Профессиональное самоопределение учащихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Наша школа открылась в 1976 году и имеет великолепные спортивные традиции и результаты. У нас учились Олимпийская чемпионка по легкой атлетике Лилия Нурутдинова, участник Олимпийских игр по плаванию Алексей Зацепин, участники Международных соревнований по борьбе дзюдо братья Радик и Рамиль Рашитовы. Мастера спорта международного класса, участники Первенства мира и Европы по акробатике Е.Цыбулькина, А.Плоскова, Д.Вихрянова. Призер Чемпионата Мира по борьбе на поясах А.Гоголь и многие другие.

Каждый год с 4 класса в школе открывается спортивный класс, куда зачисляются воспитанники спортивных школ по различным видам спорта. Для них в школе созданы все условия: организованно второе питание, а учебное расписание составляется в соответствии с графиком тренировок. Многие выпускники этих классов каждый год становятся студентами Академии физической культуры, и уже работают в спортивной сфере. Проанализировав эти данные, администрация и педагогический совет школы, определило необходимость разработки управленческого проекта “Спортивно-ориентированное физическое воспитание как одно из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения”. В рамках данного проекта предполагается сотрудничество между “Камской Государственной Академией физической культуры, спорта и туризма”, спортивными школами, учреждениями дополнительного образования и семьей. Цель проекта: способствовать профессиональному самоопределению школьников и содействовать их самореализации. Задачи проекта: 1. На основе теоретического опыта педагогов-новаторов разработать концептуальные положения, определяющие стратегические направления предпрофильного и профильного обучения школьников.2. Провести системный анализ по вопросам профессионального самоопределения, отношения к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, мониторинг здоровья школьников. 3. Разработать программу “Предпрофильное и профильное обучение школьников по специальности “Физическая культура”, внедрить в учебно-воспитательный процесс и экспериментально обосновать ее эффективность. 4. На основе полученных результатов разработать научно-практические рекомендации для педагогов образовательных учреждений.

Этапы реализации проекта

Первый этап – теоретико-поисковый – разработка концептуальных положений, определяющих стратегические направления предпрофильного и профильного обучения школьников; проведение констатирующего эксперимента для получения первичных данных о состоянии физического и психического здоровья учащихся и опыта его обучения в системе работы школ, мотивации к занятиям физической культурой у учащихся и их отношения к физкультурно-спортивной деятельности, опрос родителей, учителей и администрации школы.

Второй этап – опытно-экспериментальный – разработка программы предпрофильного и профильного обучения и ее апробация.

Третий этап – заключительно-оценочный – углубленный анализ и систематизация данных, полученных опытно-экспериментальным путем, представление результатов внедрения управленческого проекта в центральной печати, на конференциях, в сборниках научных трудов.

Программа предпрофильного и профильного обучения по специальности “Физическая культура”

Профессиональное самоопределение учащихся необходимо рассматривать в контекте динамики возрастных процессов на различных этапах онтогенеза (А.П.Матвеев).

I. Познавательный этап (1-4 класс).

Цель этапа – совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося.

Задачи этапа:

1. Создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников.

2. Улучшение качества физического воспитания детей для повышения уровней развития познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.

1. Поисково-зондирующий этап, открытие специализированных классов (5-7 класс).

Цель этапа – формирование интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности, осознанного ее выбора как средства организации активного отдыха и досуга.

Задачи этапа:

1. Ознакомить учащихся с возможно большими видами спорта для успешного выбора своей спортивной деятельности.

2. Организация физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного воспитания.

3. Ознакомить учащихся с теорией физической культурой и спорта.

2. Профессионально-ориентированный этап (8-9 класс).

Цель этапа – побуждение учащихся к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбору направления физкультурно-спортивной деятельности.

Задачи этапа:

1. Обеспечить учащихся возможностями для освоения каждым из них ценностями физической культуры и спорта с учетом его задатков, способностей, потребностей и интересов, уровня физического развития и физической подготовленности.

2. Организация физической и спортивной подготовки учащихся, их физкультурного и спортивного воспитания.

3. Повышения уровня сформированности знаний в области физической культуры и спорта.

3. Профессионально-адаптационный этап (10-11 класс).

Переходя в старшие классы, учащиеся, занимающиеся в спортивных школах, уже имеют высокие спортивные разряды и являются члена сборных города, Республики, России. В связи с большими физическими нагрузками и частыми поездками на сборы и соревнования у детей появляются пробелы в знаниях. Поэтому базовым основанием для разработки содержания обучения является целенаправленное приобретение учащимися практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации, создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель этапа – обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе.

Задачи этапа:

1. Осуществление обучения учащихся за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций, основанного на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального образования.

2. Повышение уровня информированности в области физической культуры и спорта.

3. Формирование профессионально важных физических и психических качеств, умений и навыков.

По окончании полной средней школы выпускники имеют выбор своего дальнейшего обучения. При успешной сдачи экзаменов поступление на бюджетные места КамГАФКСиТ, также возможно продолжение учебы в Колледже физической культуры. Я уверена, что эффективность обучения студента в высшей школе в немалой степени зависит от стартовой подготовленности к обучению в вузе.