Учитывая психологические особенности младшего школьника, процесс познания должен вызывать устойчивый эмоциональный интерес ребенка к приобретению знаний. Л.С. Выготский характеризовал познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес при этом предстает как осознанное стремление, как влечение для себя, как движущая сила познания.
Нетрадиционные формы уроков, а именно, нестандартные уроки служат как бы переходным мостиком к учению, которые формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение скованность, которые свойственны многим детям, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Это интегрированные уроки, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, интеллектуальные игры (конкурсы, КВН, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии, урок-сюрприз, уроки с использованием мультимедийных средств, урок-исследование, деловая игра, урок-радиопередача, телепередача, праздник первого научного открытия, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Такие уроки позволяют решить самые разные образовательные образовательные и воспитательные задачи:
- помогают обрести уверенность в своих силах, оптимизм;
- обеспечивают самонастрой на развитие и возвышение себя, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию.
Проведение их имеет большое значение еще и потому, что обучающиеся видят результат своей работы, положительные и отрицательные стороны.
Проводя урок по теме “Зимующие птицы”, использовали методы театрализации, работу в малых группах, презентацию, создавали во время урока проблемную ситуацию. Отгадывание загадок, которые содержат экологическую направленность, помогло активизировать детей, заинтересовать. В процессе отгадывания возникают процессы воображения, сравнения. К.Д. Ушинский сказал о загадках, что они доставляют уму ребенка полезное упражнение.
Мы представляем конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме “Зимующие птицы”.
Тема: “Зимующие птицы”.
Цели:
1. Расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях.
2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
3. Закрепить понятие “зимующие птицы”.
4. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие.
5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Оборудование:
1. Костюм сороки.
2. Презентация “Зимующие птицы”.
3. Призведение П.И. Чайковского “Январь”.
4. Мультимедиопроектор.
5. Компьютер.
6. Разрезные карточки “Зимующие птицы”, “Питание птиц”.
7. Тестовые задания.
8. Ответы для проверки тестов.
9. Конверты с заданием от старичка-лесовичка “Сложи птицу”.
10. Магниты.
11. Сигналы.
12. Кормушки, семечки для сороки.
Методы:
1. Театрализация.
2. Презентация.
3. Работа в группах постоянного состава.
4. Постановка проблемы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Речевая разминка. “Подуй на листочек!”
Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
2. Актуализация опорных знаний.
Начнем урок с теста.
Вспомним отличие птиц от других животных.
Игра “Да-нет”. “Да”-+, “Нет”- -.
Тест.
- Тело покрыто шерстью.
- Тело покрыто перьями.
- Есть зубы.
- Есть клюв.
- Крылья заменяют передние конечности.
- Отыскивают птицу с помощью клюва и лап.
- Перья на хвосте отличаются особой длиной.
Самопроверка. (С помощью сигналов)
Вывод. Чем отличаются птицы от других животных?
3. Постановка проблемы.
1) Загадка. Кто осенью улетает, а весной возвращается.
- Как вы думаете, о ком будет идти разговор сегодня на уроке?(О птицах)
- Верно, ребята, мы с вами дополним знания о многообразии нашей природы.
4. Открытие детьми новых знаний.
2) Театрализация.
Влетает сорока и трещит.
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Учитель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуй, Сорока.
Учитель: Что случилось?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели другие остались, ничего не пойму.
Учитель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте. (Сорока садится в одну из групп)
(Включаю музыку “Январь” П.И.Чайковский)
Учитель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись.
(Дети поворачиваются вокруг себя, и оказываются на лесной опушке.)
3) Презентация “Зима”, слайд 1, 2, 5, 6, 8. (У автора)
- Посмотрите, как вокруг красиво, какой воздух! Ребята, особенно трудно в зимнем лесу птицам. Давайте посмотрим, как живут они в зимнем лесу.
4. Пути реализации проблемы.
Показываю презентацию о птицах.
- Дети готовили дополнительный материал о птицах: загадки, стихи , небольшие сообщения.
7 слайд - ворона, синица.
- Что вы можете рассказать о синице?
1 ученик:
В желтой футболке и черной жилетке
Птица синица расселась на ветке.
