкие элементы росписи. У ребят развивается точность движения пальцев, тренируя мелкие мышцы рук. Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому эти способности следует развивать как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Многие элементы узоров напоминают элементы букв (овал, палочки, петельки и т.д.). Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность. Безусловно результаты работ всегда вызывают положительные эмоции .Дети с большим удовольствием дарят свои поделки родителям и детскому саду. 

Ребята с удовольствием посещали городские музеи, где представлены образцы различных промыслов. Дети подготовительной группы в течении года посещали цикл занятий в виртуальном Русском музее.                                 

Проводя занятия в системе, выполняя задачи программ «Развитие» учебного центра им. Л.А. Венгера и Масловой «Здравствуй музей», усложняя уровень, повышая интерес, мы добились хороших результатов, что подтверждают результаты диагностики.

Поддерживая интерес детей к русскому народному творчеству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры и интерес, который мы пробудили у ребят, поможет им открыть эту дверь настежь!    

Работа с родителями.

– Родительские собрания на темы: «Народное искусство в воспитании детей», «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования», «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством», «Фольклор для всех».

– Вечера вопросов и ответов.

– Круглый стол «Поможем детям влюбиться в красоту».

– Оформление родительских уголков на темы: « Народные приметы и праздники:, « Играем дома в русские народные игры», « Чем занять ребенка дома», «Творческая лепка».

– Рекомендации родителям: «Игры – упражнения по рисованию различными способами», «Учим детей  играя», «Ребенок играет один».

– Оформление родителями альбомов «Мир вокруг нас», «Народная игрушка».

– Анкетирование родителей

– Выпуск газет: «Семья», «Шпаргалка для родителей»

– Участие родителей в выставках: «Золотая осень», «Вторая жизнь ненужным вещам», « Любимая сказка», «Русская березка», «Такие разные новогодние елочки»

Предметно-развивающая среда в группе.

– Репродукции картин и иллюстрации из детских книг по теме: «Народное прикладное искусство»

– Альбомы с образцами росписи

– Альбомы с изображением народных промыслов

– Раскраски по темам

– Скульптуры малых форм (глиняные игрушки)

– Уголок ряженья (с костюмами разных народов)

– Ширма для театрализованной деятельности, различные виды театров и атрибуты для игр-драматизаций.

– Изобразительный  материал: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, мел для рисования на доске, кисти, «тычки». Глина для лепки, стеки, доски для лепки, салфетки; цветная бумага, ножницы, клей, палитры, инвентарь для уборки рабочего места.

К работе прилагается перспективный план для разных групп (см. Приложение 1).