Тенькает звонко птица-синица
Лютых морозов она не боится.
- Что вы знаете о вороне?
2 ученик:
Загадка:
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья – хрипловатая.
9 слайд - щеглы.
Я знаю, что ребята готовили о щеглах небольшое сообщение.
3 ученик: “Щеглы грациозны и ярки. Щеки у щегла белые, крылья черные с желтой искрой. Спинка темно – коричневая. Хвост черный”. Дети, недаром нарядного человека называют щеголем.
10 слайд - клесты.
- В лесу далеко раздаются звуки “Цок-цок-цок… кле-кле-кле. Это яркие птицы, которые лазят по деревьям как обезьяны.
11 слайд - снегири.
- Расскажите, что вы знаете о снегирях.
4 ученик: Снегири – это кочующие птицы. С наступлением оттепелей они улетают в северные леса.
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
12 слайд - дятел
Загадка:
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
13 слайд – свиристели
5 ученик: У свиристелей любимое лакомство – рябина. Ребята, в феврале свиристели улетают в более холодные края. Они живут там, где холодно.
14 слайд – королек
6 ученик: Королек – самая маленькая птичка в нашем лесу. Он весит всего 5 граммов. А какой проворный! Ему дали название по хохолку и короне.
15 – кедровка
- Почему кедровка имеет такое название?
Дети: Так как она очень любит кедровые орешки.
- Кто еще назовет птиц, которые остаются в наших местах на зиму.
Дети: Воробей, сорока.
Загадка:
Озорной мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет, крохи подбирает.
Вывод: если птицы живут в наших лесах и городах, селах зимой, как можно их назвать одним словом?
Дети: зимующие птицы.
Так какая тема нашего урока? “Зимующие птицы”. (Открываю на доске зимующих птиц)
- А вы знаете, дорогие мои, как бы птицам зимой не было трудно, они тоже любят играть. Сорока, давай играть вместе с нами.
5. Физминутка.
Вот под елкой зеленой скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
(Дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза)
6. Закрепление первичных знаний. Знакомство с питанием птиц.
- Так почему, дети, птицам зимой нелегко?
Дети: Так как зима бывает холодной, вьюжной, суровой, птичкам нечего есть.
- Как же мы можем помочь нашим птичкам? Что для них страшнее, холод или голод?
Дети: Вместе со взрослыми строить кормушки.
7 ученик:
Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?
Наше дело ребячье – уберечь их зимой!
Выставка сделанных кормушек. (У каждой группы кормушка)
- Скажите, чем питаются птички? (Зерном, семечками, ягодами рябины, салом)
Я вам расскажу по секрету, какая птица чем питается.
Воробьи питаются зернышками, крошками. Обозначим таким значком. (Вывешиваю значки на доску)
Синицы питаются этим же, но любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
7. Работа по группам.
Игра “Кто чем питается”.
Каждой группе дано задание. (По 4 карточки с питанием птиц, 2 экз.)
Определить:
1 группа: чем питается воробей?
2 группа: чем питается синица?
3 группа: чем питается снегирь?
4 группа: чем питается ворона?
8.
Игра “Угадай-ка”.
Сорока: Ой пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла? Что же это?
- Не суетись, Сорока. Мы сейчас с ребятами разберемся. Старичок-лесовичок прислал вам задание “Сложи птицу”.
Угадайте, какая у вас птица?
Посадите на кормушку и “насыпьте ей соответствующий корм”.
Молодцы, ребята, птиц вы накормили, так давайте угостим нашу Сороку.
Сорока: Спасибо, ребята, за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели, и что они едят. До свидания, ребята!
9. Подведение итога урока.
Ну что ж, дети, пора и нам возвращаться в свой класс.
Раз, два, три, повернись, в наш класс возвратись.
Итак, каких мы повстречали птиц в лесу.
Как одним словом мы их называем?
Мы с вами пойдем на прогулку в группе продленного дня и развесим кормушки. Кого мы угостим салом, семечками, кусочком яблока?
Закончим урок стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Старичок-лесовичок приготовил всем сувениры. Дети получают “птицу удачи”.
Спасибо вам, ребята!
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.